.RU

Ещё раз к вопросу о роли личности в библиотечной истории - Положение 50 Опроведении Года детского чтения в Челябинской области


^ Ещё раз к вопросу о роли личности в библиотечной истории
(Людмила Александровна Каримова)


Существует грустная английская байка о гибели "Титаника": его капитан всё своё внимание уделял повседневным вопросам (комфорту пассажиров, красивой мебели, сервировке столов) в то время как ему следовало бы проложить новый курс корабля, чтобы избежать столкновения с айсбергом. В ней содержится очень важная для библиотек, но далеко не всеми понятая мудрость о соотношении решения текущих неотложных вопросов в библиотечной практике и определения стратегии их развития. Понимание этой истины, умение видеть иначе – глубже и дальше, чем другие, и отличает Лидера, стремящегося к неуклонному развитию и успеху любого дела в библиотеке, от обычного специалиста.

Такие лидеры с их аналитическим умом, необычной аурой и исключительной энергетикой редки в библиотечной повседневности. Ведь их способности и талант – это их "блеск и нищета", удача и несчастье одновременно, поскольку парадокс, с которым они вынуждены сталкиваться ежедневно, трудно преодолим: с одной стороны, лидер (тем более что этот лидер – методист) должен в своей работе предвосхищать будущее, а с другой – вынужден прозябать в компромиссах с настоящим. Но именно они, с их одержимостью, блеском в глазах, талантом и обаянием неудержимо притягивают к себе лучших людей и вершат (несмотря ни на что) библиотечную историю.

Они настроены на неуклонное движение вперёд и успех, хотя горький опыт безвозвратных потерь и трагических утрат, оставляет неизгладимый след в их судьбе. Они появляются в трудные, переходные периоды библиотечной истории и очень редки среди библиотекарей-мечтателей и библиотекарей-деятелей.

Библиотекари-мечтатели пребывают в творчестве, но им не хватает действия, они редко достигают своих целей, и, следовательно, успеха. Библиотекари-деятели – практики, но без вдохновения и творческой составляющей, без реакции на изменяющиеся обстоятельства. Лидеры же способны соединить то, что есть у обоих – креативность и деятельность, образность мышления и логику поступков – и добиться прекрасных результатов во всех начинаниях.

Мы живём в условиях мощной динамики, "завтра" – это уже не сегодня, нет жёсткой платформы, высока изменчивость. В таких условиях значение креативности – умения нестандартно мыслить, оценивать ситуацию, видеть неординарные ходы, быстро принимать творческие решения возрастает. Таких лидеров немного среди библиотечных специалистов, и не всегда они бывают сразу по достоинству оценены в своём окружении, слишком уж они "выламываются" из привычных рамок и правил. Людмила Александровна Каримова, главный методист по работе с детьми Центральной детской библиотеки им. П.П. Бажова г. Каменска-Уральского – одна из тех, кому суждено оставить яркий след в библиотечной истории. Могло ли быть иначе? И как всё начиналось?

С самого рождения Люду Казанцеву окружали "книжные" люди и хорошие книги. Папа, Александр Ильич, главный инженер-энергетик, был заядлым собирателем книг и почитателем чтения. Мама, Татьяна Сергеевна, занималась воспитанием дочерей, в котором достойное место занимало чтение. Поэтому у неё на всю жизнь осталось особое отношение к семейному чтению, традиции которого были заложены в её собственной семье, и огромный воспитательный потенциал которого она использовала впоследствии в своей профессиональной деятельности. Первая учительница, её муж, библиотекарь детской библиотеки, предоставивший возможность со 2-го класса выбирать самостоятельно книги на стеллажах закрытого доступа (это счастье, конечно, для тех, кто понимает!), уже в старших классах – учительница литературы, школьный библиотекарь Зинаида Никифоровна (многие ли через 30 лет помнят имя своего школьного библиотекаря?) – это те люди, которые оказали влияние, научили любить и понимать книгу, наложили особый ("книжный") отпечаток на личность. Литература и книга стали естественной, не отделимой частью личности, без которых жизнь не мыслима.

Лидерские качества были органично присущи ей с детства: она умела видеть цель, вести за собой, притягивала к себе окружающих. Вероятно, поэтому была бессменным комсоргом в школе, уже придя в библиотеку, окунулась с головой в комсомольскую работу. Способность видеть цель и определять перспективы, понимание человеческой сущности и любовь книге и чтению – эти качества навсегда определили её жизнь и судьбу. Поэтому различные обстоятельства, из которых состоит вся наша жизнь, лишь вносили оттенки, создавали вариации, не в силах изменить главного.

В 1969 году, сразу после окончания школы, Люда Казанцева поступает учиться в Челябинское училище культуры и приходит работать в профсоюзную библиотеку КУМЗа. А всего через пять лет, в 1974 году, уже вполне опытный библиотекарь, профессионал, убеждённый в правильности выбранного пути, теперь уже Людмила Александровна Каримова едет вслед за мужем на Дальний Восток, в Приморский край, в г. Дальнегорск, стоящий в 28 км. от Тихого океана. В то время, как и все города и посёлки, он носил китайское название – Тетюхе. Людмила Александровна считает, что этот удивительный, необычайной красоты край, мир Сихотэ-Алинского заповедника, который обычно называют "русской Швейцарией", наложил отпечаток на её характер, увлечения, стиль жизни. До сих пор она не может жить без леса, природы, предпочитает отдых на воде, когда можно побыть наедине с собой или семьёй и близкими друзьями.

Здесь в Дальнегорской центральной библиотеке ей суждено проработать 25 лет. С её талантом и способностями она просто не могла быть не замечена, поэтому, проработав год методистом (несмотря на временный уход в связи с рождением в 1975 году сына), она в свои 24 года назначается заведующей отделом комплектования, которая в условиях начинающейся в 1976 году централизации, являлась вторым лицом после директора во вновь образовавшейся библиотечной системе. Здесь, почувствовав, что знаний не хватает, поступает в Хабаровский институт культуры, который заканчивает уже с маленькой дочкой и сыном первоклассником. Красный диплом свидетельствовал не только об увеличившемся профессионализме, но и о желании учиться дальше самостоятельно всю жизнь, расширяя и углубляя знания по педагогике и психологии, которыми особенно увлеклась в институте.

В 1998 году вся семья вернулась на родину в Каменск-Уральский вслед за сыном, закончившим Хабаровскую академию экономики и бизнеса, и дочерью, поступившей учиться в медицинский колледж (сейчас она студентка Медицинской академии). Начинать всё сначала всегда трудно. Но она слишком умна, слишком красива, слишком самостоятельна, слишком переполнена идеями преобразований – и потому всегда заметна. Ей не могли не предложить работу методиста. Говорят, что методистами не становятся, но рождаются, потому что много природных данных (которые не всегда можно приобрести во время обучения), да и особый масштаб личности требуются для этой специальности. Нужно многим обладать, чтобы постоянно что-то дарить: идею, подход к решению задачи, приём, методику, иначе получится лишь библиотечный чиновник.

Она долго сомневалась, вспоминая слова Б. Шоу: "Кто может, делает, кто не может – учит". Но потом решила, что может и делать, и учить. Перечень того, что, оказалось она может, получился слишком большим. Тем не менее, она постоянно ставит перед собой всё новые и новые задачи. Она считает, что методисты – своеобразная "визитная карточка" библиотеки, а чтобы быть "золотой визитной карточкой" надо постоянно работать над собой. Методист – не только стратег, работающий на будущее, поэтому она не чуждается и повседневной черновой работы, кропотливого скрупулёзного труда. Многие творческие материалы её коллег из детских библиотек Каменска-Уральского стали известны далеко за пределами Свердловской области именно благодаря ей. Глубоко уважая творческий труд библиотекарей, она собрала, отредактировала, перевела в электронную форму и передала для печати в наши региональные издания программы и сценарии (они опубликованы в журнале "Читай-город" и сборнике "Мастерская чтения", а сколько ещё лежит в "издательском портфеле", ожидая своего часа!). Практически каждый раз она выступает соавтором творческой работы, отнюдь не претендуя на чьи-нибудь лавры.

Людмила Александровна – лидер, именно это делает её одной из немногих, выделяет из общих рядов. Но одновременно она – член нашего небольшого сообщества, которым мы очень дорожим, она – истинный российский интеллигент с её постоянной рефлексией, эрудицией, творческим потенциалом, внешней красотой, трудолюбием, редким жизнелюбием и обаянием. Сильный, талантливый человек и очаровательная женщина.

Ей дано понимание того, что в маленьких провинциальных филиалах закладывается большое будущее России. Именно для этого она работает. И поэтому каждое утро, открывая дверь своей библиотеки, она знает, что её ждёт любимая работа, замечательные люди – коллектив детских библиотек, и читатели, в общении с которыми старается не забывать свои собственные детские ощущения, тревоги и заботы.

Она ведёт свою маленькую флотилию – детские библиотеки Каменска-Уральского – верным курсом. А для этого много работает – читает, думает, разрабатывает, исследует, рекомендует, сидит за компьютером, учит и учится сама – вместе они вершат библиотечную историю.


^ М.В. Ивашина, учёный секретарь СОБДиЮ,

г. Екатеринбург


Милая людям


Хочу рассказать об одном человеке, с которым мне повезло встретиться в жизни.

По гороскопу – Овен (Скарлетт О` Хара из "Унесённых ветром"), по году рождения – Дракон (внутренний огонь). В жизни мягкая и доверчивая. Кстати, на Востоке говорят, что имя женщины должно быть подобно сиянию звезды или нежности цветка. Людмила – то самое имя, которое несет в себе эти качества. Еще говорят, что имя Людмила похоже на весы, пытающиеся уравновесить одновременно и мягкость, и твердость характера.

Я говорю о Людмиле Александровне Каримовой. Она знает и любит свою работу. Поэтому в своей деятельности она – трудоголик в самом замечательном смысле этого слова. Всегда полна новых замыслов. Воплощает свои желания и идеи в жизнь, не боится рисковать. К ее мнению прислушиваются и чаще всего соглашаются. Про таких, как Л.А. Каримова, говорят, что энергия у них – фонтанирующая. Это творческие, одухотворенные натуры, каких сейчас встретишь нечасто.

Тут, видимо, уместно будет сказать, что много лет назад Людмила Александровна Каримова закончила Хабаровский институт культуры по специальности библиотекарь-библиограф.

Любит свою семью. Вырастили с мужем двоих детей – сына и дочь. Они уже взрослые, но, получив образование, продолжают учиться, потому что это для них так же важно, как и для их мамы.

Любит читать, путешествовать, любит город, в котором началась её профессиональная биография. В 1969 году Людмила Александровна, тогда еще просто Людмила, работала в профсоюзной библиотеке Каменск-Уральского металлургического завода (где через десять лет начала работать и я), а в 1973 году в библиотеке средней школы № 7.

Затем переезжает с семьей на Дальний Восток и ровно четверть века отдается любимой работе в Дальнегорской центральной библиотеке, возглавляя отдел комплектования, одновременно являясь преподавателем детской литературы. И как результат: в трудовой книжке несчетное количество благодарностей и поощрений. Там же, в Дальнегорске, Людмила Александровна стояла у истоков создания ЦБС.

Сейчас в Приморье с благодарностью вспоминают о том, что она создала краевую школу передового опыта, за что ей был вручен знак Министерства культуры СССР "За отличную работу".

Сегодня Людмила Александровна Каримова снова работает в том самом городе, с которого началась ее профессиональная биография. Она главный методист ЦДБ им. П.П. Бажова по работе с детьми. Проводит обучающие семинары, тренинги, деловые игры для библиотечных работников детских и школьных библиотек города, публикуется в профессиональных изданиях и в местной периодической печати, выступает на радио…

Так же, как и раньше, она считает: "Главное – не бояться и очень хотеть. А профессия "библиотекарь"– одна из самых важных в современном мире.

Мне, пишущей эти строки, крупно повезло. Я никогда не встречала в своей жизни такого человека, у которого во всем четкость – до восхищения, до недосягаемости! Это то, чего мне не хватает. Поражает, как увлеченно и творчески Людмила Александровна работает. Я наблюдала, как она готовится к семинарским занятиям. К каждому из них просматривает огромнейшее количество источников, находит то, что невероятно трудно, почти невозможно найти. В творческий процесс проведения занятий вовлекает профессионалов из других областей. Ей невозможно отказать. Ее увлеченность любимым делом просто безгранична.

Я благодарна судьбе за то, что она мне предоставила возможность познакомиться с этим человеком, для которого библиотека – это жизнь без остатка, это жизнь для людей.

Для меня, как и для многих людей моей профессии, Каримова Л.А. – это специалист своего дела, настоящий мастер – профессионал. Профессионал с большой буквы.

Милая людям… Как замечательно это звучит, а главное – точно.


^ О.Е. Черемных, директор туристической

фирмы "Медстрах-Здоровье", г. Каменск-Уральский


ПРИЗНАНИЕ


В библиотечном мире людей, посвятивших себя любимому делу, профессионалов, личностей ярких и неординарных видно сразу. Такой человек есть среди наших коллег. Это Людмила Александровна Каримова, главный методист по работе с детьми ЦБС г. Каменска-Уральского.

Общаясь с ней, слушая её выступления на областных семинарах, получаешь удовольствие. В них всегда новизна, блеск идей, находящих применение в практике, стремление поделиться опытом, заинтересовать, увлечь коллег.

Людмила Александровна не просто талантлива: наделена богатым воображением, инновационным мышлением, даром творческого созидания, она человек дела. Её деловые качества являются эталоном профессионализма.


^ В.В. Глинских, заместитель директора по работе

с детьми МУК "ЦБС", г. Полевской



eta-kniga-posvyashena-avantyuristam-odni-iz-nih-ispitivali-sudbu-stanovyas-piratami-drugie-poyavlyalis-pod-chuzhimi-imenami-odni-stroili-finansovie-piramidi-i-pl-stranica-66.html
eta-kniga-posvyashena-avantyuristam-odni-iz-nih-ispitivali-sudbu-stanovyas-piratami-drugie-poyavlyalis-pod-chuzhimi-imenami-odni-stroili-finansovie-piramidi-i-pl-stranica-9.html
eta-kniga-prezhde-vsego-moi-vospominaniya-mne-prishlos-bit-svidetelem-i-uchastnikom-zhizni-torgovo-promishlennoj-moskvi-v-samie-otvetstvennie-godi-s-1912-p-stranica-11.html
eta-kniga-rezultat-mnogoletnego-issledovaniya-problem-isterii-osnovannogo-kak-na-klinicheskom-opite-nakoplennom-mnoyu-za-vremya-lechebnoj-i-nauchnoj-raboti-v-psi-stranica-12.html
eta-kniga-rezultat-mnogoletnego-issledovaniya-problem-isterii-osnovannogo-kak-na-klinicheskom-opite-nakoplennom-mnoyu-za-vremya-lechebnoj-i-nauchnoj-raboti-v-psi-stranica-22.html
eta-kniga-rezultat-mnogoletnego-issledovaniya-problem-isterii-osnovannogo-kak-na-klinicheskom-opite-nakoplennom-mnoyu-za-vremya-lechebnoj-i-nauchnoj-raboti-v-psi-stranica-28.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bazarova-t-a-spbii-ran.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sluzhba-vneshnej-razvedki-rossijskoj-federacii-rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-politiki-rossjskoj-federacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-vneurochnoj-deyatelnosti-po-napravleniyu-kruzhok-sekciya-issledovatelskaya-deyatelnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-g-in-2-r--uchebnik-serzhanta-vozdushno-desantnih-vojsk.html
  • credit.bystrickaya.ru/oral-alasini-auil-sharuashilii-bojinsha-2016-zhili-atarilan-zhmistar-turali-anitama.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/skupoj-ricar-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-centralnij-bank-rossijskoj-federacii-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-p-gajdenko-nauchnaya-racionalnost-i-filosofskij-razum-stranica-10.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-i-diplomnaya-raboti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-etimologii-slova-tartar-i-etnonima-tatar.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-nauchno-prakticheskoj-konferencii-ekologicheskaya-bezopasnost-gosudarstv-chlenov-shanhajskoj-organizacii-sotrudnichestva-i-x-mezhdunarodnogo-simpoziuma-i-vistavki-chistaya-voda-rossii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-drevnemu-iskusstvu-isceleniya-sofiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlinnaya-telega-pro-dyadyu-hryushu-rastamanskie-narodnie-skazki.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yurist-2007-izdaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-5-kontrol-znanij-studentov-rabochaya-programma-avtorskogo-kursa.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cergeev-aleksandr-viktorovich-stranica-18.html
  • write.bystrickaya.ru/filologiya-fakultet-5v011900-shet-tl-ek-shet-tl-mamandii-bojinsha-ou-badarlamasini-zhalpi-sipattamasi-berletn-drezhe.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-4-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-nasha-nepokolebimaya-vera-v-konechnuyu-pobedu-dzhejms-makgovern-martin-borman-neizvestnij-rejhslejter-19361945.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-samoobsledovaniyu-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-kolichestvo-tetradej-dlya-vipolneniya-vseh-vidov-obuchayushih-rabot.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sovremennie-problemi-yurisdikcionnogo-immuniteta-gosudarstva-i-ego-sobstvennosti-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-letopis-rodnogo-kraya-tema.html
  • credit.bystrickaya.ru/oushilardi-tgendeu-oushilardi-tgendeu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-nauchno-metodicheskom-sovete-reglamentiruyushih.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-tsa-sostav-tehnicheskih-sredstv-avtomatizacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommunizm-i-kapitalizm-kniga-krizis-kommunizma.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-soderzhaniya-askorbinovoj-kisloti-v-yablokah-razlichnih-sortov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnaya-stranica-maj-2011-goda.html
  • education.bystrickaya.ru/35-sistema-vospitatelnoj-raboti-doklad-bou-spo-vo-vologodskij-kolledzh-tehnologii-i-dizajna.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-golosovaniya-12-chas-49-min-39-sek-s-m-mironov-predsedatelstvuyushij.html
  • literature.bystrickaya.ru/dajsecu-tajtaro-sudzuki-stranica-10.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-soderzhanie-disciplini-rabochaya-programma-disciplina-teplotehnika-naimenovanie-disciplini-soglasno-uchebnomu-planu.html
  • exam.bystrickaya.ru/veksel-problemi-prakticheskogo-ispolzovaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-posvyashaetsya-pamyati-margariti-babkenovni-nalbandyan-i-podgotovlen-s-ispolzovaniem-materialov-sobrannih-eyu-v-fondah-rossijskogo-gosudarstvennogo-istoricheskogo-arhiva-rgia.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.