.RU

Еских пар linda Berg-Cross couples therapy the Havorth Clinical Practice Press New York London Oxford Издательство Института психотерапии Москва 2004 ббк 88 - страница 17



После того как каждый выскажет свое видение данной ситу­ации, необходимо определить, что эти люди могли бы сделать для того, чтобы помочь другому преодолеть отчаяние. Затем все участники анализируют затраты и вознаграждения, связан­ные с таким «альтруистическим» поведением. Например, теща, которая испытывает безумную любовь к своей дочери, пред­восхищая любую ее потребность (поездки в аэропорт, уборка по дому, подарки родственникам), воспринимается ее зятем как человек, который всюду следует за ними по пятам. Теща пред­лагает, что она могла бы помочь зятю преодолеть это чувство, если будет спрашивать разрешение перед тем, как спешить делать очередное доброе дело. Все участники принимают эту возможность за основу, и теща готовит к следующей сессии се­рьезный список услуг, за которые она была бы очень призна­тельна, включая то, что она хочет почувствовать, что ее выраже­ния любви ценят'

На сессиях делается акцент на том, что решения, возникаю­щие в процессе, являются всего лишь «предположением» того, что может оказаться эффективным или неэффективным. Цель сессии состоит в том, чтобы разработать как можно больше та-

и-3948

321

ких «предположений», а события, которые произойдут после сессий, уже определят, насколько они эффективны В конце сес­сии терапевт поздравляет каждого участника за уступки, на кото­рые он пошел, и решения, которые были приняты

^ В ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ

Терапевтический диалог (Супруги и их родители)

1. Насколько сильно проявляется несоответствие между тем, в каких отношениях вы состоите с родителями мужа/жены и какие отношения вы бы хотели простроить с ними? Какие раз­ные уровни близости у родителей мужа/жены с другими чле­нами вашей семьи и ваших друзей? В идеале, насколько близ­кие отношения вам бы хотелось установить с каждым из ро­дителей мужа/жены? Как вы можете объяснить свой выбор? Как вы можете изменить модель идеальных отношений, чтобы сделать ее более реалистичной?

2. Насколько сильно проявляется несоответствие между тем уров­нем близости, который демонстрируют родители мужа/жены, и тем, который приемлем для вас лично? Какие разные уровни близости у родителей мужа/жены с другими членами вашей семьи и ваших друзей? В идеале, какую степень привязанности вам бы хотелось проявлять по отношению к родителям мужа/ жены? Как вы можете объяснить свой выбор? Как ви можете изменить модель идеальных отношений, чтобы сделать ее более реалистичной?

3. Насколько сильно проявляется несоответствие между тем, на­сколько равные отношения установились с родителями той и другой стороны, и тем, какими вы видите эти отношения? Ка­кие несоответствия в проявлении власти существуют у других членов вашей семьи и у ваших друзей? В идеале, какое равен­ство в отношениях с родителями мужа/жены вы считаете при­емлемым? Как вы можете объяснить свой выбор? Как вы мо­жете изменить модель идеальных отношений, чтобы сделать ее более реалистичной?

322

Какие ритуалы родственников мужа/жены вам нравятся боль­ше всего, а какие вам не близки? Насколько поддерживаются семейные ритуалы в известных вам семьях и среди ваших дру­зей? В идеале, каким вы видите объединение или разделение границ обеих семей? Как вы можете объяснить свой выбор? Как вы можете изменить свой образ идеальных отношений, чтобы сделать ее более реалистичной?

Какую помощь вам хотелось бы получать от родителей мужа/ жены? Как вы думаете, какую помощь они бы хотели полу­чать от вас? Какие иные типы помогающих отношений суще­ствуют в других известных вам семьях и у ваших друзей? В идеале, какими вы видите границы, которые должны опре­делять помогающее поведение родителей мужа/жены? Как вы можете изменить свои отношения, чтобы сделать их более ре­алистичными?

Тест 1. Шкала ценностей и позиций, принятых в исходной семье и в семье супруга

Отметьте позиции в колонках А и В в зависимости от того, на­сколько данная характеристика отражает отношения в вашей семье. Закончив, сравните свои ответы с ответами своего супруга. Насколько отличаются ваши исходные биографические данные? Обсудите, на­сколько это повлияло на вашу способность общаться с родителями мужа/жены?

21*

323




A

В

1.

Расточительны

Прижимисты

2.

Материалисты

Не относятся к материалистам

3.

Реалисты

Идеалисты

4.

Придерживаются

Придерживаются




либеральных политических

консервативных политических




взглядов

взглядов

5.

Проводят время вне дома

Проводят время дома

6.

Придерживаются

Придерживаются




традиционных взглядов

прогрессивных взглядов




в отношении женщин

в отношении женщин

7.

Оптимисты

Пессимисты




8.

Уверенные в себе люди

Неуверенные в себе люди




9.

Любят поговорить

Немногословны




10.

Говорят громко

Говорят тихо




11.

Рациональны

Эмоциональны




12.

Обладают бойцовскими

Воздерживаются







качествами

от борьбы




13.

Ориентация наличность

Ориентация на семью




14.

Имеют многочисленные

Имеют мало







ритуалы

ритуалов




15.

Независимы

Взаимозависимы




16.

Выражают гнев

Сдерживают гнев




17.

Отличаются ригидностью

Отличаются гибкостью




18.

Свойственны теплые

Свойственны прохладные







отношения

отношения




19.

Сплоченность

Сплоченность не выражена




20.

Чистота в доме

Беспорядок в доме




21.

Набожны

Неверующие




22.

Продуктивны

Хаотичны




План групповой сессии для четырех-пяти супружеских пар, работающих с проблемой отношений супругов и их родителей

I. Психологические и образовательные стратегии.

A. Опишите четыре типа комбинаций родственных отношений и дайте общую характеристику каждому из них.

B. Опишите пять факторов, влияющих на установление отноше­ний с родителями супруга.

1. Супружеская адаптация.

2. Качество взаимоотношений с другими членами семьи.

3. Стратегии решения проблем.

4. Межличностные стили установления связей.

5. Семейные ритуалы.

324

C. Уделите время тщательному изучению трех межличностных стилей установления связей и тому, как использование силы влияет на отношения в семье.

D. Основательно исследуйте конструктивные пути разрешения вопросов, связанных с распределением власти в семье.

E. Представьте описание разных моделей ассимиляции, которые используются в семьях с выраженными культурными и религиозными расхождениями.

II. Тесты (выполняются самостоятельно супружескими парами, результаты обсуждаются до того, как они начнут принимать участие в групповом обсуждении).

А. Шкала ценностей и позиций, принятых в исходной семье и в семье супруга.

III. Терапевтический диалог (происходит обсуждение в парах, затем групповое обсуждение).

(Супружеские пары последовательно, пункт за пунктом обсужда­ют каждый вопрос.)

Во время группового обсуждения терапевт вместе с парами анализирует, каким образом можно достичь желаемых целей во взаимоотношениях путем изменения сверхамбициозных, заоблач­ных ожиданий.

Зная ситуацию в своей семье, в семьях друзей и родственников, супруги меняют свои ожидания на более реалистичные, и у них повышается мотивация для изменений.

IV. Терапевтические интервенции.

Проведение одной или нескольких интервенций на примере супру­жеской пары. Шеринг. После демонстрации следует групповое об­суждение дополнительных интервенций.

A. Техники для улучшения отношений с родителями супруга.

B. Совместное составление генограмм межличностных стилей.

C. Сессия с исходной семьей.

D. Присутствие родителей мужа/жены на супружеских сессиях.

|V Мотивация и время на осуществление изменений. Групповое обсуждение.

325

Библиотерапия

Averick, L. (1989). The in-law book: Coping with the strangers that you

are related to. New York: Shapolsky. Bilofsky, P. (1992). In-laws: Out-laws: How to make peace with his family

and yours. New York: Fawcett. Petsonk, J., and Remsen, R. (1988). The intermarriage handbook. New

York: William Morrow.

Видеотерапия

Отец невесты {Father of the Bride, 1991). Режиссер Чарльз Шайер. Отец не желает отпускать свою маленькую девочку.

Ромео и Джульетта {Romeo and Juliet, 1968). Режиссер Франко Дзе-фирелли. Старая как мир история о том, как исходная семья встает на пути настоящей любви и о трагических последствиях этого.

Свадебный банкет {The Wedding Banquet, 1993). Режиссер Энг Ли. Гомосексуалист, американец тайваньского происхождения, пыта­ется провести своих родителей, устроив фальшивую свадьбу.

Вопросы для профессионального роста (Отношения супругов и их родителей)

1. Когда отмечаются нарушения в отношениях с родителями мужа/ жены в связи с различиями в ожиданиях с точки зрения культу­ры, как следует построить процесс терапии, чтобы помочь суп­ругам выйти из тупиковой ситуации?

2. В каких обстоятельствах вы считаете необходимым присутствие на сессии родителей мужа/жены или проведение сессии с пред­ставителями разных поколений?

3. На какие этические моменты следует обратить особое внима­ние, когда в процесс супружеской терапии включаются родите­ли мужа/жены?

4. Говоря о добрачном супружеском консультировании, какие ас­пекты отношений с родителями мужа/жены, на ваш взгляд, сле-

326

дует в первую очередь обсудить: с молодой парой (около двад­цати лет); с парой, которая находится в том возрасте, когда обыч­но делается карьера (около тридцати лет); с парой, когда люди не первый раз вступают в брак; и с возрастной парой (около шестидесяти лет)?

^ ЧАСТЬ III

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП

АДАПТИВНОСТИ: ОТ АДАПТИВНОСТИ К РИГИДНОСТИ.

НИВЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА

ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Принцип 3:

Составные концепции:

АДАПТИВНОСТЬ

Создание коммуникативных паттернов,

которые разрешают конфликт; изменение структур

от адаптивных до негибких

^ ДИНАМИКА ИСХОДНОЙ СЕМЬИ

СИСТЕМНАЯ ДИНАМИКА КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Блоки конструкции:

Коммуникативные навыки

Ключевая идея: КОММУНИКАЦИЯ

^ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ И ПСИХОДИНАМИКА

Тернист путь семейной жизни: там может упасть достигший высот и подняться уни­женный.

Мепвин Чепмэн

Принцип адаптивности основывается на тех повседневных функци­ях, которые совершенствуются супругами, для того чтобы разрешать проблемы, связанные с развитием (расхождения во мнениях, неожи­данные кризисы, переходные этапы жизни) и решать вопросы, с кото­рыми они сталкиваются в течение дня. Адаптивность представляет со­бой правила, которые супруги разработали, чтобы управлять своими отношениями, включая вопросы распределения власти, объема и ха­рактера близости, стратегии разрешения проблем, которые они исполь­зуют. Когда у супругов высокая адаптивность, они функционируют эффективно, и у них не возникает препятствий. Будучи эффективными и ориентированными на цель, они постоянно развиваются и изменяют­ся, реализуя новые потребности в своих отношениях^Зачастую люди обнаруживают негибкость и застревают в одной и той же рутине, что типично для тех, кто неэффективен в данной области.

Среди наиболее распространенных теорий, используемых супру­жескими терапевтами для того, чтобы понять проблемы, которые воз­никают у клиентов в сфере общения, можно отметить теории семейной динамики. Теории семейной динамики фокусируются на том, как вза­имодействуют принципы развития и психологические принципы, что­бы направлять отношения. Коммуникация относится к межличностно­му уровню, и любая попытка понять модели коммуникации должна начинаться с понимания отношений между клиентом и значимыми для него людьми. Теории семейной динамики дают объяснение межлично­стным схемам, которые мотивируют пару к общению, факторам дина­мики, которые поддерживают модели функциональной и дисфункцио-

330

нальной коммуникации, а также процессам, посредством которых мож­но изменить эти модели.

Две наиболее распространенные теории семейной динамики - это психодинамическая и системная теории. Психодинамическая теория объясняет, как отношения в исходной (родительской) семье оказыва­ют влияние на супружеские отношения. В системной теории показы­вается, как супруги влияют друг на друга каждый день, а также рас­сматривается напряжение и динамика нуклеарной семьи. Теперь под­робнее остановимся на каждом из этих теоретических подходов.

^ ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Психодинамическая теория дает объяснение супружеским конфлик­там, отводя особое место тому, каким образом взрослые продолжают испытывать на себе влияние конфликтов, которые они переживали в детстве, а также роли детских неудач в разрешении психосоциальной задачи сепарации-индивидуации. Когда коммуникативные модели пары анализируются в психодинамическом ключе, определение и призна­ние стилистических способов реагирования на проблемы в супружес­ких отношениях служат трамплином для терапевта. Таким образом, терапевт может перевести внимание с настоящей ситуации на опыт, приобретенный партнерами в раннем детстве, когда только формиро­вались их представления об окружающем мире, тот опыт, который на­учил партнеров тому, как реагировать на близких людей.

Мюррей Боуэн (Bowen, 1978) и все, кто постоянно работает с объек­тными отношениями, считали, что успешность брака зависит от способ­ности каждого партнера дифференцировать себя от родительской семьи, чтобы сохранить уникальность своей нуклеарной семьи. Достаточно часто у взрослых людей можно наблюдать эмоциональное слияние со своей родительской семьей - своего рода «недифференцированное эго боль­шинства». Когда взрослый человек на уровне эмоций остается в не­удобной для себя, нервной атмосфере семьи, в которой прошло его дет­ство, отрицаемые части его взрослого «Я» подавляются, отвергаются или иным образом скрываются от партнера, которого этот человек выб­рал. Недифференцированный супруг подходит к партнерским отноше­ниям, будучи «искалеченным» эмоциональным долгом, и неясно, ка­ким образом здесь можно достичь равновесия. Годами у человека скла­дывается устойчивая потребность скрывать то, каким он является на самом деле и что на самом деле чувствует. В результате это препятствует и искажает чистые и прямые эмоциональные взаимодействия, которые

331

человек хотел бы иметь. Как справляться с гневом, скрывать стыд, про­сить о помощи и управлять конфликтом - все это ограничивается пра­вилами, которые были приняты в родительской семье. Ни для кого не секрет, что многие из этих правил, гораздо более разрушительны для нас не в детстве, а именно когда мы становимся взрослыми.

Боуэн пришел к выводу, что когда пары обращаются за помощью, психотерапевту следует, несмотря на непреодолимый характер их актуальных конфликтов, «возвратиться назад», чтобы люди сфоку­сировались на отношениях со своими родителями, а не на отношениях друг с другом. Когда человек начнет ощущать себя более свободно, станет «цельным, но обособленным человеком», он возвратится к своему супругу уже без скрытых вопросов, завуалированных по­требностей или неуместного гнева. Когда человек настроен дру­желюбно и не ведет себя как ребенок, постоянно сражающийся с некими врагами из прошлого, ему легче достичь компромисса с партнером и понять его.

Фрамо (Framo, 1976, 1982), опираясь на работу Боуэна, пошел еще дальше. Он проводил отдельные сессии с каждым супругом и его или ее родительской семьей, чтобы иметь возможность работать с некото­рыми дисфункциональными моделями общения там, где они возникли и окрепли Он подчеркивает важность работы с ранними объектными отношениями следующим образом:

«Клиент, приходя на сессию со своей родительской семьей, воз­вращает проблемы туда, откуда они берут свое начало, таким обра­зом делая возможным непосредственную работу с причинно-след­ственными факторами. Работа с реальными родительскими фигу­рами направлена на то, чтобы ослабить господство внутренних пред­ставителей этих фигур и действовать в соответствии с реальностью и теми условиями, которые диктует нам жизнь. Осуществляя этот экскурс, человек получает возможность двигаться дальше и рабо­тать с супругом и детьми надлежащим образом ввиду того, что их перенос претерпел изменения» (Framo, 1976, р. 194) Когда супруги обсуждают на сессиях свои детские переживания, из этой информации может быть извлечена вторичная выгода. Одно из пре­имуществ работы с материалом из детства и родительской семьи (что становится очевидным на практике) заключается в том, что это помогает супругам успокоиться. «Люди рассматривают события, которые про­изошли в их жизни до того, как они узнали друг друга. Это способству­ет деперсонализации дискуссии, и люди могут начать прислушиваться

332

друг к другу» (Fogarty, 1976, р. 147). Другое преимущество состоит в том, что люди часто винят себя за то, что их партнер несчастлив. Парт­нер узнает определенные эмоциональные наклонности своего супруга и освобождается от чувства вины за супружеские проблемы.

Самые разные терапевтические техники позволяют мужчинам и женщинам в процессе работы со своими взаимоотношениями решать вопросы, связанные с их родительскими семьями. Наибольшего вни­мания заслуживают сессии с родительской семьей (в духе Фрамо), способствующие детриангуляции. Основная идея этой техники состо­ит в том, что взрослый ребенок обсуждает с родителями за рамками терапевтической сессии, какие у него возникают чувства в связи с тем, что он оказался в центре. И на основании этого обсуждения он выстраивает отношения с каждым из родителей уже с позиции взрос­лого (например, визиты к родителям без супруга, разговор с родите­лями по телефону в отсутствие супруга)

Супружеские отношения, построенные на том, что человек исправ­ляет детские депривации и одерживает победы в тех битвах, из которых он не мог выйти победителем, находясь в своей исходной семье, обре­чены на провал. Такие цели неизменно приводят к постоянной фрустра­ции или замедляют процесс психологического развития. Когда супруги успешно разрешают проблемы, связанные с взрослением, улучшаются их отношения с супругом, а равно и с родительской семьей.

Проективная идентификация

и ее влияние на коммуникативные потребности

Все теории любви - от Платона до наших дней -учат нас тому, что каждый человек любит в челове-

' * ке противоположного пола то, чего недостает ему

| самому

Т' Г Стенли Холл

Под проективной идентификацией подразумевается тенденция лю­дей проецировать на своего супруга все старые запретные импульсы и желания, которые он не мог выражать, будучи ребенком, и которые он по-прежнему боится выражать, уже став взрослым Проективная иден­тификация - это важный психодинамический процесс, когда детские потребности влияют на выбор супруга. Изначально мы хотим иметь кого-то, кто дополнял бы нас и выражал те части нашего «51», которые исторически разрушались, подвергались наказанию и игнорировались.

333

По мере того как возникали отношения, эти самые черты представля­ли собой то, что мешало аутентичному развитию двух взрослых в их отношениях. Давайте проследим, как это происходит.

У каждого из нас есть фрустрированные детские потребности, кото­рые мы стремимся реализовать в браке. Жизнь полна трудностей, и по­чти все мы переживали разочарование и конфликты, связанные с удов­летворением хотя бы некоторых наших потребностей. Возможно, когда вы учились в школе, вы хотели иметь такую одежду, которую носили другие дети, но ваши родители покупали практичные вещи. Это мешало вам реализовать свою потребность в том, чтобы вас принимали по пер­вому впечатлению, и вы можете испытывать чувство вины в связи с тем, что хотите создать поверхностное, но обязательно положительное впечатление. Или, возможно, вы всегда получали похвалы за то, что очень быстро адаптировались в социуме, жили в одной комнате с труд­ными братьями или сестрами и пассивно принимали наказание за безот­ветственность других. Вам никогда не разрешалось выражать свою по­требность в уединении и потакать своим желаниям. Уже повзрослев, вы по-прежнему ощущаете самую естественную для человека потребность в уединении, но вам не кажется, что эта потребность может быть прием­лемой. Таким образом, первая предпосылка проективной идентифика­ции состоит в том, что определенные аспекты личности или характера многих людей исторически не признавались. Потребность в их выраже­нии и является причиной напряжения и несчастья этих людей.

Люди, которые испытывают на себе бремя фрустрированных жела­ний, устанавливают удобные отношения со своими партнерами, что по­зволяет им проецировать на них эти фрустрированные желания. Если мужчина испытывает чувство вины в связи с необходимостью произве­сти впечатление, он найдет себе жену, которая захочет принять образ человека, желающего пустить пыль в глаза. Если женщина была соци­ально ответственной в кругу своих родственников, она найдет себе мужа, который захочет принять желаемый, но пугающий образ того, кому не­обходимо нести на своих плечах весь груз ответственности. Обычно эту ситуацию можно представить как «услуга за услугу». В настоящем при­мере это будет означать, что жена представляется в карикатурном виде как человек, который желает приобрести только видимые проявления успеха и красоты, а муж - как человек, который недоступен и не спосо­бен нести на себе это бремя. Таким образом, вторая предпосылка про­ективной идентификации состоит в том, что люди волей или неволей, осознанно или бессознательно, становятся тем, что их супруги больше

334

всего боятся в самих себе. Неудивительно, что многие ненавидят супру­гов за то, что они стали такими, какие они есть. Это можно сравнить разве что с самыми ужасными кошмарами.

Скарф (Scarf, 1987) объясняет проективную идентификацию сле­дующим образом:

«Распространенный, сложный и часто деструктивный психи­ческий механизм, при котором отрицаемые и непризнаваемые аспекты внутренних переживаний одного человека проецируют­ся на близкого партнера, а потом эти аспекты внутренних пере­живаний, которые не признаются, обнаруживаются у партнера. Считается, что супруг не только высказывает мысли и выражает чувства, которые являются нежелательными, но его еще и под­держивают - различными намеками и провокациями - действо­вать так, как если бы это было действительно ему свойственно! В таком случае человек может компенсаторно идентифицировать себя с отвергаемыми мыслями, чувствами и эмоциями, которые выражаются у его партнера.

Одним из самых лучших и понятных примеров проективной идентификации может служить человек, который никогда не сер­дится и абсолютно не склонен к агрессии. Этот человек, никог­да открыто не выражающий своего гнева, может начать осозна­вать чувства, связанные с раздражением, только если они про­являются у кого-то еще - скорее всего, у близкого партнера. Когда человека, который никогда не выходит из себя, начинает что-то тревожить, и он испытывает раздражение, то он осознан­но не будет входить в контакт со своими чувствами. Он не отда- ет себе отчет в том, что испытывает раздражение, но ему очень хорошо удается запустить всплеск враждебности и гнева у сво­его супруга.

Супруга, которая до взаимодействия могла вообще не ис­пытывать раздражения, способна прийти в совершенную ярость. Ее гнев, который может быть связан с каким-то совершенно не имеющим значения вопросом, на самом деле представляет со­бой отреагирование его гнева. Таким образом, в некотором смысле эта женщина «защищает» своего мужа от определен­ных аспектов его внутреннего мира, которыми он не может осоз­нанно владеть и признать их существование.

Человек, никогда не выражающий своего гнева, может быть идентифицирован с выражением подавленного гнева у близко-

335

го партнера, когда ему не нужно брать на себя ответственность за него; это касается даже осознания того, что он первый начал испытывать раздражение! Но зачастую мы имеем то, что чув­ства гнева, которые так жестко отвергается в рамках собствен­ного «Я», решительно подвергается критике у супруга. Чело­века, который никогда не испытывает раздражения, в ситуации проективной идентификации часто ужасают несдерживаемые, импульсивные, неконтролируемые моменты, проявляющиеся в поведении супруга. Человек, который, по-видимому, никогда не грустит, также может увидеть свои депрессивные настрое­ния только тогда, когда они проявляются у партнера» (р. 62).

В проективной идентификации гнев и ссоры между супругами, по сути, являются лишь выражением глубоко личных внутренних конф­ликтов. Когда человек не осознает свой внутренний конфликт, поведе­ние супруга вызывает у него возмущение Если бы люди могли иден­тифицировать свои страхи и конфликты с «проблемой», которая име­ется в их собственной жизни, оба партнера могли бы работать над этим, направляя свои совместные усилия на разрешение этой проблемы. Чаще всего проецирующий партнер считает, что у него сразу будет все в порядке, как только у его супруга произойдут изменения и улучше­ния. Тем не менее, к успеху это не приводит, так как проецирующий партнер по-прежнему испытывает конфликт и будет бессознательно направлять свои усилия на то, чтобы изменить ситуацию. Иными сло­вами, человек будет пытаться заставить партнера измениться, но в то же время будет продолжать провоцировать или содействовать поведе­нию, о котором идет речь.

Чтобы разобраться с проблемами проективной идентификации, па­циентам необходимо положить конец «расщеплению». Расщепление -это другое психодинамическое понятие, которое относится к тенден­ции людей рассматривать себя как людей, существующих на разных полюсах естественной биполярной системы. Люди начинают отделять во внешнем объекте (человек, место или ситуация) хорошее от плохо­го и затем усваивают это расщепленное восприятие. Многоуровневые оттенки реальности оказываются утраченными, и люди делятся на ка­тегории «хороших» и «плохих», «злых» и «добрых», «правильных» и «неправильных». Расщепление приводит к появлению ригидных вне­шних границ и ригидных ролей в семье (Everett et al., 1989).

В дальнейшем люди начинают оценивать себя в соответствии с тем, к какой категории их отнесли. Это вызывает фрустрации, недопонима-

336

ние и невыраженные желания. Людям, которые «всегда» хотят помочь другим, необходимо признаться в том, что бывают такие ситуации, когда они никому не хотят помогать или сами нуждаются в помощи. Тем, кто имеет «постоянное» желание быть непритязательными и отрицать ценность материальных вещей, необходимо признаться в том, что бы­вают ситуации, когда они хотели бы быть элегантными и купаться в роскоши. Только научившись признавать свои собственные сложнос­ти, мы сможем избежать проецирования всех неприятных аспектов на самых близких и дорогих нам людей (Scarf, 1987).

eta-v-shirokom-smisle-sootnoshenie-mezhdu-tvorcom-i-ego-tvoreniem-mezhdu-tvorcheskimi-silami-cheloveka-i-sozdannoj-ego-geniem-kiberneticheskoj-mashinoj.html
etaloni-k-testovim-zadaniyam-po-discipline-biotehnologiya-svedeniya-o-vipolnenii-licenziatom-licenzionnih-trebovanij.html
etaloni-otvetov-uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-medicinskim-obedineniem-po-medicinskomu-i-farmacevticheskomu.html
etalonnij-bank-dannih-pravovoj-informacii-respubliki-belarus-tekst-dokumenta-stranica-12.html
etalonnij-otvet-senat-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sovremennie-sredstva-ocenivaniya-rezultatov.html
etap-12-postprodazhnoe-obsluzhivanie-i-soprovozhdenie-klienta-risyov-n-yu-aktivnie-prodazhi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vospitanie-uverennosti-v-sebe.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-nauchnih-rabot-a-petrova-monografii-oreshenii-uravnenij-polya-tyagoteniya-uch-zapiski-kgu-t-118-izd-kazanskogo-universiteta-1958-prostranstva-ejnshtejna-m-fizmatgiz-1961.html
  • literatura.bystrickaya.ru/serijnie-prestupleniya-stranica-10.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nazvanie-referata-kak-ustroen-chelovek-mir-i-obshestvo-po-platonu-ili-mirovozzrenie-platona-dannij-referat-rasskazhet-o-velikom-filosofe-platone-i-ego-zhizni.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnik-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-stranica-17.html
  • bukva.bystrickaya.ru/teatr-antichnoj-kulturi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-avtorskaya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-sochinenie-opisanie-po-kartine-k-f-yuona-martovskoe-solnce.html
  • spur.bystrickaya.ru/kolodzin-kak-vizhit-posle-psihicheskoj-travmi-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/liber-secundus-glava-1-nekto-krasnij-krasnaya-kniga.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-kollektiva-mou-gimnazii-13-po-itogam-2009-1010-uchebnogo-goda-utverzhdayu-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspredelenie-sredstv-byudzhetnie-celevie-programmi-i-neprogrammnaya-deyatelnost-15-raspredelenie-rashodov-po-celyam.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-sociologiya-po-napravleniyu-080100-ekonomika-stranica-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grammaticheskie-poyasneniya-metodicheskie-ukazaniya-soderzhat-vvedenie-v-kotorom-opisivaetsya-foneticheskij-stroj-francuzskogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/k-o-s-o-b-o-o-p-a-s-n-i-m-i-n-f-e-k-c-i-ya-m-instrukciya-po-pravilam-otborahraneniya-i-dostavki-materiala-dlya-mikrobiologicheskogo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vsobstvennosti-banka-nahoditsya-nedvizhimoe-imushestvo-zdanie-ili-chast-zdaniya-poluchennoe-pri-osushestvlenii-ustavnoj-deyatelnosti-dannoe-imushestvo-prednaznache.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnoe-lechenie-pacientov-s-ozhireniem-pri-emociogennom-tipe-pishevogo-povedeniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-8212-referat.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-menedzhment-i-ekonomika-fizicheskoj-kulturi-dlya-uchrezhdenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-022300-fizicheskaya-kultura-i-sport.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-kommercheskoe-bankovskoe-delo-v-zarubezhnih-stranah-dlya-studentov-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-13-stil-menedzhmenta-ministerstvo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-vladimirskij-filial-moskovskogo-universiteta.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektrichestvo-i-magnetizm-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoreticheskie-osnovi-progressivnih-tehnologij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-10-osnovi-pediatrii-i-gigieni-detej-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-poetika-pozdnego-geroicheskogo-eposa-pesn-o-nibelungah.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/promezhutochnaya-pamyat-i-mehanizmi-sna-razvitie-visshih-psihicheskih-processov-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-seminar-1-samostoyatelnaya-rabota-slushatelya-po-osvoeniyu-uchebnih-kursov-podgotovk.html
  • shpora.bystrickaya.ru/znachenie-i-dlya-osnovnih-tverdih-topliv-metodika-ispitanij-zoloulavlivayushih-ustanovok-teplovih-elektrostancij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-predprinimatelstva-i-potrebitelskogo-rinka-departamenta-planirovaniya-i-ekonomicheskogo-razvitiya-administracii-krasnoyarskogo-kraya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ustanovit-obem-finansirovaniya-programmi-v-razmere-110629-tis-rublej-p-2-v-red-postanovleniya-pravitelstva-kirovskoj-oblasti-ot-07-07-2011-n-110298.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-p-r-a-v-k-a-3-soprovoditelnoe-pismo-v-rossijskuyu-gosudarstvennuyu-biblioteku.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-sledstvennom-komitete-rossijskoj-federacii-b.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zayavlenie-na-individualnoe-strahovanie-ot-neschastnogo-sluchaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-strahovoe.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-municipalnoe-uchrezhdenie-detskij-ozdorovitelnij-lager-orlyonok.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-peredach-iyun-2011-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/teenage-mutant-ninja-turtles-oficialnij-distribyutor-v-rossii-kinokompaniya-vest.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.