.RU

Еский университет институт инженерной педагогики компетентностный подход в высшем профессиональном образовании хрестоматия путеводитель Томск-2007




ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ


КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Хрестоматия – путеводитель


Томск-2007


УДК 371.214.115(571.16)

ББК Ч421.21(2Р53)


Рекомендовано к печати

редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета


Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. Хрестоматия-путеводитель. Автор-составитель: А.В. Коваленко. (Под научной редакцией проф. М.Г. Минина): – Томск: Изд-во ТПУ, 2007г. – 117 с.


Хрестоматия-путеводитель по научно-методической литературе, посвящённой теории и практике реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, ориентирована на всех участников образовательной деятельности: менеджеров образования различного уровня, профессорско-преподавательский состав вузов, педагогическую общественность, студентов, аспирантов и слушателей институтов повышения квалификации.

Материал поможет овладеть сущностью и содержанием компетентностного подхода, осмыслить различные дискуссионные мнения, разобраться в содержании образовательного заказа.

Издание позволяет педагогическим коллективам вузов самостоятельно провести поиск вариантов инновационной деятельности по изменению содержания образовательной деятельности на основе компетентностного подхода.


^ Под научной редакцией д. пед. н., проф. М.Г. Минина.


Рецензенты: Л.И. Резчикова,

кандидат экономических наук, доцент,

зав. каф. экономики, социологии, политологии

и права ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава.


Л.И. Иванкина,

доктор философских наук, профессор,

каф. социологии, психологии и права

гуманитарного факультета ТПУ.


© А.В. Коваленко

© Томский политехнический университет

Оглавление


Предисловие

4

Тема 1. Компетентностный подход - востребованная реальность современного российского высшего образования.



5

Тема 2. Содержание основных понятий компетентностного подхода в образовании.



16

Тема 3. Общая характеристика структуры компетентности в высшем образовании.


27

Тема 4. Результаты образования в контексте компетентностного подхода.

61


Тема 5.Программа обучения ключевым компетентностям (вариант).

81

Практикум.

104

Список рекомендованной литературы.

112



Предисловие

Уважаемые коллеги! Многообразие существующих на сегодняшний день образовательных практик дает нам великолепную возможность взаимодействия и сотрудничества с целью взаимообогащения собственных представлений и опыта педагогической деятельности.

Вопросов, которые возникают при одном упоминании термина «компетентностный подход», существует великое множество. Мнения об использовании понятий «компетенции» и «компе­тентности» в педагогике можно условно разделить на три группы.

1. Эти термины — дань моде, искусственно внедряемое в педагогическое сообщество понятийное новообразование. На самом деле в образовательной практике есть наработанные, испытанные классические компоненты содержания образования: знания, учебные умения и совокупность разнообразных навыков.

2. «Компетенция» и «компетентность» уже давно широко используются в других видах жизнедея­тельности человека и обозначают высокое каче­ство его профессиональной деятельности. Постепенно осуществляемый переход системы образования к профильному обучению активно начинает востребовать основные контуры предпрофессиональных и профессиональных моделей поведения. То есть в структуре профильного обучения возрастает роль профессиональных компетентностных карт как ориентира профессионального выбора выпускников.

З. Вероятно, ком­петенции и компетентности в перспективе станут отражать усложняющуюся социально-профессиональную деятельность студентов и привнесут иннова­ционный характер в развитие содержания об­разования. Потребность современного человека наиболее полно овладеть совокупностью комплексных, сложных, интегративных умений приведёт к постепенному изменению содержания образования на основе компетентностного подхода.

Автор-составитель хрестоматии-путеводителя ставит основной целью оптимальное включение преподавателей в проблематику содержания компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, факторов его актуализации, о различные точки зрения на природу, характер и содержание компетенций и компетентностей в образовании.

Практическое значение данной подборки материалов заключается в расширении сферы поиска вариантов инновационной деятельности образовательных учреждений, повышении квалификации педагогических команд, развитие поисково-исследовательской культуры в осмыслении целей образовательной деятельности.

Хрестоматия-путеводитель содержит извлечения из авторских текстов по теоретическим и практическим вопросам реализации идей компетентностного подхода в практику современного российского образования с обозначением логики погружения в данную проблему.


^ Тема 1. Компетентностный подход – Востребованная реальность современного российского высшего образования


В течение последних пяти лет с момента опубликования документов по модернизации содержания образования идёт дискуссия о месте, роли и содержании компетентностного подхода в современном российском образовании.

Актуальность изменения содержания образования на основе компетентностного подхода наиболее содержательно и практико ориентированно стала обсуждаться педагогическим сообществом начиная с 2000 года.

Аргументация в пользу разработки и внедрения в образовательную практику идей компетентностного подхода началась с анализа нового для России социально-экономического контекста.

^ Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход в образовании: прихоть или необходимость. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 2, с. 58-62.

//…Социально-экономические изменения в Рос­сии привели к необходимости модернизации мно­гих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связа­на с экономическими процессами через обеспече­ние подготовки производительных сил. Это по­ложение объясняется комплексом социально-экономических причин, связанных с современ­ным взглядом на задачи образования:

Анализ проблематики развития рыночных от­ношений в России позволил констатировать, что рынок влечет за собой безработицу; формирование новых хозяйственных структур, как государственных, так и частных, - переподготовку и перемещение значительных масс людей. Изменяются требования к специалистам-профессионалам.

…Развитие цивилизации диктует необходимость периодической модерни­зации образования и, как следствие, — изменение его ценностного содержания. Несовместимость ценностей рынка (индивидуализм, конкуренция, эффективность) с традиционными интересами педагогического сообщества (миссия школы во все времена – объединение, сокращение нера­венств, обеспечение однородности) привела к тому, что образование «раскололось». Ценност­ное многообразие привело к конфликту ценнос­тей, и, как следствие, эти процессы глубоко рас­кололи личность. Глубинное основание кризиса системы образования составляет тотальное от­чуждение личности ребенка от результатов учеб­ной деятельности, отчуждение учебной деятель­ности от потребностей индивидов и форм осуще­ствления учебной деятельности, а в итоге отчуждение образования от саморазвития.

Контуры информационной цивилизации фор­мируют принципиально иную систему ценностей. В центре ее – свободно самореализующийся инди­вид, способный к гибкой смене способов и форм жиз­недеятельности на основе коммуникации позитив­ного типа и принципа социальной ответственнос­ти. Основа новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция…//

^ Постепенно педагогические работники усилили аргументацию в пользу компетентностного подхода за счёт анализа практики и продуктивности результатов образовательной деятельности.

Важность внедрения компетентностного подхода как механизма изменения содержания понятия «знание», придания ему субъектных смыслов доказывается в коллективном учебно-методическом пособии омских авторов.

Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 101 с.

//…Что такое «компетентностный подход»? Почему он вдруг приобрел такую популярность? Означает ли это очередной отказ от «старого» и погоню за сию­минутной модой или компетентностный подход отвечает на какие-то суще­ственные для образования вопросы? Как соотносится компетентностный под­ход с традициями российского образования? Почему слово «компетентность» подхвачено многими авторитетными педагогами? Почему другие авторитет­ные педагоги относятся к нему с осторожностью? В чем суть компетентност­ного подхода? В чем его плюсы и минусы?

Вопросов, которые возникают при одном упоминании сочетания «компе­тентностный подход», сегодня больше, чем ответов. Этот текст - попытка отве­тить на некоторые из них.

Наиболее часто формулируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной эконо­мики и цивилизации». Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. Т.М. Ковалева свя­зывает компетентностный подход с «идеей открытого заказа на школьное обра­зование» и говорит о том, что «впервые в числе таких заказчиков начинают обсуждаться фигуры бизнесменов, предпринимателей, политиков и т.п. - всех тех, кто разговаривает на языке компетентностей. Таким образом, идея компе­тентностного подхода для современной школы - это, прежде всего, идея откры­того заказа на содержание образования». Многие, прочитав этот абзац, вос­кликнут: «Ну вот, все ясно: речь идет просто об обслуживании рынка. Это мне не интересно». Но это лишь одна из сторон проблемы, та, что находится на поверхности. Проблема гораздо глубже, и не случайно среди сторонников ком­петентностного подхода можно найти не только прагматиков.

Главная проблема заключается в неэффективности системы образования. Это ощущается всеми участниками образовательного процесса. Учителя говорят, что изменились дети и учить стало трудно; говорят, что не испытывают интереса к школьному учению. Родители готовы платить, и платят большие деньги за дополнительное обучение своих детей, а управленцы который уже год пытаются реформировать школу. Неэффективность проявляется в том, что не видно результатов вне самой системы образования. Мы десять лет учим и не можем научить даже правописанию (которому обучаем все десять лет), не говоря уже о других вещах, например, иностранном языке. Мы 10 лет учим математике, а продавец, отнимая от ста рублей двадцать, пользуется калькулятором. Образование замкнулось на самом себе, наплодили множество искусственных форм, не существующих нигде, кроме самого образования, и то, что было изначально средством, превратило в цель, другими словами, то, чему я учусь в школе, в школе же и востребовано. Образование стало напоминать изучение мертвых языков, которые кроме как в самом образовательном учреждении нигде больше не нужны. Вот пример: сочинение, призванное изначально … демонстрировать зрелость мысли и владение слогом. Что оно демонстрирует сейчас? Мы учим писать сочинение или мы «готовим к сочинению» - к тому, чтобы выпускник продемонстрировал в качестве результата обучения, что он освоил искусственный школьный жанр?

С какими другими подходами «спорит» компетентностный подход или какие подходы он дополняет?

Часто от сторонников компетентностного подхода можно услышать, что он противостоит «знаниевому». Такое противопоставление неминуемо ведёт к непродуктивному, бесполезному спору и к конфронтации. Дело в содержании, вкладываемом в слово «знания». Определение того, что знание - один из ключевых вопросов для любого образовательного учреждения, точка, в которой начинается расхождение или намечается сходство. Посмотрим, как видится знание в различных подходах.

Б.Д. Эльконин пишет:

«Мы отказались не от знания как культурного «предмета», а от одной формы знаний (знания «на всякий случай», то есть сведения). Что такое знание в нашем подходе? Что такое понятие?

Знание - это не сведения.

Знание - средство преобразования ситуации.

Если знание - средство мысленного преобразования ситуации в понятие.

Мы пытаемся строить понятия так, чтобы они стали средствами преобразо­вания ситуаций действия»…

В.П. Зинченко противопоставляет знание и информацию: «Информация захлестнула человечество. Не избежало этой участи и обра­зование, которое все чаще строится по типу «шведского стола знаний» (выра­жение Э.Фромма). Сплошь и рядом происходит смешение подлинного пони­мания, эрудированности и информированности. Грани между ними все боль­ше размываются, как и грани между знанием и информацией. Тем не менее такие грани существуют. Опытный педагог легко отличит всезнайку и скорохва­та от вдумчивого и основательного ученика. Опаснее другое: иллюзии учащих­ся по поводу того, что запомненное есть знаемое. Эти иллюзии еще свежи и в педагогике, и в психологии. Напомним об их подоплеке.

Справедливо замечание, что знание определить невозможно, так как это первичное понятие. Н.Л. Мусхелишвили и Ю.Л. Шрейдер привели четыре ме­тафоры знания, имеющиеся в культуре.

Античная метафора - это метафора восковой таблички, на которой отпеча­тываются внешние впечатления.

Более поздняя метафора - это метафора сосуда, который наполняется либо нашими внешними впечатлениями, либо текстом, несущим информацию об этих впечатлениях.

Очевидно, что в первых двух метафорах знание неотличимо от информа­ции. Главное средство учения - память.

Метафора Сократа - это метафора родовспоможения: у человека есть зна­ние, которое он не может осознать сам, и нужен помощник, который математическими методами может помочь родить это знание.

Евангельская метафора выращивания зерна. Знание вырастает в сознании человека, как зерно в почве, а это означает, что знание не детерминируется внешним сообщением. Знание возникает как результат познающего вообра­жения, стимулированного сообщением, посредником...

Две последние метафоры значительно более интересны. В сократовской метафоре отчетливо указано место педагога-посредника, в евангельской — оно подразумевается. Важно подчеркнуть, что в последних метафорах познающий выступает не как «приемник», а как источник собственного знания. Другими словами, речь идет о знании как о событии, событии личном, жизненном, событии, осуществляющемся в мышлении ученика.

…Итак, представители деятельностного, личностно-ориентированного под­ходов выступают против абсолютизации в образовании одной из форм знания. Живое, личностное знание противопоставляется бессубъектному, отчужден­ному, транслируемому в виде информации, сведений. Теперь мы можем ска­зать, что под так называемым «знаниевым» подходом понимается как раз распространенная массовая практика трансляции готового знания, сведений….//

Следует заметить, что интересная посылка для ориентации педагогического сообщества в проблематике компетентностного подхода выдвинута коллективом авторов из Социальной гуманитарной академии. Она связана с переходом российского общества к ценностям философии успеха.

Наиболее полно факторы, влияющие на актуальность внедрения компетентностного подхода в деятельность как общего образования, так и высшей профессиональной школы освещены в работе Н.А. Гришановой.

^ Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.

// … Актуальность компетентностного подхода.

В условиях высокого динамизма, комплексности, масштабности, неопределенности функционирования общества остро встает вопрос об изменениях целей образования. В последние десятилетия, как отмечают специалисты, происходит резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность», звучит призыв организовывать образовательный процесс на основе компетентностного подхода…. Реализация компетентностного подхода ставит целый ряд общеметодологических и теоретических вопросов. Прежде всего, это ответ на вопросы:

Чем вообще вызвана необходимость введения компетентностного подхода?

Как соотнести организацию на этой основе образовательного процесса с его традиционной ориентацией на знания, умения, навыки?

Какие изменения в организацию образовательного процесс (его формы, методы) необходимо внести, чтобы содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся?

Исследователи отмечают, что основными характеристиками современных общественных процессов являются:

1. Усиление фактора динамизма и неопределенности.

2. Изменение стилей жизни на всех уровнях: глобальном, социальном, организационном, индивидуальном.

3. Внедрение рыночных механизмов в профессиональное образование.

4. Возрастание роли горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни.

5. Принципиальная трансформация многих профессий, их глобализация и ускоренная демаркация.

6. Усиление роли и усложнение задач «личностного развития» («умения на всю жизнь»).

7. Децентрализация ответственности за качество работы.

8. Сокращение социальной защиты граждан….

В этих условиях повышение адаптации человека к постоянным изменениям социальных и экономических условий жизни и деятельности является актуальной социальной задачей. Отсюда важно, чтобы подход к современному образованию на всех ступенях ориентировался на достижение таких целей. Как отмечается в аналитическом обзоре 2003 года «Реформы образования», «… в условиях глобализации мировой экономики смещают акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности…»//

Обобщающий и систематизирующий характер анализа факторов, предопределивших актуальность перехода на позиции компетентностного подхода в образовании, представлен в работе И.А. Зимней.

Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.

//…Компетентностный подход – реальность современного образования.

В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» … и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» … происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно фиксируется компетентностный подход в образовании. В то же время анализ литературы по этой проблеме, особенно истории ее становления, показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенции, компетентности, так и основанного на них подхода к процессу и результату образования. В связи с этим нельзя не согласиться со справедливым замечанием разработчиков «Стратегии модернизации содержания общего образования …», что «речь не должна идти о быстром и тотальном переходе российской школы на компетентностный подход. Следует ставить вопрос о среднесрочной (3–5 лет) перспективе, связанной с проведением необходимых исследований и разработок» ... Другими словами, фиксируется необходимость продолжения широкого системного как теоретико-методологического, так и эмпирического изучения этой проблемы.

Предметом данного рассмотрения является теоретико-методологический анализ сущности компетентностного подхода применительно к понятию «компетенция/компетентность» вообще и «социальная компетентность человека», в частности. Проводимый анализ структурируется на базе ответов на целый ряд возникающих в ходе такого рассмотрения вопросов.

Первый важный вопрос: чем вообще была вызвана необходимость введения компетентностного подхода и как соотносится организация на этой основе образовательного процесса с его традиционной ориентацией на ЗУНы? Отметим, что этот вопрос ставится и рассматривается в тексте «Стратегии модернизации содержания общего образования»; в статье Л.Н. Боголюбова «Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения»; в статье В.А. Болотова, В.В. Серикова «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе» и многих других материалах.

Второй вопрос относится к тому, тождественны ли понятия «компетенция» и «компетентность», и если нет, то что их нетождественность означает для определения подхода как компетентностного, и как в этом случае он соотносится с общей целью образования вообще и российского, в частности, т.е. развитием личности обучающегося.

Третий вопрос: каковы основания выделения и разграничения видов компетентностей, в рассматриваемом нами случае – социальных компетентностей и какова их сущностная характеристика.

Четвертый вопрос относится к рассмотрению того, может ли быть один, в данном случае – компетентностный, подход единственной определяющей образование основой его организации.

Отвечая на первый вопрос о том, чем вызвана необходимость аналитического рассмотрения компетентностного подхода, внедряемого в российское образование, отмечу, что она, во-первых, обусловлена общеевропейской, да и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики и, в частности, неуклонно нарастающими процессами гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования». Как отмечает один из аналитиков этого процесса А.Н. Афанасьев, начавшийся с Лиссабонской конвенции 1997 года «…Болонский процесс является сегодня точкой отсчета интеграции России в Европу». Необходимость вхождения в него России отмечается в целом ряде документов Минобразования и науки РФ, а также одним из первых его российских исследователей В.И. Байденко. Существенно, что наряду с универсализацией преобразований в области степеней, циклов обучения (достепенного и послестепенного); уровня степеней для незаконченного высшего образования; обеспечения студенческой и преподавательской мобильности; международного признания степеней, системы образовательных кредитов и их внедрения. Болонский процесс предполагает и определенную терминологическую унификацию... Это относится и к таким терминам, как компетенция/компетентность.

Во-вторых, необходимость включения компетентностного подхода в систему образования, его соответствующее этому преобразование определяется происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы как «совокупности убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества»...

Как отмечается в аналитическом обзоре 2003 года «Реформы образования», «… в условиях глобализации мировой экономики смещают акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений»... Изменение принципа означает и изменение подхода. Здесь зафиксируем исходное для нас содержание понятия «подхода» как определенной позиции, точки зрения, обусловливающей исследование, проектирование, организацию того или иного явления, процесса (в нашем случае – образования). «Подход» в словарном толковании В.И. Даля обозначает «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то. Подход определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной или двух–трех категориях. Так, например, для системного подхода такой смыслоопределяющей его категорией является «система»; для проблемного подхода – «проблема». Соответственно для рассматриваемого нами компетентностного подхода в качестве таких категорий выступают «компетенция» и «компетентность» в разном их соотношении друг с другом.

В-третьих, необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается предписаниями. Так, если ранее возникающие и провозглашаемые теоретически обосновывающиеся, практически внедряемые подходы (например, программирование, алгоритмизирование, проблемный, задачный, контекстный, системный, междисциплинарный и др. подходы) рассматривались и принимались научным и учебно-методическим сообществом, но директивно не фиксировались, то в настоящее время и Совет Европы (Совет культурной кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.

Так, в «Концепции», например, применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции» (выделено – И.З.)... Это же относится и к высшей профессиональной школе. И еще один довод можно привести в пользу внедрения компетентностного подхода – это использование термина, понятийное содержание которого может быть достаточно широким, и более того, оно может быть произвольно задано. Как отмечают В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, «компетенция» используется вместо знаний, умения, владения и т.д…. При этом, как замечено в обобщающем докладе В. Хутмахера (Walo Hutmacher) на симпозиуме в Берне в 1996 году «Ключевые компетенции для Европы» (Key Competencies for Europe), «…само понятие компетенция, входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, способность, мастерство, содержательно до сих пор не определено». В таком случае толкование компетенции/компетентности и их соотношения может быть операционально и сущностно достаточно емким. Именно эта емкость понятия «компетентность» подчеркивается и разработчиками «Стратегии модернизации содержания общего образования».

Заключая ответ на первый вопрос, сделаем вывод: в силу того, что «предлагаемый подход к определению ключевых компетентностей соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетентностей (а это практически все развитые страны)», необходимость его освоения российской образовательной системой очевидна…//

Особый интерес для педагогического сообщества представляют обоснования продвижения российского высшего профессионального образования по пути компетентностного переформатирования содержания образования. Об этом - методические рекомендации Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.

^ Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 100 с.

«…Необходимость создания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения вызвана отнюдь не только присоединением России к Болонскому процессу. Отечественная высшая школа уже на протяжении почти двух десятилетий ищет «свой путь» адаптации к мировым процессам и тенденциям реформирования и развития высшего образования. Интеграция российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство ставит задачу наращивания в ней таких качеств, как прозрачность для международного образовательного рынка, сопоставимость и совместимость с другими образовательными системами. Два обстоятельства здесь уместно особо отметить. Во-первых, всякое механическое заимствование чужестранных моделей, подходов, путей и механизмов реформирования социальных систем является в корне ошибочной стратегией. Во-вторых, во всех сценариях преобразований должна превалировать, образно говоря, «национальная повестка дня». «В ходе дискуссий и презентаций, – отмечается в материалах Международной конференции «Новые поколения стратегических документов и законов в сфере высшего образования» (4–6 ноября 2004 г., Варшава), – было выявлено, с одной стороны, увеличивающееся сближение в соответствии с целями Болонского процесса (особенно в том, что касается системы степеней, критериев и аккредитации), а с другой стороны, – сохраняющееся многообразие. Последнее, возможно, даже возрастает, поскольку высшее образование остается национальной ответственностью и определяется, прежде всего, национальными условиями, ограничениями и приоритетами».

Дадим краткую характеристику общемировых и европейских тенденций развития высшего образования, как они отражены в многочисленных, в том числе официальных, источниках.

К числу планетарных тенденций относят:

Разумеется, отмеченные выше тенденции не исчерпывают всего их многообразия.

Болонский процесс в свою очередь усилил или вызвал к жизни те преобразования, которые стали характерными для европейского контекста. Среди них можно назвать такие, как:

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения призваны стать «проводниками» международных и европейских тенденций развития высшего образования с учетом стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России. Это требует разработки принципиально новых стандартов современного высшего образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность».

Акцент на аргументацию включения российского высшего инженерного образования в мировое профессиональное сообщество и признания конвертируемости инженерной подготовки странами Европы и Америки ставится в работе представителей команды Томского политехнического университета как одного из лидеров российского инженерного образования.

^ Чучалин А., Боев О., Криушова А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций. // Высшее образование сегодня, 2006, № 8

«…Проблема качества подготовки специа­листов к профессиональной деятель­ности в последнее время становится все бо­лее актуальной. Переход к массовому выс­шему образованию, рост числа высших учеб­ных заведений (в том числе негосударствен­ных), коммерциализация образования и конкуренция на рынке образовательных услуг — далеко не полный список факто­ров, обостряющих данную проблему. Быстроразвивающаяся наука и быстроизменяющаяся промышленность, новые техноло­гии, в том числе базирующиеся на междис­циплинарных (в традиционном понимании) знаниях, требуют от вузов постоянного со­вершенствования образовательных про­грамм. В то же время, работая в условиях рынка, вузы стремятся следовать требова­ниям и запросам своего основного потреби­теля - студента, порой даже в ущерб каче­ству его подготовки. Предоставление воз­можности формирования собственной об­разовательной программы и учебного пла­на, развитие новых технологий обучения (дистанционное образование, ICT) ставят перед государством и обществом задачу со­здания системы обеспечения качества выс­шего образования. Присоединение России к Болонскому процессу и предстоящее вхождение в ВТО делают необходимым со­ответствие требований национальной сис­темы образования международным стан­дартам, а также обеспечение международ­ного признания ее деятельности: высокое качество подготовки специалистов, реаль­ное признание российских дипломов, сте­пеней и квалификаций на международном рынке труда и образовательных услуг.

Проблема гарантии качества подготов­ки специалистов высшей квалификации особенно важна для инженерной профес­сии, учитывая её влияние на темпы разви­тия экономики, высокую социальную от­ветственность за безопасность государства и общества в целом. Во многих индустри­ально развитых странах мира инженерная профессия регулируется законом, т.е. пра­во на осуществление инженерной деятель­ности имеют только лица, прошедшие про­цедуры сертификации и лицензирования и занесенные в соответствующие регистры. Лица, имеющие лицензию правительствен­ных органов на ведение самостоятельной инженерной деятельности, получают ста­тус (звание) «профессионального инжене­ра»: Chartered Engineer (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия), Professional Engineer (США, Япония, Южная Африка, Канада, Южная Корея, Сингапур). Глобализация экономики и воз­растающая конкуренция на рынке инже­нерного труда требуют выработки единых требований к качеству подготовки специа­листов и обеспечения их международной мобильности. Решению этой задачи способ­ствует создание международных регистров профессиональных инженеров».



etap-2-ustranenie-mishechnih-blokov-v-pozvonochnike-rukovodstvo-po-metodam-vosstanovleniya-zdorovya-zdravstvujte.html
etap-4-realizaciya-programmi-socialno-pedagogicheskoj-reabilitacii-po-materialam-vii-mezhvuzovskoj-studencheskoj.html
etap-6-shag-6-razrabotka-sistemi-ocenki-proekta-organizaciya-proektno-issledovatelskoj-deyatelnosti-v-prepodavanii.html
etap-bolshogo-puti-itogi-suhova-svetlana-18102005-42-str-12.html
etap-iii-edinaya-rabochaya-programma-proizvodstvennoj-professionalnoj-praktiki-dlya-specialnosti-080402-0612-tovarovedenie.html
etap-kubka-rossii-sredi-yunoshej-i-devushek-po-shahmatam-v-novomihajlovskom.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchenie-obsudyat-gde-vzyat-pedagogicheskie-kadri-itogi-seminara-vuzovskaya-biblioteka-v-elektronnoj-srede-upravleniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/podvedenie-itogov-raboti-sekcii-17chas-aud-a-35-programma-vii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/realizaciya-ukaza-ot-9-noyabrya-1906g-o-krestyanskom-zemlevladenii-i-zemlepolzovanii-v-kazanskoj-gubernii-1907-1909gg.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2008-goda-stranica-21.html
  • klass.bystrickaya.ru/baumana-kompaniya-sprut-tehnologiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/knigi-odnotomnie-izdaniya-mezhgosudarstvennijstandart-1-2-0-0-3-bibliograficheskaya-zapis-bibliograficheskoe.html
  • institute.bystrickaya.ru/gg-byron-ono-dano-sudboyu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/oblomov-i-shtolc-v-romane-ivana-goncharova-oblomov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-nevidimij-klin-elvin-toffler.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-k-ekzamenu-po-predmetu-fizicheskaya-kultura.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-za-pervie-tri-goda-vipolneniya-proekta-nauchno-obrazovatelnij-centr-skaniruyushej-zondovoj-mikroskopii-nizhegorodskogo-gosudarstvennogo-universiteta-stranica-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lichnaya-uverennost-kak-skazat-net-posobie-yavlyaetsya-rukovodstvom-po-provedeniyu-sorevnovaniya-a-takzhe-snabzheno.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-chitaj-i-poj-metodicheskoe-posobie-dlya-pedagogov-i-roditelej.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-instrumenti-podderzhki-nacionalnih-eksporterov-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika-podgotovki-specialista.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kavkazskaya-ugroza-istoriya-sovremennost-persektiva-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-pyataya-mahabharata.html
  • credit.bystrickaya.ru/opasnosti-deset-godishna-strategiya-za-razvitie-na-integriran-turizm-po-destinaciyata-avren-dolni-chiflik-kamchiya.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-i-kartografirovanie-podvodnogo-relefa-v-poznanii-prirodi-mirovogo-okeana.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-tura-vklyuchaet-prozhivanie-v-otele-centr-londona-5-super-s-zavtrakami-7-nochej-sem-individualnih-ekskursij-s-russkogovoryashim-ekskursovodom-opisanie-nizhe.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-istoriya-ivanovskogo-kraya-annotacii-programm-uchebnih-disciplin-oop-napravleniya-podgotovki-050100-62-pedagogicheskoe.html
  • znanie.bystrickaya.ru/64-gigienicheskie-normativi-gn-perechen-pravovih-aktov-soderzhashih-gosudarstvennie-normativnie-trebovaniya-ohrani-truda.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahovanie-chast-6.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-zaklyuchenii-formirovanie-professionalno-kommunikativnoj-kompetencii-budushih-perevodchikov-v-sisteme-dopolnitelnogo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izmenenie-lichnosti-v-psihoterapii-karl-rodzhers.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/moj-odinokij-gektar-kniga-desyataya.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-otchet-o-deyatelnosti-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-g-irkutska-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dlya-resheniya-problemi-prodovolstvennogo-obespecheniya-zhitelej-respubliki-kazahstan-nasisheniya-rinka-prodovolstviem-i-ego-dostupnosti-dlya-vseh-sloev-naseleniya-per.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povtornoe-izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-postavku-literaturi-dlya-kyahtinskoj-centralizovannoj-bibliotechnoj-sistemi-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/lesson-6-shopping-for-consumer-goods-uchebnik-vklyuchaet-tekstovij-material-i-kompleksnuyu-sistemu-uprazhnenij-dlya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5401-filosofiya-kulturi-stanovlenie-i-razvitie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sintaksis-lyubvi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-20-ogranichenie-prav-na-zemelnie-uchastki-statya-osnovnie-termini-i-opredeleniya-ispolzuemi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sibirskij-mezhdunarodnij-kongress-innovacionnogo-predprinimatelstva-sport-iskusstvo-intellekt.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predsedatel-profkoma-studentov-docent-kovalenko-vv-polozhenie-ob-uchenom-sovete-8-polozhenie-o-redakcionno-izdatelskom.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.