.RU

если О2 < О1, то О3 := О2 + (О1/О2) - Том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем)  Альберт Александрович Красилов



если О2 < О1, то О3 := О2 + (О1/О2);

если О2 > О1, то О3 := О1 + (О2/О1);

получаем множество, которое является исходным + (отличия).


Понятие аналогии является весьма древним, и оно может относиться ко всяким объектам (предметам, явлениям или процессам). Выделяется аналогия по признакам, как наиболее часто используемая, аналогия по свойствам, по отношениям, по формальному контексту, по операциям. Понятие аналогии применяется также для сравнения идей.


Аналогии (как методы) классифицируются по различным признакам. Рассмотрим некоторые из них.

1. Физические аналогии - сходство вещей по физическим величинам.

2. Бионика. Это скорее качественные аналогии.

3. Структурные аналогии - сходство вещей по конструктивным признакам.

4. Литературные аналогии: метафоры, гиперболы, сравнения.

5. Концептуальные аналогии.

6. Личные аналогии - постановка своей индивидуальности на место вещи, вжиться в прототип и наблюдать за собой, что будет.

7. Теоретические аналогии.

8. Математические аналогии - сходство вещей по количественным: отношениям, уравнениям, соотношениям, законам. Прототип и модели описываются.

9. Логические аналогии - по рассуждениям.

10. Функциональные аналогии - по сходству выполняемых функций.

11. Практические аналогии.

12. Прямые аналогии - прямое перенесение свойств с одной вещи на другую, сходство позволяет изучать прототипы и строить модели новых вещей с одинаковыми количественными соотношениями.

13. Технические аналогии.

14. Фантастические аналогии: воображение, нереальные вещи более всего напоминает творчество, творец - он же и фантаст.

15. Смешанные аналогии - комбинации некоторых или всех.


При развитии Интеллсист можно ожидать, что МЛВ настраивается на поиск решений по аналогии, или будет построена БЗ «Поиск по аналогии».


Выше приведен простейший способ формализации аналогии в исчислении высказываний. Более сложная реализация описана в [Приобрзн90]. Там предлагаются операции использования множеств фактов или утверждений, которые пополняются за счет сходства.


4.7.7. Метод споров. Наиболее характерным для человека является его способность иметь свою точку зрения, которая в частностях или существенно отличается от точек зрения других людей. Точка зрения человека определяется его знаниями. Интеллсист имеет свою точку зрения, которая соответствует ее БЗ. Разработка БЗ осуществляется одним человеком или группой людей, которые и определяют точку зрения Интеллсист. Различие в точках зрения или во взглядах порождает споры. Нас будет интересовать с информатической точки зрения спор пользователя с Интеллсист. Искусство спора называется эристикой, которая включает в себя два важных раздела: диалектику (поиск истины) и софистику (достижение победы любой ценой).


Спор в системе человек-ВМ может возникнуть при наличии различий в лексиконах, в БЗ и при отладке знаний или запросов пользователя. Завершение спора наступает при формировании согласия, самоуточнения условий примирения или при фиксации разрыва в споре, когда каждый остается на своей точке зрения. Важно четко представлять основы эристики и понимания условий или требований к спору. Например, в процессе отладки знаний может обнаружиться несогласие с противоречиями, обнаруженными Интеллсист. Условием спора является используемая БЗ, которая может быть заменена или скорректирована.


Прежде всего рассмотрим требования, выдвигаемые к спору. Они определяют метод ведения спора, исходные данные спора и его результат. Требования таковы:


^ Первое требование. Когда спор необходим, а он начинается вместе с возникновением различных точек зрения, осуществляется поиск контрпримеров для опровержения идеи или для подтверждения ее правильности.

^ Второе требование. Каждый спор должен иметь свою тему или предмет, которые определены и приняты всеми сторонами. Интеллсист (если она является участником спора) изучает запрос на фоне БЗ и определяет условия истинности высказываний. По сути своей выведенные условия являются контрпримером для подтверждения или опровержения идеи. Это же положение возникает при работе с лексиконом.

^ Третье требование. Лексикон или БЗ изменяются только после согласия всех сторон спора. Изменение элементов знаний может быть осуществлено одной стороной спора, если дальнейшее использование результатов изменений осуществляется только этой стороной.

^ Четвертое требование. Предметом спора в информатике могут быть понятия и соответствующие элементы лексикона и элементы БЗ, относящиеся к этому понятию. В качестве аргументов в споре должны выступать литература или специалист. Конечно, если спор касается только лексикона, то либо устраняются противоречащие понятия, либо пополняется один лексикон понятиями другого лексикона.

^ Пятое требование. У спорщиков в конечном счете должен быть единый базис, один и тот же лексикон и одна и та же БЗ.

Шестое требование. Должны наличествовать организация условий ведения спора и знание логики вывода следствий из исходных положений. Привлечение Интеллсист в споре важен для доказательства правильности положений или для поиска условий правильности положений. Условия ведения споров во многом обеспечиваются моральными кодексами, учетом человеческого фактора (использование ярких примеров и шуток) и обязательным исследованием вариантов представления положений. Положения могут строиться по схемам:

Седьмое требование. Спор предполагает знание лексикона и БЗ, которые как обычно не полны. Необходимо иметь в виду, что спор является средством познания идей, методов и объектов.

^ Восьмое требование. В споре необходимо стремиться к выявлению истины или условий появления истины и добра или условий достижения истины или добра. Это требование выполняет Интеллсист.

^ Девятое требование. В споре необходимо проявлять гибкость, выдвигать новые запросы для Интеллсист, проводить эксперименты, пополнять лексикон и БЗ.

Десятое требование. В споре не должны допускаться промахи, пропуски и ошибки. Самозащищенность спора должна быть в обязательном порядке.


Результаты спора состоят в следующем: расширение лексикона и БЗ, появление или добыча новых фактов, которые могут быть не достоверными или вероятными, появление новых проблем, рождение новых исследований и проведение последовательностей проблем и их решений, постепенно устраняющих условия истинности итоговых утверждений.


Главным условием споров следует считать стремление к подробности исследований, выработке рекомендаций и абстрагированию в какой-то степени. Однако следует иметь в виду, что универсализация перечисленных условий может привести к тупиковой ситуации. Тупик или парадокс должны работать на поиск новых проблем, новых решений, построение новых БЗ и серий запросов.


^ 4.8. Метод формирования идеального результата


Идеальный конечный результат - удачное изобретение термина в [Альтшуллер73] - кратко именуется как ИКР. ИКР - это возможно не достижимый результат изобретания, решающий поставленную задачу на отлично и удовлетворяющий всем выдвинутым требованиям и характеристикам, а возможно решающий близкие или побочные задачи. Данное определение ИКР можно уточнить: ИКР удобен, его не замечают, КПД, если можно говорить так о вещи, максимален (близок к 100%), он ничего не весит и нечего не стоит и т. п. Результат действительно является идеальным.


ИКР должен обладать одним или несколькими свойствами из числа следующих:

- сама вещь всегда работает;

- все части вещи работают равномерно;

- вещь потребляет минимальную энергию;

- вещь построена из ничего или почти из ничего;

- при построении вещи не потребовалось ничего;

- максимальная информативность;

- вещь малого объема и веса;

- вещь функционирует сама без дополнительной помощи;

- вещь выполняет больше функций, чем в нее было заложено;

- у вещи нечего улучшать;

- вещь может выполнять функции образца для создания хороших вещей.

ИКР - это воображаемая вещь, которая может быть использована в качестве цели или ориентира для изобретания новой вещи. В связи с этим ИКР может выступать альтернативой формулировки задачи. ИКР - это маяк для сравнения, эталон для исследования и построения новой вещи. ИКР создается и оформляется в соответствии со следующими шагами (ниже перечислены наименования только некоторых из них):

Шаг 1. Анализ исходных данных.

Шаг 2. Прочитать литературные источники.

Шаг 3. Формулировка задачи

Шаг 4. Формулировка ИКР

Шаг 5. Определить пути исследования.

Шаг 6. Выделение главного в исследованиях.

Шаг 7. Учет качественных соотношений.

Шаг 8. Учет количественных соотношений.

Шаг 9. Выделить главное.

Шаг 10. Сравнить, оценить и выбрать нужное.

Шаг 11. Оформить результаты.


Это единственный "трудовой" метод, представленный в форме алгоритма. Вообще же, ИКР проектируется по всем правилам создания любой вещи. При этом снимаются все ограничения и требования на вещь. ИКР практически не достижим, но с его помощью можно близко подойти к намеченному идеалу. ИКР, как в любом проектировании, может создаваться многократно и с обратными связями для контроля правильности итогов проектирования. ИКР является информационным проектом, воплощение которого почти невозможно (хотя и не исключается положительное решение).


^ 4.9. Метод проб и ошибок


Наиболее распространенным и очевидным методом поиска или исследования является простейший метод проб и ошибок. Сущность метода состоит в изучении первой пришедшая в голову идеи реализации нового объекта и решающего проблемы данного изобретания. (Напомним, что под объектом мы понимаем предмет, явление или процесс.) Результат изучения такого нового объекта может удовлетворить запросы исследователя, тогда метод проб и ошибок завершает работу, но он может и не удовлетворить запросы, тогда изучается новый пришедший в голову объект, который отличается от рассмотренных ранее. Процесс применения метода когда-либо завершается. При этом получается объект, который прошел хорошую проверку и который является результатом изобретания.


Метод выдвигает требования к исследователю: необходимо иметь значительный багаж знаний в области исследований, эффект озарения занимает при этом существенное место, не помешает упорный труд по реализации новой пробы и по поиску ошибочных решений, помогает внутренняя интуиция. Несмотря на кажущуюся случайность выбора варианта объекта, чаще всего исследователь ориентируется на методики - составные части технологии работы по методу проб и ошибок. Мы рассмотрим несколько методик.


^ Поиск по методике вектора инерции - это использование привычек и умения находить узкие места в исследуемых делах и чувствовать запросы в своей деятельности. Эти примерные факторы формируют направление (вектор) поиска. Однако со временем становится ощутимым исчерпание инерции и отход от направления поиска из-за частых ошибок. Можно выразиться так: наступил момент, когда решение находится по ту сторону вектора инерции. Наступает момент поворота вектора инерции. Поиск по методике инерции можно продолжить вновь.


^ Методика поиска во все стороны - это отвлечение от вектора инерции или создание многих векторов инерции. Область поиска идей существенно расширяется при использовании нескольких векторов инерции. В этой методике скоро обнаруживается, что поле поисков становится широким и обширным, в этом поле можно вскоре заблудиться. Большое число векторов и точек на каждом векторе указывает на отсутствие системы или плановости поиска, что существенно затрудняет работу по отбору новых объектов. Случайность хороша только при наличии планомерной работы. Поиск по такой методике становится бесполезным с некоторого времени работы по многим векторам инерции.


^ Методика поиска при стремлении к идеальному конечному результату - это направленный поиск, требующий придерживаться как можно ближе к идеальной требуемой цели. Главное в этой методике - известность конечного результата и целеустремленность процесса поиска. Каждая методика имеет свои недостатки. Рассматриваемая методика ориентируется на узкую направленность мышления. Творческое начало при работе по методике быстро исчерпывается. Испытанное русло рассуждений всегда может подвести своей косностью.


^ Методика поиска с абстракцией от тенденции - это начало для систематического подхода к творчеству, переход к поиску новых тенденций в известном поле деятельности. Если некоторая методика указывает пути поиска, то данная методика требует непрерывного отхода от каких-либо путей, каждый раз (при выборе нового объекта) необходимо следить за тем, что не повторяемся ли в новом выборе. Методика напоминает методику случайного направления поиска, но и существенно отличается от нее. Методика наводит на мысль, что самым целесообразным поведением исследователя является сканирование по всем методикам.


^ Методика сканирования по предыдущим методикам - это подведение итога под рассмотрением методик поиска новых вещей. И действительно, творчеству противостоит выбор одной какой-либо методики. Разумное (в соответствии с привычками или склонностями) чередование методик составляет основу и сущность метода проб и ошибок.


Хорошим подспорьем методу проб и ошибок являются специальные комбинаторные и другие приемы, которые перечисляются ниже. Указанные приемы являются простыми подсказками, использование которых может обеспечить удачу. Итак, рассмотрим следующие комбинаторные приемы:


К другим приемам относятся приемы улучшения удобства. Укажем лишь три приема. Остальные каждый может изобрести и использовать. Три приема таковы:


Третья группа приемов связана с целенаправленным изменением качества объекта и получением нового объекта в процессе такого изменения:


Необходимо помнить, что каждый прием может привести и к отрицательным эффектам, плохому качеству, повышению стоимости. Такой прием будет отвергнут.


^ 4.10. Методы построения иерархии задач, сведение задачи к подзадачам


Каждая задача после формулировки требует уточнения. Совокупность частей уточнения образует слой или уровень формулировки задачи. Операция расслоения может рассматриваться рекурсивно. В результате мы получим набор слоев (уровней иерархии). В каждом слое обнаруживается совокупность меньших по объему задач, которые обычно именуют подзадачами, а задачи в слое выше именуются - надзадачами. Последовательность расслоения приводит к построению иерархии подзадач. Иерархия завершается после выяснения всех вопросов, всех данных и полного состава операций относительно исходной задачи самого нижнего уровня. При обратном рассмотрении иерархии подзадач мы придем к рассмотрению надзадач с постепенным усложнением каждой надзадачи.


Методы сведения задачи на подзадачи настолько разнообразны, что рассмотрение их классификации не даст ничего нового. Эта ситуация объясняется личностным подходом к разбиению задачи на подзадачи и зависимостью каждой задачи от конкретных условий. Имеется одно общее требование. Каждая подзадача должна иметь ясные исходные данные, выходные данные и перечень ее реализующих функций. Кроме этого имеются еще некоторые обязательные требования.


Каждые вопросы, задачи или проблемы являются для Интеллсист текстами на языке ЯПП (по СеГ). Для общности будем использовать слово «задача». Каждая крупная задача с одной стороны представляется малообозримым текстом, с другой стороны она не может формулироваться одним исполнителем. Поэтому возникает проблема разбиения проекта (задания) на подпроекты (подзадачи). Методы сведения задачи на подзадачи известны давно [Бенерджи71, Ефимов82, Клир90, Пойа76], они здесь не повторяются, но лишь добавляются к ним методы, имеющие явно информатический уклон. Чаще всего практически используется некоторый интуитивный подход к разрешению проблемы разбиения задач на подзадачи.


Итак, некоторые методы или методики разбиения перечислены ниже:


Иерархия подзадач можно называть также просто иерархией задач, поскольку в любом слое или на любом уровне иерархии можно обнаружить самостоятельную задачу решения вопроса по исходным данным.


^ 4.11. Методы классификации


В процессе изобретания нового объекта (предмета, явления или процесса) обычно получают несколько его прототипов или вариантов, которые целесообразно распределить по группам (классам) в соответствии со свойствами сходства или различия. Такое распределение называется классификацией по определенному признаку.


Наиболее ответственная часть работы по классификации объектов состоит в подборе признаков классификации - количественные или качественные свойства всех объектов, свойства, которыми обладают или не обладают объекты. Признаков классификации может быть много (или даже избыточно много). Среди признаков могут быть более или менее информативные. С помощью информативных признаков легче и быстрее можно осуществить выбор данного объекта. Обычно построение классификации завершается после выбора информативных признаков. Заметим, что признаки называются информативными, если распределение вероятностей их появления является равномерным.


Классификация вещей может способствовать установлению порядка подчиненности групп или классов объектов. Обычно классификация бывает иерархической, в которой выделяются уровни со своим значением признака. Признаки бывают искусственными или естественными, свойственными природе классифицируемым объектам. Для процесса изобретания необходимы естественные признаки, способствующие наиболее точному выбору необходимого объекта из всего расклассифицированного ряда объектов.


Метод классификации направлен на то, чтобы выявить «пустые» места в ряду объектов, которые необходимо заполнить новыми объектами (недостающими в классификации). В этом случае явно проявляется творческий процесс поиска нового объекта. Метод классификации выступает как метод прямого изобретания. Кстати сказать, сама классификация может явиться результатом изобретания.


Методы классификации могут быть переданы ВМ для построения автоматической или автоматизированной классификации. Причем ВМ может вырабатывать признаки классификации и выбирать среди признаков самые информативные. Результатом автоматического способа построения признаков получаются решающие правила, позволяющие построить вычислительный процесс над свойствами объектов для определения принадлежности объекта некоторому классу. Машинные методы классификации представляют собой самостоятельный раздел информатики по выработке понятий.


^ 4.12. Общие методы решения задач


Любая задача (вопрос, запрос, проблема) должна всегда рассматриваться творчески, с позиций поиска нового знания. Любая задача находится в развитии. В связи с этим подход к задаче должен быть творческим. Мы рассмотрим в форме перечисления несколько глобальных методов решения задачи до рассмотрения конкретного метода поиска локального решения.


^ Метод обратной задачи. Прежде всего для цели, которая преследуется при решении данной задачи, необходимо поставить противоположную цель. Попытка решения задачи с противоположной целью позволит обнаружить противоречия исходной задачи, острее понять данные, операции и порядок их выполнения.


^ Метод обходной задачи. Наряду с прямой задачей следует рассматривать обходную задачу, ставящую побочную цель, прямо не направленную на достижение исходной или противоположной целей.


^ Метод устранения задачи. На данную задачу необходимо посмотреть сверхкритически: что произойдет, если ее просто снять ее из рассмотрения, может быть со временем отпадет необходимость в постановке исходной задачи.


^ Метод ухода от постановки задачи. Можно поставить вопрос резче: а может быть лучше обойтись без постановки и решения исходной задачи.


Метод постановки подзадачи. Расчленение задачи на подзадачи важно для относительного упрощения исходной задачи. Иерархия работ всегда упрощает процессы решения исходных задач.


^ Метод постановки надзадачи. Всякое обобщение способствует продвижению к поставленной цели. Вместо данной задачи часто следует рассматривать более общую задачу, целиком поглощающую данную. Ее решение может включать решение исходной задачи.


^ Метод постановки постзадачи. Решение данной исходной задачи приводит к достижению поставленной цели, а может привести к постановке другой следующей за первой цели, достижение которой образует или формулирует новую постзадачу. Решение постзадачи до решения исходной может ускорить или полностью решить исходную задачу.


etnologiya.html
etnopedagogika-udk796067-obrazovanie-i-nauka-izvestiya-uralskogo-otdeleniya-rossijskoj-akademii-obrazovaniya.html
etnopoliticheskie-processi-v-rossii-i-mire-v-n-rudenkin-professor-doktor-politicheskih-nauk-uralskij-gosudarstvennij.html
etnopsihologiya-kak-mezhdisciplinarnaya-oblast-znaniya.html
etnos-i-naciya-stranica-8.html
etnosarali-jlesmdkteg-genderlk-dersterd-dstr-men-zhaashildi-trisinan-zertteud-zekt-mseleler.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/galikarnasskij-mavzolej-2.html
  • control.bystrickaya.ru/elektrlk-dspen-ali-abatti-brneshe-millimetrge-dejn-kshrmeler-alu.html
  • tests.bystrickaya.ru/lyudi-kak-bogi-ot-sokrata-do-aleksandra-metodicheskie-materiali-gajbaryan-o-e-rostovskij-gu-307-istoriya-zarubezhnoj.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-izdatelstvo-rossijskogo-universiteta-druzhbi-narodov-2005-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-j-klass-programmi-otdelnih-uchebnih-predmetov-kursov-programmi-otdelnih-uchebnih-predmetov-kursov-sistema.html
  • desk.bystrickaya.ru/planirovanie-urok-obshaya-harakteristika-elementov-halkogenov-kislorod-urok-sernaya-kislota-i-ee-svojstva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-uchebnie-umeniya-naviki-i-sposobi-deyatelnosti-prikaz-minobrazovaniya-rf-ot-5-marta-2004g-n1089.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-nato-po-katalogizacii-stranica-8.html
  • composition.bystrickaya.ru/opredelenie-plotnosti-petrofizika.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnik-na-moj-vzglyad-yavlyaetsya-luchshim-iz-teh-kotorih-mne-prihodilos-stranica-40.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vtoro-zaklyuchenie-dornah-7-fevruari-1921-g-sled-lekciya-na-leopold-van-der-pals.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-upravlenie-konfliktami-dlya-specialnosti-080505-65-upravlenie-personalom-po-ciklu-sd-ds-03-disciplini-specializacii-ochnaya-forma-obucheniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/o-edinstve-mira-i-celostnosti-chelovechestva-to-chto-sdelalo-cheloveka-chelovekom.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-na-pervom-etape-eksperimenta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voennaya-literatura-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/petrofizika.html
  • universitet.bystrickaya.ru/torgovie-ogranicheniya-i-ih-posledstviya-dlya-mirovoj-torgovli.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-sovremennij-rinok-truda-i-zanyatost-naseleniya-dlya-specialnosti-040400-62-socialnaya-rabota-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-primernie-voprosi-dlya-podgotovki-k-zachetu-programma-disciplini-rossijskoe-maloe-predprinimatelstvo-dlya-specialnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasshifrovka-nauka-v-celom-informacionnie-tehnologii-004informacionnie-tehnologii.html
  • college.bystrickaya.ru/23-kuda-i-kak-rulit-elita-pravo-i-pravovoj-nigilizm.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/marijskie-svyashennie-roshi-kak-obekt-istoriko-kulturnogo-naslediya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-sozdaniya-sistemi-avtomatizirovannogo-uchyota-polzovatelskih-zayavok-po-funkcionirovaniyu-fakultetskoj-kompyuternoj-seti.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-snimat-kino-v-domashnih-usloviyah-mariya-melnikova.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-lekcij-pediatricheskogo-fakulteta-na-vesennij-semestr-2010-2011-uchebnogo-goda.html
  • education.bystrickaya.ru/3-absolyutnij-muzhchina-i-absolyutnaya-zhenshina-strelcovag-sudba-lyubvi-segodnya-voprosi-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-iiikak-prosit-kogo-prosit-i-chto-prosit-the-aladdin-factor-by-jack-canfield-and-mark-victor-hansen-n.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-gou-sosh-1297-v-ramkah-mesyachnika-fizkulturi-i-sporta-obrazovanie-i-zdorove.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-ris-1-karta-strategicheskih-celej-pf-gu-vshe-koncepciya-razvitiya-permskogo-filiala-gosudarstvennogo-universiteta.html
  • education.bystrickaya.ru/2-neskolko-slov-ob-astralnoj-terminologii-astralnij-plan-distancionnoe-videnie-zrenie-soznanie-spontannoe.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-dlya-provedeniya-nedeli-detskoj-knigi-26-30-marta-2012-goda.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-po-kompleksnomu-remontu-v-mdou-38-zorenka-naimenovanie-obekta-stranica-6.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zh-a-zajonchkovskaya-migraciya-kak-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-2-5-izpuskasho-ustrojstvo-17-lokalna-aspiraciya-nad-presi-i-glazurni-linii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-chem-sostoit-naznachenie-ekspertnih-sistem-chto-takoe-informacionnaya-tehnologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.