.RU

Если в § 1 рассматривались общие вопросы изучения финансовых нововведений, то данный параграф



Г л а в а


2


ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ В РЕТРОСПЕКТИВЕ





§ 2.1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ


2.1.1. Характеристика проблемной области. Если в § 1.1 рассматривались общие вопросы изучения финансовых нововведений, то данный параграф — это “развертывание” в прошлое всего, что относится к новым финансовым продуктам, технологиям и институтам. Если брать временные рамки, то от дня сегодняшнего мы можем уходить вглубь веков как угодно далеко — до тех пор, пока можно выявить существование человеческого сообщества и разного вида отношений между людьми. Ведь часть этих отношений потом превратится в то, что во многих современных языках определяется термином “финансы”. Если взять физическое пространство, то опять интерес может представлять любой регион планеты, где зарождались, развивались, а иногда и исчезали отношения между представителями вида “хомо сапиенс”, которые связаны либо с деньгами, либо с новыми видами деятельности или коммуникации. Если взять безграничное “идеальное пространство”, которое множеством нитей связано с материальным миром, то поистине неисчерпаемыми будут взаимосвязи и взаимодействия между различными сферами человеческих знаний и верований, которые на определенном витке истории приведут к появлению нового, подчас экзотического финансового инструмента.

Нужно ли изучать историю финансов и финансовых инноваций? Насколько хорошо и полно это можно сделать на основе источников, доступных широкому кругу преподавателей и учащихся? В чем специфика методов изучения исторического прошлого применительно к финансам? Какое влияние на рассматриваемые аспекты оказывает кризис исторической науки, о котором то и дело говорится в научных изданиях? Можно ли предложить новые, более эффективные методы изучения истории финансов? Именно эти вопросы будут находиться в центре внимания предлагаемого параграфа. Ряд моментов получит свое дальнейшее развитие и иллюстрацию в последующих параграфах данной главы. Но вместе с тем авторы прекрасно сознают, что в рамках представленной книги можно дать только общий набросок ответов на поставленные вопросы. Более полное их раскрытие потребует отдельной книги типа “Краткая история финансовых инноваций”.

Таким образом, то, о чем пойдет речь далее, неразрывно будет связано с “экономической историей” или “историей экономики”. И здесь можно напомнить, что отношение к данной науке было и остается далеко неоднозначным. В частности, в начале нынешнего века в Германии “в академических кругах экономическая история вообще рассматривалась как занятие, недостойное истинного ученого. Весьма авторитетный берлинский профессор, лидер неоранкеанцев Макс Ленц (1850—1932) откровенно называл социально-экономическую историю "вздором и чепухой". В лучшем случае экономическую историю признавали вспомогательной дисциплиной, дополнявшей политическую историю” [1, с. 186—187].

“Полезно ли прошлое для экономической науки?” Именно так озаглавил свою статью в “The Journal of Economic Literature” в 1976 г. Д. МакКлоски, известный своими работами по методологии и философии экономической науки. В конце публикации делается однозначный вывод: “Конечно, да”. Этот вывод, в частности, подкреплен следующим образным обоснованием: “История — стимул для воображения экономиста, она очерчивает и расширяет границы его ремесла. Экономист благодаря своим обычным занятиям узнает, как рассматривать, обозначать и ремонтировать части здания экономики. Из истории же он узнает, откуда здание взялось, как были построены соседние сооружения и почему здания в одном месте построены иначе, чем в другом. Все наиболее общие проблемы, которые стоят перед экономикой, носят исторический характер. Если история полезна экономисту в работе, то еще полезнее она для его образования” [2]. Автор приводит ряд имен известных экономистов, которых “питали исторические исследования” (Смит, Маркс, Милль, Маршалл, Кейнс, Шумпетер и др.), а затем с грустью отмечает, что “сорок лет инвестиций в математизацию экономики и деинвестиций в ее историзацию привели к тому, что в среде экономистов стало легче сознаваться в незнании истории, чем в незнании математики. Уходят времена, когда общественные науки служили мостом между двумя культурами, литературной и научной, а экономика этот мост сожгла уже очень давно” [2,_с. 110].

Существует ли подобная проблема для России? Да, существует. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие примеры.

Переход к рыночным отношениям в России и в ряде стран бывшего социалистического лагеря ознаменовался появлением пресловутых “финансовых пирамид” типа АО МММ. В нашей стране до сих пор продолжают разбираться с обманутыми вкладчиками, которые неоднократно выходят на демонстрации и устраивают пикеты у зданий органов местного самоуправления. Как помним, в Албании подобное недовольство вылилось в вооруженные столкновения. Но ведь при желании всего этого можно было бы избежать или свести отрицательные последствия к минимуму, если бы лица, принимавшие решения, вспомнили хрестоматийный скандал с акциями компании Южных морей в Лондоне в 1720 г., когда возникли и потерпели крах многие “дутые” акционерные общества, и последующие законодательные меры в разных странах, которые ориентированы на предотвращение подобных ситуаций.

Или другой пример. Трудное положение, в котором оказались многие новорожденные российские фермерские хозяйства, обусловлено тем, что в заключенных договорах об аренде или о получении ссуд не были учтены так называемые “форс-мажорные обстоятельства”, или “обстоятельства непреодолимой силы”, вследствие которых одна из сторон по не зависящим от нее причинам не может выполнить взятые на себя обязательства. Но ведь еще в законах вавилонского царя Хаммурапи, относящихся к XVIII в. до н. э., в §_48 указывается: “если человек имеет на себе процентный долг, а Адад (бог грома, молнии, дождя — М.Л., С.М.) побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить” [3].

Если обратиться к публикациям специалистов, то, в частности, по мнению В.И. Бовыкина, “состояние экономической истории в нашей стране давно уже требует серьезного и нелицеприятного обсуждения. Казалось бы, советские историки и экономисты, являющиеся приверженцами исторического материализма, должны были находиться в авангарде изучения экономической истории, показывая пример зарубежным коллегам. Увы, на фоне впечатляющих результатов историко-экономических исследований на Западе за последние полстолетия успехи наших ученых выглядят более чем скромно” [4, с. 11]. В цитируемой статье отмечается, что в середине 30-х годов на некоторое время произошло полное прекращение изучения экономической истории нашей страны и ее освещение впредь ориентировалось на схему “Краткого курса” истории ВКП(б). В последующие годы примечательными событиями стали издания “Истории народного хозяйства СССР” П.И. Лященко в 1939 г. и 1947—1948 гг. С начала 50-х до середины 60-х годов наблюдается “бум” трудов по экономической истории, который явился результатом усилий как историков, так и экономистов. Затем произошел спад в историко-экономических исследованиях в нашей стране, который, по мнению В.И. Бовыкина, обусловлен следующими причинами: прекращением сотрудничества между историками и экономистами; воздействием на научные исследования конъюнктурных политических установок; изоляцией советских ученых от мировой науки.

Можно согласиться, что приведенные моменты действительно сказались как на состоянии историко-экономических исследований в нашей стране, так и на преподавании. Вместе с тем, если говорить об истории финансов в широком смысле этого термина, то пока в отечественной литературе нам не удалось найти развернутого историографического анализа.

Для полноты картины полезно напомнить российские требования к образовательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированных специалистов (третий уровень высшего профессионального образования) по 21 специальности направления 060000 “Экономика и управление” (один из быстрых путей получения информации в этой области — обратиться через Интернет к серверу Минобразования РФ с адресом http://www.ed.gov.ru).

Среди требований к знаниям и умениям есть и относящиеся к истории, которые едины для всех анализируемых специальностей: 1) иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии; 2) знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей (для специальности 060600 — Мировая экономика —добавлено “крупнейших экономистов”); 3) уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

В связи с этим видно, что перед преподавателем вуза встает непростая задача: что отнести к группе “основные”, учитывая бурные дискуссии в исторической экономической литературе последних лет; и насколько большое место в этой группе сведений отвести всему, что относится к деньгам, финансам и кредиту. На конкретизацию этих общих требований нацелены “обязательные минимумы”. В них, как правило, входят дисциплины “История” и “История экономики” с совокупностью соответствующих дидактических единиц.

Начальные дидактические единицы дисциплины “История” определены следующим образом: сущность, формы, функции исторического сознания; типы цивилизации в древности; проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах; цивилизация Древней Руси; место Средневековья во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь; тенденции становления цивилизации в русских землях, проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе; складывание Московского государства; Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации; Россия в ХV—ХVП вв.; ХVШ век в европейской и североамериканской истории; проблема перехода в “царство разума“; особенности российской модернизации в ХVШ в.; духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу; основные тенденции развития всемирной истории в ХIХ в.; пути развития России; место ХХ_в. во всемирно-историческом процессе; новый уровень исторического синтеза; глобальная история; менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе и России, в других регионах мира.

Уже из приведенного фрагмента, а также исходя из сопоставления со стандартами, положенными в основу подготовки преподавателей школ, можно сделать заключение о том, что, во-первых, во главу угла ставится модель исторического исследования, которая исходит из идеи мультилинейности всемирного исторического процесса, его дискретности и плюралистичности. В этом представлении мир состоит из пространственно ограниченных обществ (культурно-исторических типов или локальных цивилизаций) с их своеобразной культурой. По-видимому, составители стандарта являются сторонниками цивилизационного подхода. Во-вторых, по существу предлагается курс не “История мировых цивилизаций”, а “История России” с эпизодическими сопоставлениями с другими странами. В-третьих, материальные предпосылки цивилизаций явно не указываются, а упор сделан на социально-политический аспект. В-четвертых, наблюдается определенный европоцентризм, что вступает в противоречие с геополитическими особенностями российского исторического пути между Европой и Азией.

По дисциплине “История экономики” государственный стандарт рекомендует следующие дидактические единицы: сравнительный историко-экономический анализ моделей развития мирового хозяйства; азиатский способ производства и античное рабство; классическая модель феодальной экономики (Франция), особенности феодального хозяйства (Англия, Германия, Россия, Япония); генезис капиталистической экономики в странах первого эшелона (Голландия, Англия, Франция, США), реформистский путь перехода к рыночной экономике (Германия, Россия); промышленный капитализм в Японии (патерналистская модель); основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства на рубеже XIX и XX вв.; особенности монополизации экономики по странам; становление различных систем регулируемого капитализма; возникновение, развитие, кризис хозяйственной системы государственного социализма в СССР и странах Восточной Европы; сдвиги в структуре экономики ведущих капиталистических государств; различные модели смешанной экономики; экономика России; основные направления перестройки мирового хозяйства.

Мы сознательно привели все дидактические единицы стандарта для того, чтобы наглядно была видна его проблематичность и отличия от стандарта для дисциплины “История”. Хотя термин “формация” явно не употребляется (вместо него используется термин “модель”), есть веские основания считать, что здесь на первый план выходят производительные силы и производственные отношения, образующие способ производства или материальный базис общества. История человечества в этой концепции представлена как процесс возникновения, развития и смены определенных стадий, ступеней. Это можно сравнить с тем, что пишет К. Маркс в предисловии к работе “К критике политической экономии”: “В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации” [5, с. 7].

На уровне дидактических единиц двух исторических дисциплин мы не находим ответа на вопрос, какое место отведено сведениям о денежно-кредитных и финансовых системах. Эта неясность остается, если проанализировать и другие дисциплины для экономических специальностей, в которых встречается термин “история”.

К теме данной монографии наиболее близка специальность 060400 “Финансы и кредит”. Возникает закономерный вопрос: насколько и в ней отражен исторический аспект? В гуманитарных, социальных и общепрофессиональных дисциплинах наиболее полно этот аспект есть в наличии только в дисциплинах “История” (с типовым набором дидактических единиц) и “История экономических учений”. Кроме этого, есть еще комплекс “СД.00 Специальные дисциплины”. В него входят “Финансы”, “Деньги, кредит, банки”, “Финансы предприятий”, “Страхование”, “Налоги и налогообложение”, “Организация и финансирование инвестиций”, “Рынок ценных бумаг и биржевое дело”. В содержании перечисленных дисциплин об истории явно не говорится. Намек на нее есть в дисциплине “Деньги, кредит, банки”, когда предлагается рассматривать денежные и банковские системы “США, Англии, ФРГ, Японии, Франции, Италии, Канады”.

Таким образом, с позиций исследования и образования представляется целесообразным остановиться на вопросах источников, историографии и подходов к эффективному изучению исторического прошлого мировых финансовых нововведений.

^ 2.1.2. История финансовых инноваций: источники. Единой классификации исторических источников до настоящего времени не создано.

С позиции синтаксического подхода за основу берут методы и формы отражения действительности в источниках. При прагматическом подходе на первый план выходит целевое назначение информации для субъекта исследования. Классификация источников на основе семантического подхода базируется на их содержательном аспекте.

В учебнике “История Древнего Востока” все источники подразделяются на следующие семь типов: 1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. 2._Памятники материальной культуры. 3. Памятники устного народного творчества (фольклор). 4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т.д. 5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время. 6. Данные антропологии. 7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей [6, с.10].

В учебном пособии “Методология истории” говорится о том, что “до недавнего времени в источниковедении … существовало подразделение всех источников на семь типов: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические (фольклорные), фонодокументы и кинофотодокументы” [7, с. 85]. В отличие от этой классификации авторы данного пособия предлагают выделять четыре типа: вещественные; письменные; изобразительные (изобразительно-графические и изобразительно-художественные); фонические.

Одни источники исчезают (например, здание банка или биржи может быть разрушено). Другие начинают новую жизнь в виде голограммам или видеоизображений на компакт-дисках или на серверах сети Интернет. Появляются и новые источники, которые обладают чертами ряда предшествующих, но не относятся ни к одному из них. Например, мультимедийный файл на сервере банка, повествующий о его истории. Будет ли он письменным? С одной стороны, да. Но, с другой стороны, форма исходного текста будет зависеть от характера и настройки программных и технических средств, используемых в данный момент при его просмотре. Последние средства окажут свое воздействие на восприятие графических изображений и звуков. Причем эти изображения и звуки в совокупности с содержанием и оформлением текста сообщения, несмотря на всю их близость к оригиналам, неизбежно будут отличаться от них, поскольку они уже есть результат многократной цифровой переработки исходной информации. И нет абсолютной гарантии, что в процессе преобразований не будет утеряна какая-то небольшая, но очень важная часть этой информации, которую могли воспринять лишь органы чувств человека. Эта утерянная часть может оказаться недостающим звеном для подсознания исследователя при решении исторической проблемы.

Бурное внедрение ЭВМ и современных средств связи показывает как ограниченность всех предшествующих классификаций источников, так и заостряет внимание на том, что подобная классификация неизбежно должна быть постоянно обновляемой. В эпоху развития электронных средств информации все большую условность приобретает такое понятие, как “письменный”. С текстовым электронным документом и содержащимися в них фактами могут ознакомиться миллионы людей. Потенциально этот документ может быть распечатан на принтере в любой момент и стать письменным в явном виде. А если он никогда не будет распечатан, можно ли его считать “письменным”? Одновременно актуализируется проблема достоверности как самого источника, так и приведенных в нем фактов. Достаточно вспомнить многочисленные случаи электронных краж, что вело не только к хищению средств, но и давало в течение некоторого времени искаженную картину о состоянии дел в организации. А если добавить к этому новые виды компьютерных вирусов?

Для истории финансовых инноваций второй половины XX в. процесс информатизации имеет принципиальное значение, поскольку ряд инноваций возник именно благодаря новым возможностям получения, переработки, хранения и представления данных. Поэтому здесь важны не только документы (тексты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки), аудио- и видеоизображения, но и сами программные и технические средства, с помощью которых они были получены.

Возможные типы источников (постоянно помня о нечеткости любой классификации) целесообразно рассмотреть в привязке к нашей проблемной области. При определении последней будем придерживаться подхода, изложенного в § 1.3, согласно которому финансы также представляют собой нечеткую, неявную систему (множество). Пусть в общем случае это будет система ФИН. В свою очередь, финансы в широком смысле этого термина включают в себя совокупность следующих нечетких систем: финансы субъектов хозяйствования (ФСХ); бюджет и налогообложение (БиН); территориальные финансы (ТФ); банковское дело (БД); ценные бумаги, биржи разного вида, на которых производится торговля финансовыми продуктами (ФР); страхование и социальное обеспечение разных видов (СТ). В каждом случае может оказаться необходимым с той или иной степенью детализации проанализировать денежную систему (Д) и другие экономические и прочие системы. В идеальном случае подобный анализ должен проводиться для каждой из стран мира (в начале 90-х годов их было 245) для всего периода времени от настоящего момента времени до того момента в прошлом, когда можно зафиксировать появление финансовых отношений соответствующего вида в том или ином типе исторических источников. Затем из всего множества сведений необходимо выделить те временные интервалы и те страны и регионы, когда изобретались, обсуждались и внедрялись новые финансовые продукты, технологии и институты.

Любое новое всегда есть продукт взаимодействия человеческой мысли с окружающим миром. Поэтому, говоря об истории финансовых инноваций, придется постоянно затрагивать как экономическую историю, так и историю экономической мысли.

По степени принадлежности каждого источника к нашей проблемной области их можно разбить на три группы:

Ф — финансы (обычно в качестве одной из своих подсистем) являются главным содержанием источника. Примером может служить законодательный акт Русского государства от 8 марта 1626 г. “Указ о давности при взыскании долгов и невзимании процентов, превышающих сумму долга” [8,_с._126];

ФЭ — финансы рассматриваются в качестве составной части экономики страны, т.е. наряду с деньгами, финансами и кредитом присутствуют и другие экономические вопросы [9];

ФГ — в источнике наряду с информацией о финансах присутствуют и явно неэкономические сведения (например, в [10] кроме размеров налогообложения приведены указания о том, какого цвета должна быть одежда чиновников определенного ранга, длительность траура в зависимости от ситуации и т.п.).

Поскольку финансы — это прежде всего отношения между людьми, то очевидной основой для классификации является уровень отношений, который отражен в источнике:

М — международный (документы и статистика ООН, Международного валютного фонда, Всемирного банка и многое другое);

Г — государственный (нормативные акты, обязательные для применения на всей территории страны, общегосударственная статистика, карты разного назначения, принятые в стране названия народов, рек и водоемов, населенных пунктов, материальные объекты общегосударственного значения, денежные знаки и т.д.);

Р — региональный (аналогично предыдущему, но для уровня региона);

О — уровень отдельно взятой организации;

Л — личный уровень, т.е источники, которые не вошли в предыдущие группы в качестве указов президентов, приказов руководителей и т.д.

На каждом уровне можно осуществить дальнейшую группировку источников по другим признакам.

Анализ различных типов источников мы рассматриваем как первый важный этап на пути эффективного изучения истории финансовых инноваций. Поскольку в ограниченных рамках данной книги невозможно детально описать все разновидности источников для нашей предметной области и привести необходимые примеры, то в каждом случае разумно выделить несколько наиболее значимых источников с учетом их последующего “многомерного развертывания”. Например, исходя из ограничений на объем оперативного восприятия информации в соответствии с “магическим” числом Дж. Миллера 7  2 (см. § 1.4) далее, при рассмотрении источников на уровне отдельных государств, определено 8 сборников актовых документов, которые дают наибольшую пищу для размышлений относительно истории денег, финансов и кредита. После ознакомления с ними возможно движение в нескольких направлениях:

С учетом изложенного рассмотрим основные типы источников по их значимости для изучения истории финансовых инноваций и прокомментируем особенности их применения.


etuoter-p-m-x-e93-za-predelami-detej-indigo-novie-deti-i-nastuplenie-pyatoj-eri-perev-s-angl.html
etyud-2-vladimir-shahidzhanyan.html
etyud-42-vladimir-shahidzhanyan.html
etyud-55-vladimir-shahidzhanyan.html
etyud-7-vladimir-shahidzhanyan.html
etyudi-na-virazhenie-udovolstviya-i-radosti-posobie-snabzheno-illyustrativnim-i-notnim-materialom-kotorij-ispolzuetsya.html
  • school.bystrickaya.ru/cubekti-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava-chast-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-rezhim-dnya-dlya-detej-ot-pyati-do-shesti-let-starshaya-gruppa-programma-municipalnogo-obrazovatelnogo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-vvedenie-v-menedzhment-poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-tematicheskij-plan-ochnoe-i-zaochnoe-otdelenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/hiba-revut-voli-yak-yasla-povni.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtorskaya-programma-nauchno-issledovatelskogo-obshestva-issledovateli-prirodi-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/pahtane-molochnogo-okeana-devami-i-asurami-vnachale-bilo-slovo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/potrebnost-v-rabochej-sile-dlya-realizacii-investicionnogo-proekta-vpasporte-programmi-poziciyu-obemi-i-istochniki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-a-n-romanov-predsedatel-nauchno-metodicheskogo-soveta-prof.html
  • tests.bystrickaya.ru/konsultant-abakshina-e-n.html
  • institut.bystrickaya.ru/tf-381-2-22-46-08-nauka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-rassuzhdeniya-o-zoroastrizme-uchebnoe-posobie-vtoraya-redakciya-2010-g-udk-23254-2141-112-bbk-86-286-33.html
  • report.bystrickaya.ru/kanskij-detskij-dom-im-yu-a-gagarina-istoriya-v-sobitiyah-i-licah.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-1-pol-19-v-zaversh-proc-prisoed-k-k-r-mnogochisl-plemen-obed-ya-kazah-naroda-v-to-vremya-sost-3-zhuza-mladsrstar-s-30-40-18v-m-i-sr-zhuzibolshaya-chast-k-dobr.html
  • student.bystrickaya.ru/14-svedeniya-ob-ocenshike-ocenshikah-emitenta-350912-rossiya-krasnodarskij-kraj-g-krasnodar-im-evdokii-bershanskoj.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-aspekti-informacionnoj-bezopasnosti-rossii-v-usloviyah-globalizacii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-ov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/konstitucionno-pravovoj-status-prezidenta-po-zakonu-rsfsr-ot-24-aprelya-1991-goda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-kachestvo-podgotovki-specialistov-uroven-trebovanij-pri-konkursnom-otbore-abiturientov-20-1-podgotovlennost.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trening-lichnostnogo-rosta-uchebnoe-posobie-mozhet-bit-ispolzovani-studentami-vseh-form-obucheniya-i-fakultetov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-poiska-i-ispolzovaniya-novih-ekologicheski-chistih-istochnikov-energii-energosohranenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priznanie-25-aprelya-bili-nazvani-pobediteli-tradicionnogo-oblastnogo-konkursa-blagotvoritel-goda.html
  • tests.bystrickaya.ru/literaturnoe-chtenie-ob-utverzhdenii-federalnih-perechnej-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-k-ispolzovaniyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/banki-i-ih-rol-v-rinochnoj-ekonomike-bankovskij-krizis-1998g-chast-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-i-solzhenicin-rakovij-korpus-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/kosmizm-chast-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-konkursa-na-kubok-mera-moskvi-v-oblasti-dizajna-i-izgotovleniya-odezhdi.html
  • grade.bystrickaya.ru/ne-kosmicheskij-korabl-no-vse-zhe-sovetskaya-adigeya-17032010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-18-marta-2010-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iii-tehnicheskaya-chast-rekonstrukciya-rasshirenie-uchebno-laboratornogo-korpusa-universiteta-v-g-ekaterinburge.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-izbrannie-modeli-teorii-poleznosti-dlya-napravleniya-010400-68-prikladnaya-matematika-i-informatika-podgotovki-magistra.html
  • writing.bystrickaya.ru/bileti-po-mezhdunarodnim-ekonomicheskim-organizaciyam-chast-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/religioznaya-i-svetskaya-kulturi-kak-tipi-sistem-socialnogo-znaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/chto-proishodit-na-sovremennih-birzhevih-ploshadkah-vo-vremya-torgov-segodnya-f-rasskazivaet-o-tom-o-chem-mnogie-igroki-nikogda-ne-zadumivayutsya-i-dazhe-ne-podozrevayut.html
  • college.bystrickaya.ru/2dialektnaya-sistema-vostochnoslavyanskih-dialektov-yuzhnoj-zoni-epohi-drevnejshih-slavyanskih-pamyatnikov-pismennosti-xixii-vv.html
  • grade.bystrickaya.ru/ne-proshedshaya-ispitaniya-sistema-pro-budet-zashishat-ssha-ot-ugroz-so-storoni-severnoj-korei.html
  • crib.bystrickaya.ru/imenno-eta-konferenciya-v-1997-godu-stala-pervoj-v-rossii-gde-samimi-studentami-bili-oboznacheni-aktualnie-problemi-studencheskoj-molodezhi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.