.RU

Эссе как жанр сочинения


Тема 1.

Эссе как жанр сочинения. Зачем нужно эссе?


Эссе – это такой жанр сочинения. Эссе подразумевает свободу творчества. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Эссе пишется его в свободном стиле и на любую тему. Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский или научно-популярный характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. Эссе предлагается в качестве задания не только в международных школах. В некоторых высших учебных заведениях с помощью эссе сдаются вступительные экзамены. Написание эссе является требованием многих международных образовательных программ. В некоторых европейских ВУЗах прием студентов происходит только на основании конкурса эссе.

       ^ Стиль эссе отличается: образностью афористичностью парадоксальностью Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе привлекает многочисленные примеры проводит параллели подбирает аналогии использует всевозможные ассоциации. Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры аллегорические и притчевые образы символы сравнения Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют: непредсказуемые выводы неожиданные повороты интересные сцепления По речевому построению эссе – это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику. Специфика жанра эссе Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе – ярко выражена авторская позиция. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль – требование жанра. Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе – это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.

Вопросы в эссе даны для того, чтобы было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь этого — писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.


Справка из истории жанра.

Для начала небольшая справка из истории, а именно предлагаем вернуться в 1580 год, когда впервые французский писатель и философ Мишель Монтень опубликовал книгу, которую назвал Les Essais (фр. "еssai" - очерк, попытка, проба). В своем «детище» писатель сделал каждую главу как бы неоконченной, нарочито подчеркивая отсутствия структуры либо плана книги, оставляя читателям, место для домыслов и наталкивая их на определенную тему и мысли связанные с ней. Что собственно и является главной идеей эссе - побуждать к размышлению. Написание эссе полезно для развития более четкого и грамотного формулирования мыслей, а так же тесно связано с умением работы с литературой и источниками, что, несомненно, поможет во многих сферах.

Структура эссе.

Эссе не имеет особой структуры, как например научная, исследовательская работа, реферат либо курсовой проект. Конечно же, если вы пишете эссе впервые, то следует рассмотреть, хоть один вариант структуры, чтобы знать, как структурировать свои мысли и удачно написать свое эссе.

Итак, рассмотрим структуру эссе, но повторюсь, эссе не имеет особой структуры, данная структура призвана направить ваши мысли в правильное русло при структурировании эссе. Обязательным и основным условием при написании эссе, является наличие темы, которая является заглавием Вашей работы.

  1. Титульный лист – его структуру предопределяют заранее и заполняют по единой форме, принятой в учебном заведении.

  2. Введение – здесь следует изложить суть, цель и обоснование выбора темы. Введение состоит из связанного логически и стилистически ряда компонентов. На данном этапе Вы должны четко сформулировать вопрос, ответ на который Вы намерены изложить в ходе раскрытия темы эссе.

  3. Основная часть – эта часть предполагает полное раскрытие и аргументацию основной проблемы, изложение основного вопроса. Важно знать, что один параграф должен содержать только одно утверждение, которое выделяют заголовком, и, конечно же, соответствующее доказательство, что можно разнообразить графическим и иллюстрированным материалом.

  4. Заключение – в этом пункте обычно излагаются собственные обобщения и выводы, вытекающие из рассмотрения темы. Так же эссе может содержать указание на применение исследования, которое не исключает взаимосвязь с иными проблемами.



Как написать эссе?

Начните с главного — выберите тему, определите желаемый объем и цель каждого параграфа. Запишите наиболее удачные мысли и сформируйте из них основу будущей работы. Развейте мысль в каждом параграфе, начните усложнять, используя придаточные и развернутые описания. В завершение не забудьте проверьте грамматику и синтаксис. Главное - эссе должно читаться легко.

Давно известно, что такой вид легко доступной манеры изложения как эссе, например в зарубежных странах, применяется для оценки личности автора, его чувств, степень своеобразия мыслей, а так же мировоззрения человека. Эссе ни коем образом не зависит от количества знаний либо от предмета исследований, что делает его своеобразной противоположностью давно известного теста. Основной целью эссе, является уход от рамок, преобладание ассоциаций, над логикой. Если Вам сложно уложиться в твердые рамки реферата, либо в какую-либо заданную структуру, свободная форма эссе для Вас.

Итак, что же все-таки нужно знать об эссе для успешного его написания?


Правила написания эссе.

Если у Вас возникают трудности, с чего начать и как действовать в дальнейшем, давайте рассмотрим несколько этапов.

Тему для эссе выбирают или получают от преподавателя, но если Вы столкнулись с вольным выбором темы, основное что Вы должны помнить, что тема эссе призвана раскрывать не только определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Вольная тема прекрасна тем, что Вам дается возможность раскрыть себя и поделиться с людьми тем, что интересует Вас, что Вас удивило, заставило посмотреть иначе на людей и мир. Т.е, если Вам дали вольную тему для написания эссе, Вам предоставили вольные пути раскрытия себя и своих мыслей .

Приступая к написанию эссе, необходимо приготовить черновик. Неко­торые учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (то есть окончательный) вариант работы — плотно заполненный лист, практиче­ски без полей, но написанный более небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования мысли, не дает возможности работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, тем самым тренируя практику отсутствия самостоятельного мышле­ния. В результате этот метод приводит к панической боязни самостоятельного высказывания. Листы черновика лучше оставлять наполовину пустыми и писать на одной их стороне. При работе с черновиком, перечитывании и правке постепенно заполняются и поля, а на обороте страницы — простор для конкре­тизации, подтверждения своей мысли примерами и цитатами.

С чего начать? С записи темы эссе, при этом тему надо записать точно, и обязательно в черновике. Тема — это некое условие задачи, в которое надо вдуматься. А задачу надо понять, осознать. Формулировка темы — тоже зада­ча, только неизмеримо более объемная и сложная, имеющая не одно решение. Вчитываясь в тему, вы входите в то творческое пространство, которое ею очер­чено. Если отдельные слова, мысли, в крайнем случае, вся формулировка будут повторены в тексте эссе, открывая или завершая фрагменты работы или всего эссе в целом, — это не недостаток. Ведь главная задача ученика — понять и рас­крыть тему, а не уйти от нее. Работая с эссе, время от времени нужно перечи­тывать формулировку темы. Темы эссе по обществознанию на экзамене пред­лагаются на выбор учащемуся из шести вариантов, соответствующих разделам курса обществознания: философии, культурологии, экономике, социологии, политологии, правоведению.

Целесообразно выбирать тему наиболее близкую и понятную, при рас­крытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способ­ности.

Важным моментом является выявление обществоведческой проблемы. Ведь в эссе вас просят высказать свою точку зрения на проблему, которая весьма об­разно выражена в форме высказывания. Это значит, что необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса.

Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю) предполагает работу в рамках проблематики самопознания, самосознания человека, «Я — концепции», противоречивости реального и идеального Я, экзистенциальности человеческого существования. Иначе, раскрывает пробле­матику личностного развития. Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия) в своей основе содержит проблему противоречивости материальных и духов­ных потребностей человека. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по обозначенной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми воз­можно работать в рамках данной темы.

Итак, главное — вчитаться, вдуматься в тему, как вчитываешься в условие задачи, чтобы определить границы (пространство) темы и пути ее раскрытия.

Тема выбрана, осознана, понята. Как правило, темы эссе по обществозна­нию философского содержания имеют проблемный характер, авторскую ин­терпретацию и предложены в виде высказывания. Поэтому, первоначально ра­ботая с обществоведческой проблемой, необходимо выделить основную идею и определить, в рамках какой темы или раздела курса обществознания последуют рассуждения. Для этого необходимо в свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытово­го характера, имена, события, недописанные мысли... Есть рациональное зер­но во фразе: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

Следующая задача — рассмотреть этот хаос, соотнести с темой: тогда вы­светится идея, путь движения мыслей. Теперь главное — найти фразу, мысль, цитату, которая могла бы стать заключением к работе.

Да, заключение, как и вступление, является важной частью работы. Вступ­ление фокусирует проблематику эссе, ставит проблему, вскрывает противоре­чия, задает вопросы, очерчивает поле творчества рамками обществоведческой темы, а заключение являет собой итог, резюме всех рассуждений.

Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку эссе — это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или быто­вого характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жиз­ненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, три аргумента могут пере­грузить все же «маленький» жанр.

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе: вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы, заключение (вывод). Количе­ство тезисов и аргументов зависит от плана, логики развития мысли учащегося. Схематично изображая структуру эссе, можно получить следующую цепочку:

В Т А А Т А А В

Название «кольцевая композиция» не случайно, так как вступление и вы­вод фокусируют внимание на проблематике темы, только во вступлении про­блему ставят, а в выводе обращаются к собственной точке зрения.

Следует отметить, что логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый из элементов ком­позиции (вступление, тезисы, аргументы, вывод) должен быть выделен крас­ной строкой. Каждый абзац — предыдущий и последующий — связан между собой. Так достигается целостность работы.

При написании эссе необходимо обратить внимание и на стиль изложения материала. Все же не надо забывать о том, что эссе присущи эмоциональность и художественность изложения. Экспрессивность стиля — весьма неплохое ка­чество письменной речи. Достигается это в основном за счет коротких, про­стых предложений, разнообразных по интонации, и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания — тире. Тире вносит в пред­ложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения. Стиль речи несет в себе особенности личности. Совершенствуя стиль, совер­шенствуешь себя!

Помните главное: эссе обязательно должно быть «эмоционально заряже­но», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования.

Хотелось бы дать совет, о стандартном наборе ошибок.
13 правил написания эссе
Если хотите написать удачное эссе, не обязательно читать огромное число книг и пересматривать множество сайтов. Достаточно руководствоваться тринадцатью принципами.

^ 1. Не коверкайте правду
Факты из своей жизни менять не стоит, даже если очень хочется. Во-первых, это не всегда выглядит убедительно. Во-вторых, лжецам нужно иметь очень хорошую память – чтобы помнить все нюансы измененной биографии и не ударить в грязь лицом.

^ 2. Не подлизывайтесь
Не стоит слишком много говорить о репутации университета, отменном преподавательском составе, сети выпускников и тому подобное. Лучше говорите о себе и о том, что Вы дадите университету.

^ 3. Не оправдывайтесь
Оправдания слабых оценок, плохого GMAT, недостаточного опыта работы делает эссе смешным. Говорите только о хорошем. О плохом, если не спрашивают, не распространяйтесь.

^ 4. Не пытайтесь быть кем-то другим
Все хотят подойти школе, которую выбрали. Но в погоне за этим многие теряют свое истинное «Я». Будьте тем или той, кем Вы есть - бизнес-школы ищут разнообразия.

^ 5. Не поддавайтесь стадному инстинкту
Первый успешный шаг в позиционировании – дифференциация. Начните с того, кем Вы не являетесь. Потом перейдите к тому, чем Вы выгодно отличаетесь от других. Если Вы можете только сказать, а не доказать, будьте специфичными.

^ 6. Не будьте стереотипным
Развейте стереотипы читателей. Это касается Вашего опыта, национальности, функций на работе. Сделайте себя уникальным.

7. Не будьте всезнайкой
Никто не совершенен. MBA звучит амбициозно, но это не значит, что у Вас не должно быть слабостей. Будьте правдивы и, если Вас спрашивают, не бойтесь сказать, что Вам нужно чему-то научиться.

^ 8. Не повторяйтесь
У читателя будет полный профайл на Вас, поэтому старайтесь не повторять содержимое. Во-первых, таким образом Вы занимаете место, важное для другой информации. Во-вторых, Вы раздражаете читателя.

^ 9. Не говорите много
Лучше сфокусироваться на одном моменте Вашей жизни, чем стараться описать всю жизнь в нескольких эссе. Сузьте горизонты, сделайте анализ серьезнее.

^ 10. Не делайте списков
Списки воспринимаются лучше, чем истории. Но списки скучны, поэтому лучше напишите историю. Люди любят истории, списки оставьте на потом.

^ 11. Не добавляйте натянутых фактов
Конечно, история должна быть подкреплена фактами. Но если их нет, придумывать или «притягивать за уши» не стоит. Это напрягает читателя, а он должен просто читать эссе.

12. Не обвиняйте
Если Вы негативно отзываетесь о ком-то, то негативно подумают прежде всего о Вас. Извлекайте уроки и делайте выводы – это лучше. you.

13. Не говорите о распространенном
О политике, религии, абортах, наркотиках, сексе, Востоке, национальности, Джордже Буше и тому подобное лучше не говорить. Читатель может быть другого мнения.

Что делать...
Выбирайте интересные темы, которые относятся к Вам и Вашему развитию. Не отклоняйтесь от темы. В общем, соблюдайте 13 правил.


Проверьте ваши знания! (нажми сюда)

evolyuciya-form-gosudarstvenno-politicheskogo-uchastiya-v-processe-razvitiya-ikt-v-ssha-1990-2010gg.html
evolyuciya-i-bog-lyubov-avtor-armin-held-perevod-s-nemeckogo-evgenij-eryomin-istoriya-zhizni-tvorenie-i-evolyuciya.html
evolyuciya-i-osnovnie-harakteristiki-analiticheskoj-filosofii-chast-3.html
evolyuciya-ideologicheskih-ustanovok-partii-edinaya-rossiya-brodovskaya-elena-viktorovna-integrativnie-vozmozhnosti.html
evolyuciya-klassicheskoj-politicheskoj-ekonomii-v-pervoj-polovine-hh-st-zavershenie-klassicheskoj-tradicii.html
evolyuciya-kristallicheskoj-strukturi-visokotemperaturnih-sverhprovodnikov-v-intervale-temperatur-80-300-k.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-mgu-zarabotal-novij-superkompyuter-grizlov-b-v-monitoring-smi-21-marta-2008-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/4informacionnaya-karta-konkursa-otkritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/techenie-otnoshenij-vadim-zeland.html
  • desk.bystrickaya.ru/operezhayushee-zadanie-izuchit-dopolnitelnuyu-literaturu-i-material-uchebnika-po-teme-hod-meropriyatiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-razdel-i-termini-ispolzuemie-v-konkursnoj-dokumentacii-organizator-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-e-baumana-mgtu-im-n-e-baumana-voennoe-obuchenie-v-mgtu-im-n-e-baumana-85-let-moskva-izdatelstvo-mgtu-im-n-e-baumana-2011.html
  • grade.bystrickaya.ru/oblastnie-celevie-programmi-i-vneprogrammnaya-deyatelnost-15-raspredelenie-sredstv-byudzhetov-po-celyam-zadacham-i-podprogrammam-oblastnoj-celevoj-programmi-kultura-ryazanskoj-oblasti-na-2006-2010-godi-17-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-dannaya-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-primernoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-istorii-mo-rf-2004-g-i-sleduyushih-avtorskih-programm-programmi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rasskazat-nashim-chitatelyam-net-nichego-mifologicheskogo-hotya-imena-ih-i-okanchivayutsya-na-os-i-is-stranica-8.html
  • essay.bystrickaya.ru/dosvt-socalnih-peretvoren-metodologchnij-aspekt.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-pervogo-sroka-administracii-busha-moskva-stranica-11.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonpolozheniedekret.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-organizacii-issledovatelskoj-deyatelnosti-shkolnikov-v-processe-obucheniya-biologii.html
  • college.bystrickaya.ru/231-tankovij-pogrom-1941-goda-tankovij-pogrom-1941-goda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-6-sentyabrya-2011-goda-515r-p-g-petrozavodsk-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-stranica-19.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xxi-www-zarubezhka-totl-narod-ru.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-vizhivaniya-zhurnal-dlya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-fakultativnih-zanyatij-dlya-uchashihsya-11-klassa-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-avtor-sostavitel-i-a-avdeev.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-i-to-dorozhno-stroitelnih-mashin-i-sistem-massovogo-obsluzhivaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshaya-informaciya-o-municipalnom-obrazovanii-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-krasnoyarska-do.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-trebovaniya-fgosa-k-soderzhaniyu-kursa-disciplina-professionalnaya-etika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rozhdestvenskij-yu-v-obshaya-filologiya-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/situaciya-16-v-uchebno-metodicheskij-kompleks-izhevsk-2011-avtori-bogdanova-e-p-zav-kafedroj-gosudarstvenno-pravovih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-f-01-nachertatelnaya-geometriya-inzhenernaya-grafika-dlya-specialnosti-160303-raketnie-dvigateli.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekti-normativnih-aktov-o-rodovih-pomestyah-v-i-petrov-poselenie-rp-rodnoe.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravilnoe-pitanie-zalog-zdorovya-shkolnika.html
  • bystrickaya.ru/zolotoj-volos-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij.html
  • books.bystrickaya.ru/dpzhavoronki-poyasnitelnaya-zapiska-zamestitel-direktora-instituta-a-g-melamed.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennaya-chast-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-organizaciya-advokaturi-i-advokatskoj-deyatelnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-tvorcheskih-zadach-dlya-urokov-fiziki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-visshee-professionalnoe-obrazovanie-administracii-volgogradskoj-oblasti-dlya-postupayushih-v-uchrezhdeniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskoe-dvizhenie-annalov-institucionalnie-osnovi-tradicii-i-novacii-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plenitelnij-zhenskij-obraz-v-romane-aleksandra-pushkina-evgenij-onegin.html
  • college.bystrickaya.ru/2-innovacionnaya-politika-regionov-i-organizacionno-ekonomicheskie-mehanizmi-ee-realizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.