.RU

Эссе об интеллигенции

Евгений Смотрицкий

Страшно браться за эту тему, но необходимо. Уже много сказано. Сказано великими и всеми признанными. Уже много сделано. Сделано даже больше, чем достаточно. Уже много понято. Понято через кровь. Много дано определений и притом правильных... Да что толку!!! Все те же вопросы:

интеллигенция: есть или нет?

интеллигенция: нужна или не нужна?

интеллигенция: виновна или невиновна?

интеллигенция: сущее и должное;

интеллигенция и народ», «интеллигенция и власть»: союз «и» соединяет или разделяет?

И все же – еще раз, очередной, и, думаю, не последний – вернемся к вопросу об интеллигенции. Вопрос многомерный, как и все, что связано с Человеком. Но свою задачу я вижу в том, чтобы определить нечто главное, вокруг чего вырастает эта многомерность, нечто такое, без чего не будет этой многомерности, не будет самого феномена и не будет, стало быть, самого вопроса об интеллигенции. Что же это за стержень, что это за ядро, что это за реальность, которая порождает столь трудно определяемый и трудно постижимый феномен?

Ответ, пожалуй, до обидного прост: таким стержнем, ядром, реальностью является... функция, социальная функция, которая у каждого – своя, своя она и у интеллигенции. И без ее выполнения – не будет общества. Если прибегнуть, несколько вульгарно, к экономическим сравнениям, то «спрос рождает предложение». Общество нуждается в определенного рода работе и в ответ на этот запрос появляются слуги-исполнители. В сфере материальных потребностей – появляются ремесленники и технологи, организаторы производства и распределения материальных благ. В сфере духовных потребностей – появляется интеллигент, Творец и Хранитель «духовных благ», ценностей, святынь (высших ценностей), идеалов. И в этом главная, двуединая, противоречивая функция Интеллигенции: Хранить (старое) и Творить (новое). Диалектически противоречивая функция – это реальность. Если не доводить до крайности, то идет процесс органического развития общества, но если преобладает что-то одно – то неизбежны личные и социальные трагедии. Приверженность к старине в пределе вырождается в догматизм, косность и ведет к потере жизнеспособности. Чрезмерная творческая активность в пределе ведет к насилию над жизнью, реальностью под благовидным лозунгом «Долой отжившее» и также ведет к утрате жизнеспособности, поскольку разрывает традицию, отрывает будущее от корней прошлого.

Как Хранитель – Интеллигенция выполняет функцию Образца, матрицы культуры. Как Творец – Интеллигенция выполняет функции критики (анализа), генератора идей и стратегического духовного управления обществом.

Социальное бытие нуждается в самовоспроизводстве и самосохранении. Это предполагает как духовную, так и материальную работу. Все, что связано с духовной работой и является функцией Интеллигенции. Это и определяет ее онтологический статус...

«К чему вся эта песня?», – спросит утомленный философской заумью читатель. А я отвечу: интеллигенция не выдумка. Ее нельзя придумать или отменить. Она реальность, с которой необходимо считаться. И совсем не потому, что она того требует, а потому, что общество для своего существования нуждается в носителе-исполнителе вышеназванных функций. Отсюда выводы:

Интеллигенция – это не «прослойка» интеллектуальных рекетиров;

Интеллигенция – не пиявка, которая ищет где присосаться, лишь бы не работать;

Интеллигенция – не попрошайка, люмпен-интеллектуал, также не желающий работать;

Интеллигенция – не открыватели космоса и глубин микромира;

Интеллигенция – не эстрадный артист, веселящий праздную публику;

Интеллигенция – Творец и Хранитель святынь.

Все попытки манипулировать интеллигенцией обречены на провал: и ядиком угощали, как Сократа и Горького, и головки рубили, как Боэцию и Мору, и на кострах сжигали, как Гуса и Бруно, и в тюрьмах гноили, как Р.Бэкона, Н.Морозова, Т.Кампанеллу, и в ссылку отправляли, как Чернышевского и Герцена, Овидия и Маркса, Аристотеля и Везалия, и взятки предлагали, как Диогену Собаке и Спинозе, и сумасшедшими объявляли, как Чаадаева. Интеллигенцию нельзя уничтожить, ибо исчезнет носитель-исполнитель социальной функции. Интеллигенцию нельзя купить – по той же причине: она утратит свою сущность, перестанет быть носителем-исполнителем социальной функции («кто платит, тот и заказывает музыку»). Всегда необходимы адекватные и корректные меры. Покупать интеллигенцию нельзя, а кормить – необходимо. Интеллигенция нуждается в том, чтобы ей не мешали работать, при соблюдении одного безоговорочного условия, которое она должна выполнять: не верещать! Она обязана говорить правду, но не закатывать истерику. А на Власти лежит ответственность – слушать или не слушать, принимать или не принимать плоды духовных исканий интеллигенции.

Чтобы накормить Интеллигента – его нужно... поймать. А чтобы поймать – нужно уметь отличать от неинтеллигента, т.е. нужно знать отличительные признаки, повадки, места обитания (да простят меня интеллигенты за юмор, ведь над кем смеюсь...). Отличить интеллигента по формальным признакам невозможно: ни род занятий (умственный труд), ни уровень образования (высшее), ни социальный статус («прослойка», простите) не гарантируют интеллигентности. Интеллигент – это носитель интеллигентности, ее раб. А интеллигентность – это набор личностных качеств, как говорят философы, таких как: чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли, мудрость...

Чаще всего интеллигентный человек занят интеллектуальным трудом, имеет высокий уровень образования... Ой-йой-ой! К чему так нудно стал писать? Да к тому, что уже давно, и тем более сегодня это далеко не так. Вспомните презрительное БИЧ – «бывший интеллигентный человек». В бичи шли не только те, кто сломался, но очень часто те, кто нашел в себе силы и не побоялся сломать социальный шаблон и поменять «белый воротничок» на «синий», перо на мастерок ради того, чтобы сохранить свободу и самостоятельность мысли, а как на хлеб зарабатывать – так это как придется. Сегодня отличительными признаками интеллигента являются потрепанные манжеты, стоптанная обувь, штопаный свитер и... неугасающая искорка в глазах. Я так подробно описываю, будто «новые украинцы» уже с ног сбились в поисках интеллигента, дабы помочь ему выжить, а заодно и самим себе...


evolyuciya-rossijskogo-federalizma.html
evolyuciya-socialnih-znanij-o-bezopasnosti.html
evolyuciya-standartizacii.html
evolyuciya-teoreticheskih-i-metodologicheskih-predstavlenij-o-bibliograficheskom-poiske-v-otechestvennom-bibliografovedenii-05-25-03-bibliotekovedenie-bibliografovedenie-i-knigovedenie.html
evolyuciya-tovarnoj-nomenklaturi-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-na-primere-tamozhennoj-sluzhbi.html
evolyuciya-valyutnoj-sistemi-ot-genuezskoj-do-bretton-vudskoj.html
  • education.bystrickaya.ru/119991-rossiya-moskva-bolshaya-polyanka-442-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii-o-cennih-bumagah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrishkolnij-kontrol.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-skazanie-pervoe-edinaya-energiya-monadi-chelovek-ognennogo-mira-metodi-probuzhdeniya-kundalini-russkie-skazki-znaniya-volhvov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-magistraturu-gosudarstvennogo-universiteta-visshej-shkoli-ekonomiki-v-2006-godu.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-sistemi-zakonodatelstva-federativnogo-gosudarstva-chast-18.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-okruzhayushego-mira-po-programme-nachalnaya-shkola-21-veka.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-gorode-utverzhdeni-na-2010-god-i-rabotayut-celevie-programmi-doklad-glavi-mo-gorod-novotroick-orenburgskoj-oblasti.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-13-pravovoe-regulirovanie-ispolzovaniya-i-ohrani-vod-e-v-laevskaya-kandidat-yuridicheskih-nauk-docent-gl.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-priznaki-normalno-funkcioniruyushej-semi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poteplenie-klimata-prichini-i-posledstviya.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanievipolnennoe-otdelom-marketinga-kompaniii-poliram.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-formirovanii-kriteriev-gotovnosti-regionov-k-razvitiyu-sistem-otkritogo-dostupa-v-internet.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3322-odnofaznaya-interkalyaciyadeinterkalyaciya-litiya-v-nanorazmernom-lifepo4-3-funkcionalnie-nanomateriali-dlya-energetiki.html
  • write.bystrickaya.ru/finansovaya-politika.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-30-09-fevralya-2007-g-80-ob-utverzhdenii-klinicheskih-protokolov-lecheniya-bolnih-s-onkologicheskimi-zabolevaniyami.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ris-12-krivaya-sovokupnogo-sprosa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sudba-ili-karma-kniga-zolotih-pravil.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/17-km-ot-rajonnogo-centra-p-chernyanka-vmikrorajon-shkoli-vhodyat-selo-borodin-i-hutor-malij-preobladaet-naselenie-pensionnogo-vozrasta-sredi-rabotosposobnogo-na.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-material.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-servernij-flot-tolko-vperyod-rasskaz-pro-dvuh-bezbashennih-druzej-i-ih-neimovernie-podvigi-posvyashaetsya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/problems-of-city-and-country-life.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-nachalo-semestra-09-10-okonchanie-18-01-11-sessiya-19-01-11-25-01-11-kanikuli-01-11-01-11-i-26-01-11-02-11.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolneni-rabot-okazanie-uslug-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stolipin-arkadij-dmitrievich.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschetnie-normativi-pomeshenij-rabochih-pomeshenij-dlya-soveshanij-informacionno-tehnicheskogo-naznacheniya-pomeshenij-vhodnoj-gruppi-i-sanitarno-bitovogo-obsluzhivaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ispolzovanie-evro-v-mezhdunarodnih-raschetah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-nalogovoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-realizuemoj-na-yuridicheskom-fakultete.html
  • learn.bystrickaya.ru/fesenko-yua-lohov-mi-rubina-lp-enurez-u-detej-narushenie-v-sisteme-son-bodrstvovanie.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-biologii-dlya-postupayushih-v-vgmu-rasteniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotacii-obrazovatelnih-programm-na-russkom-i-kitajskom-yazikah-naimenovanie-programmi-magistraturi-iili-aspiranturi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ministerstvo-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-orlovskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-stranica-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stanovlenie-psihologicheskoj-nauki-medicinskaya-psihologiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-trudoustrojstva-i-planirovaniya-kareri-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-ischisleniya-i-uplati-nalogov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.