Эссе об интеллигенции
.RU

Эссе об интеллигенции

Евгений Смотрицкий

Страшно браться за эту тему, но необходимо. Уже много сказано. Сказано великими и всеми признанными. Уже много сделано. Сделано даже больше, чем достаточно. Уже много понято. Понято через кровь. Много дано определений и притом правильных... Да что толку!!! Все те же вопросы:

интеллигенция: есть или нет?

интеллигенция: нужна или не нужна?

интеллигенция: виновна или невиновна?

интеллигенция: сущее и должное;

интеллигенция и народ», «интеллигенция и власть»: союз «и» соединяет или разделяет?

И все же – еще раз, очередной, и, думаю, не последний – вернемся к вопросу об интеллигенции. Вопрос многомерный, как и все, что связано с Человеком. Но свою задачу я вижу в том, чтобы определить нечто главное, вокруг чего вырастает эта многомерность, нечто такое, без чего не будет этой многомерности, не будет самого феномена и не будет, стало быть, самого вопроса об интеллигенции. Что же это за стержень, что это за ядро, что это за реальность, которая порождает столь трудно определяемый и трудно постижимый феномен?

Ответ, пожалуй, до обидного прост: таким стержнем, ядром, реальностью является... функция, социальная функция, которая у каждого – своя, своя она и у интеллигенции. И без ее выполнения – не будет общества. Если прибегнуть, несколько вульгарно, к экономическим сравнениям, то «спрос рождает предложение». Общество нуждается в определенного рода работе и в ответ на этот запрос появляются слуги-исполнители. В сфере материальных потребностей – появляются ремесленники и технологи, организаторы производства и распределения материальных благ. В сфере духовных потребностей – появляется интеллигент, Творец и Хранитель «духовных благ», ценностей, святынь (высших ценностей), идеалов. И в этом главная, двуединая, противоречивая функция Интеллигенции: Хранить (старое) и Творить (новое). Диалектически противоречивая функция – это реальность. Если не доводить до крайности, то идет процесс органического развития общества, но если преобладает что-то одно – то неизбежны личные и социальные трагедии. Приверженность к старине в пределе вырождается в догматизм, косность и ведет к потере жизнеспособности. Чрезмерная творческая активность в пределе ведет к насилию над жизнью, реальностью под благовидным лозунгом «Долой отжившее» и также ведет к утрате жизнеспособности, поскольку разрывает традицию, отрывает будущее от корней прошлого.

Как Хранитель – Интеллигенция выполняет функцию Образца, матрицы культуры. Как Творец – Интеллигенция выполняет функции критики (анализа), генератора идей и стратегического духовного управления обществом.

Социальное бытие нуждается в самовоспроизводстве и самосохранении. Это предполагает как духовную, так и материальную работу. Все, что связано с духовной работой и является функцией Интеллигенции. Это и определяет ее онтологический статус...

«К чему вся эта песня?», – спросит утомленный философской заумью читатель. А я отвечу: интеллигенция не выдумка. Ее нельзя придумать или отменить. Она реальность, с которой необходимо считаться. И совсем не потому, что она того требует, а потому, что общество для своего существования нуждается в носителе-исполнителе вышеназванных функций. Отсюда выводы:

Интеллигенция – это не «прослойка» интеллектуальных рекетиров;

Интеллигенция – не пиявка, которая ищет где присосаться, лишь бы не работать;

Интеллигенция – не попрошайка, люмпен-интеллектуал, также не желающий работать;

Интеллигенция – не открыватели космоса и глубин микромира;

Интеллигенция – не эстрадный артист, веселящий праздную публику;

Интеллигенция – Творец и Хранитель святынь.

Все попытки манипулировать интеллигенцией обречены на провал: и ядиком угощали, как Сократа и Горького, и головки рубили, как Боэцию и Мору, и на кострах сжигали, как Гуса и Бруно, и в тюрьмах гноили, как Р.Бэкона, Н.Морозова, Т.Кампанеллу, и в ссылку отправляли, как Чернышевского и Герцена, Овидия и Маркса, Аристотеля и Везалия, и взятки предлагали, как Диогену Собаке и Спинозе, и сумасшедшими объявляли, как Чаадаева. Интеллигенцию нельзя уничтожить, ибо исчезнет носитель-исполнитель социальной функции. Интеллигенцию нельзя купить – по той же причине: она утратит свою сущность, перестанет быть носителем-исполнителем социальной функции («кто платит, тот и заказывает музыку»). Всегда необходимы адекватные и корректные меры. Покупать интеллигенцию нельзя, а кормить – необходимо. Интеллигенция нуждается в том, чтобы ей не мешали работать, при соблюдении одного безоговорочного условия, которое она должна выполнять: не верещать! Она обязана говорить правду, но не закатывать истерику. А на Власти лежит ответственность – слушать или не слушать, принимать или не принимать плоды духовных исканий интеллигенции.

Чтобы накормить Интеллигента – его нужно... поймать. А чтобы поймать – нужно уметь отличать от неинтеллигента, т.е. нужно знать отличительные признаки, повадки, места обитания (да простят меня интеллигенты за юмор, ведь над кем смеюсь...). Отличить интеллигента по формальным признакам невозможно: ни род занятий (умственный труд), ни уровень образования (высшее), ни социальный статус («прослойка», простите) не гарантируют интеллигентности. Интеллигент – это носитель интеллигентности, ее раб. А интеллигентность – это набор личностных качеств, как говорят философы, таких как: чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли, мудрость...

Чаще всего интеллигентный человек занят интеллектуальным трудом, имеет высокий уровень образования... Ой-йой-ой! К чему так нудно стал писать? Да к тому, что уже давно, и тем более сегодня это далеко не так. Вспомните презрительное БИЧ – «бывший интеллигентный человек». В бичи шли не только те, кто сломался, но очень часто те, кто нашел в себе силы и не побоялся сломать социальный шаблон и поменять «белый воротничок» на «синий», перо на мастерок ради того, чтобы сохранить свободу и самостоятельность мысли, а как на хлеб зарабатывать – так это как придется. Сегодня отличительными признаками интеллигента являются потрепанные манжеты, стоптанная обувь, штопаный свитер и... неугасающая искорка в глазах. Я так подробно описываю, будто «новые украинцы» уже с ног сбились в поисках интеллигента, дабы помочь ему выжить, а заодно и самим себе...


evolyuciya-rossijskogo-federalizma.html
evolyuciya-socialnih-znanij-o-bezopasnosti.html
evolyuciya-standartizacii.html
evolyuciya-teoreticheskih-i-metodologicheskih-predstavlenij-o-bibliograficheskom-poiske-v-otechestvennom-bibliografovedenii-05-25-03-bibliotekovedenie-bibliografovedenie-i-knigovedenie.html
evolyuciya-tovarnoj-nomenklaturi-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-na-primere-tamozhennoj-sluzhbi.html
evolyuciya-valyutnoj-sistemi-ot-genuezskoj-do-bretton-vudskoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnoe-posobie-k-snip-08-02-89-predislovie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mudrie-devi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ustav-vnutrennej-sluzhbi-vooruzhennih-sil-rossijskoj-federacii-stranica-22.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-promishlennost-investicionnaya-programma-naro-fominskogo-municipalnogo-rajona-na-period-do-2012-goda-g-naro-fominsk-2007-god.html
  • education.bystrickaya.ru/2-set-obrazovatelnih-uchrezhdenij-municipalnogo-obrazovaniya-poselok-zavolzhskij-4-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-irrigacionnaya-i-drugaya-vodohozyajstvennaya-deyatelnost-statya-osnovnie-termini-i-opredeleniya-primenyaemie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/11-pervij-snop-anton-semenovich-makarenko.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-i-soderzhanie-rabochej-programmi-celi-i-zadachi-disciplini-eyo-mesto-v-uchebnom-processe-celi-izucheniya-disciplini-v-parametrah-deyatelnosti-vracha-vipusknika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-liriki-a-s-pushkina-s-celyu-viyavleniya-motiva-preobrazheniya-v-proizvedeniyah-poeta.html
  • studies.bystrickaya.ru/anglodutch-relations-essay-research-paper-the-geographical.html
  • college.bystrickaya.ru/21-metodicheskie-osnovi-tehnicheskoj-podgotovki-futbolistov-metodicheskie-osnovi-tehnicheskoj-podgotovki-futbolistov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-klassnogo-chasa-azbuka-druzhbi.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-080111-65-marketing-specializacii-080111-65-07.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-v-2011-2012-uchebnom-godu-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnazii-498-nevskogo-rajona-sankt-peterburga.html
  • studies.bystrickaya.ru/252lenshin-v-v-ukazatel-literaturi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-chelyabinsk-2006-soderzhanie-trebovanie-k-obyazatelnomu-minimumu-soderzhaniya-disciplini-socialnoe-prognozirovanie-i-proektirovanie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-metodologiya-nauchnogo-poiska-napravlenie-020201-biologiya.html
  • student.bystrickaya.ru/28-uchebniki-i-uchebnie-posobiya-byulleten-literaturi-izdannoj-v-2000-2002-gg-vipusk-5.html
  • student.bystrickaya.ru/-2003-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-osnovi-organizacii-diplomnogo-proektirovaniya-po-specialnosti-2-30102.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tv-8-1-kanal-28-05-2004-novosti-12-00-00-agoshkov-evgenij-novosti-8-30-00-7-30-00-6-00-00-5-00-00-nekrasova-8.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primenenie-cifrovih-metodov-obrabotki-signalov-v-spektrometricheskom-trakte-pribora-natalya-2m-proekta-koronas-foton.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yuristi-shutyat-1-10-2011-mi-ipravo-nauchno-prakticheskij-zhurnal-izdaetsya-sdekabrya-2008goda.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gazprom-kod-emitenta.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornij-praktikum-po-mikrobiologii-stranica-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-110-nalogovie-dohodi-stranica-24.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-arhangelskoj-oblasti-otmenen-osobij-protivopozharnij-rezhim-informacionnoe-agentstvo-regnum-10082011.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-disciplini-farmaciya-060301-060108.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vulkaniti-ayan-yuryahskogo-antiklinoriya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-02-042012-g-kazan-237-okvalifikacionnih-trebovaniyah-k-dolzhnostyam-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oficialnij-sajt-vsemirnogo-banka-world-bank-operativnaya-informaciya-o-proektah-banka.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-5-istoricheskoe-yazikoznanie-i-klassifikaciya-yazikov-kalendarnij-rejting-plan-disciplini-primer-ocenki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izobrazhenie-dvojstvennoe-s-yu-golovin-slovar-prakticheskogo-psihologa.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pishevaya-cennost-zhivoj-ribi-chast-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/mat-vejchik-t-v-ivanova-v-i-reformirovanie-sestrinskogo-dela-problemi-i-perspektivi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.