.RU

Эволюция человека - Проблемы с. 78,82,166,266,300,440,465


^ Эволюция человека
Происхождение вида Homo sapiens частично все еще остается тайной. Тем не менее последние ископаемые находки, особенно из восточной Африки, позволяют считать, что предки человека появились примерно 3 млн. лет назад1. Более того, несколько сотен ископаемых остатков из Старого Света позволили датировать важнейшие этапы в эволюции человека (см. документ 1.6).

Итак, область гипотез сужается день ото дня, и история нашего происхождения все больше уточняется.

Ниже будет изложена точка зрения директора Коллеж де Франс палеоантрополога Ива Коппанса (Yves Coppens, 1983).

^ От деревьев до первых поселений

В настоящее время, по-видимому, можно считать установленным, что род человеческий зародился в восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная часть этой области, представ­лявшая собой лесистое высокое плато, опустилась. Это событие, проис­шедшее 8 млн. лет назад, разделило наших предков на две группы. Члены группы, оставшейся на возвышенности, продолжали вести дре­весный образ жизни, а их потомки -это наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы (рис. 1.9). Другая группа оказалась на равнине, которая со временем утратила былую влажность и покрылась высокой травой. В этих условиях отбор должен был благоприятствовать особям, наиболее приспособленным к жизни в саванне, лишенной деревьев; только существа, способные издалека обнаруживать хищников и быстро убегать в укрытие, могли здесь выживать и оставлять потомство. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды (как кениапитек, см. рис. 1.18).

Благодаря переходу к двуногому хождению передние конечности, занятые раньше в процессе локомоции, постепенно освобождались. Рука с ее больше и больше противопоставлявшимся большим пальцем превращалась во все более совершенный хватательный орган, облегчая нашему предку возможность манипулировать ветками и камнями.

1В 1982 г. на конгрессе, организованном Папской академией наук в Вати­кане, известные всему миру антропологи, биохимики и генетики, основываясь на современном состоянии знаний, пришли к общему мнению относительно родст­венных связей человека с животным миром.

38 Глава 1



Рис. 1.9. В Рифт-Валли в восточной Африке обнаружены данные, позволяющие считать эту область колыбелью человечества. Поиски производились главным образом в Танзании, Кении и Эфиопии.

За это время положение головы постепенно становится уравновешен­ным при вертикальном положении тела; черепная коробка может, таким образом, развиваться во всех направлениях, что создает возможность значительного увеличения объема мозга.

С переходом хватательных функций к рукам облегчается эволюция рта возрастает подвижность его мышц, и это позволяет расширить репертуар производимых звуков.

Постепенно создаются условия, обеспечивающие развитие речи и способности к мышлению и предвидению.

С течением времени создаются новые виды. Несколько больше двух миллионов лет назад появились первые признаки гоминизации: их носителем был Homo habilis- человек умелый (рис. 1.10), названный так потому, что он впервые начал изготовлять орудия1.

1Это были не просто случайно найденные камни с режущим краем, а настоящие орудия, изготовленные с применением других камней; именно использование одного орудия для изготовления другого и представляет собой важнейший признак гоминизации.

39

^ Таблица 1.1. Паспорт для космоса

Одно из заключений, к которым приводит теория эволюции, состоит в том, что каждый из нас в конечном счете -всего лишь пылинка, затерянная в беспре­дельной Вселенной. В век космических исследований полезно будет определить место человека среди видов, населяющих нашу планету, и место самой этой планеты среди множества галактик

Место человека в пространстве:

^ Вид Homo sapiens

Род Homo

Семейство Hominidae (представлено лишь одним видом)

Отряд Primates (ближайшие родичи человека среди приматов-шимпан­зе и горилла, с которыми у него, по-видимому, был общий предок, живший 7,5 млн. лет назад)

Охота становится

^ Класс Mammalia (теплокровные позвоночные, тело которых покрыто шерстью и которые выкармливают своих детенышей молоком)

Тип Vertebrata (животные с внутренним скелетом, центральной осью которого служит позвоночник)

^ Царство Animalia

Планета Земля

Система Солнечная (Солнце -одна из сотен миллиардов звезд, состав­ляющих нашу Галактику)

Галактика Млечный Путь (одна из нескольких сотен миллиардов галактик, образующие нашу Вселенную). Его диаметр около 100000 световых лет"

Вселенная Единственная, а может быть и нет; радиус той ее части, которая доступна для исследования, составляет 15 млрд. световых лет.

1 Один световой год-расстояние, которое проходит свет за один год -10000 млрд км)

^ Таблица 1.2. Эволюционный календарь

В настоящее время наиболее широким признанием пользуется теория, сог­ласно которой Вселенная возникла в результате Большого взрыва, произошед­шего примерно 15 млрд. лет назад; взрыв привел к образованию галактик, которые с тех пор удаляются друг от друга с огромными скоростями. Чтобы сопоставить эволюцию человека с историей Вселенной и Земли, можно использо­вать модель в виде годичного календаря, приняв, что первая секунда 1 января соответствует Большому взрыву. В этом масштабе продолжительность жизни человека равна восьмой доле секунды.


Месяцы

Дни

События

Примерная давность, годы

Янв.

1

Большой взрыв

15 млрд. лет назад

Февр. Март Апр.







10 млрд.

Май

2

Возникновение нашей Галактики - Млечного Пути




Июнь Июль Авг.

9

Возникновение Солнечной системы

5 млрд. лет назад

Сент.

14

Образование Земли




Окт.

20

Возникновение жизни в морях

4 млрд. лет назад

Ноябрь Дек.

7

Возникновение пола

1 млрд.




19

Первые позвоночные

500 млн.




20

Первые наземные растения

450 млн.




22

Первые рыбы

400 млн.




23

Первые амфибии

350 млн




24

Первые рептилии

300 млн




26

Первые млекопитающие

195 млн.




27

Первые птицы

150 млн.




29

Вымирание гигантских рептилий Первые приматы 70 млн.







31 дек.. 19.30

Первые гоминиды

7,5 млн.




21.45

Первые люди

4 млн.




22.45

Homo habilis

2,2 млн.




23.07

Homo erectus

1,5 млн.




23.42,30с

Овладение огнем

500000л




23.53

Первые Homo sapiens

200000




23.58,36с

Первые люди в Америке и Австралии

40000




23.58,57с

Первые наскальные рисунки

30000




23.59,18с

Начало земледелия

20000




23.59, 41 с

Первые поселения на Среднем Востоке

9000




23.59,56с

Нулевой год н. э.

2000




23.59,59с

Изобретение книгопечатания; Христофор Колумб высадился в Америке

400


Что такое поведение? 41

С появлением Homo erectus (рис. 1.11), т.е. примерно полтора миллиона лет назад, начинаются великие миграции в сторону Азии, а затем Европы. Миграции в Европу связаны с первыми успехами в овладении огнем (500000 лет назад).

Homo erectus-человека, прямоходящего - сменил Лото sapiens-чело­век разумный; первым его представителем был неандерталец, живший более 200000 лет назад.

Примерно 65 000 лет назад неандерталец окончательно уступил место линии нашего непосредственного предка, Homo sapiens в прямом смысле -кроманьонца: древнейшие из известных ныне представителей кро­маньонцев появились 100000 лет назад. Их потомки 40000 лет назад заселили северную часть Европы, а затем обе Америки и Океанию. Лишь гораздо позднее, примерно 9000 лет назад, появились первые поселения на Среднем Востоке.

Как подчеркивает Коппанс, 200000 поколений, сменявших одно другое после первых этапов гоминизации, произвели на свет 70 мил­лиардов индивидуумов, которые, таким образом, все связаны между собой родственными узами.

^ Развитие речи

Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и координировать действия каждого из них.

Почти у всех видов животных имеются способы передачи информа­ции, с помощью которых каждая особь может сообщать другим представителям своего вида об опасности, привлекать внимание по­тенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Эти сигналы, однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме чело­века, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту1. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, пред­стоящих в будущем, или необходимых шагах для их осуществления.

Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, в какой именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху, когда Homo habilis изготовлял свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка.

1Нам, однако, пока еще не известно, какими возможностями обладают в этом отношении дельфины и киты.

42 Глава 1





Рис. 1.12. Многие наблюдатели обра­тили внимание на то, как шимпанзе используют орудие, в данном случае ветку. Животное отламывает ветку где-то вблизи термитника, очищает ее от листьев, увлажняет собственной слюной и погружает в одно из отвер­стий, а потом вытаскивает и лакомится прилипшими термитами; но шимпанзе отличается от человека тем, что хотя иногда сохраняет свое орудие, однако никогда не пытается его усовершенст­вовать. Человек же не только совер­шенствует свои орудия, но и создает для этой цели новые приспособления.


По мнению других, однако, навыки вполне могли передаваться в результате простого подражания, подобно тому как детеныши шим­панзе перенимают у взрослых особей способ ловли термитов путем введения в их гнездо ветки (рис. 1.12). Эти авторы считают более правдоподобным, что речь начала развиваться в эпоху, когда потреб­ность в ней стала настоятельной, ибо от этого зависело выживание вида. Они полагают, что эта эпоха соответствует последнему оледенению, когда 75 тыс. лет назад наступление льдов резко изменило среду обитания человека. По мере того как группы людей осваивали тот или иной образ жизни, все больше возрастала необходимость передавать информацию не с помощью криков или урчания, а каким-то иным способом. Но как объяснить в таком случае, что язык развивался также и в экваториальных областях?

Вероятно, вопрос этот никогда не удастся разрешить, поскольку существование речи нельзя установить по ископаемым остаткам скеле­тов. Тем не менее строение головного мозга, восстановленное по слепкам полостей очень древних черепов, позволяет предполагать, что область, управляющая речью, развилась на относительно ранней стадии эволюции человека. Известно также, что человек – единственный примат, который благодаря низкому положению гортани способен к развитию членораздельной речи. Однако, как показывает строение костного осно­вания ископаемых черепов, такое расположение гортани появляется на относительно поздних стадиях эволюции наших предков. Переход от высокого расположения гортани, как у Люси, к полувысокому, типич­ному для Homo erectus, было, по-видимому, связано с преобразованием верхних дыхательных путей в результате изменения климата в умерен­ных областях, так что членораздельная речь появилась, вероятно, 1,5 миллиона лет назад.

^ Социальная и культурная эволюция

Как уже говорилось, первые человеческие существа, вероятно, бро­дили группами по саванне, питаясь плодами, кореньями или мелкими животными, которых они убивали камнями.

43

Семейный, групповой, а затем и племенной образ жизни обладает многими преимуществами, облегчая добывание и дележ пищи, ночную охрану стойбища от диких зверей, воспитание детей, требующих заботы в течение многих лет, прежде чем они становятся самостоятельными.1

После создания такого оружия, как деревянные палицы, каменные и костяные рогатины и ножи, охота стала главным занятием человека, обеспечивающим пропитание группы. С этого времени на охоту, все более длительную, отправляются только самые сильные члены группы, а пожилые люди и матери с детьми остаются на стойбище или в пещере. По всей вероятности, именно те, кто остается дома, совершенствуют гончарные изделия и другие предметы домашнего обихода (рис. 1.13), но главное их занятие-развитие земледелия, начавшееся 15-20 тыс. лет назад, сперва методом проб и ошибок, а затем путем отбора лучших форм растений.

Общественная организация присуща не только человеку; ее можно обнаружить и у многих видов животных. Но при этом человек -един­ственный примат, который делится пищей со своими сородичами и обра­зует постоянные брачные пары, составляющие ядро семьи2. Эти обычаи сыграли важнейшую роль в эволюции групп человека; в частности, они способствовали укреплению семейных уз и повышению качества заботы о детях и их воспитания. За длительный период обучения молодые особи имеют возможность приобрести социальные и культурные навыки и вобрать в себя опыт предшествующих поколений. Освоив эти достижения, каждое поколение может продолжить поиски новых решений, которые оно в свою очередь передает своим потомкам.

2Таким образом, благодаря союзу руки и мозга, языка и группового образа жизни область познанного развивалась по спирали со все возрастающей скоростью.

В последние 10000 лет человек двигался вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие миллионы лет. За этот период он прошел путь от каменного века до выхода в космос. Сегодня отдельный человек узнаёт за один день больше нового, чем его предок, живший в саванне, узнавал за всю свою жизнь.

Поколение двухтысячного года в свою очередь будет знать в сорок раз больше, чем поколение восьмидесятых годов. Но сможет ли оно употребить все эти знания себе на пользу? Дадут ли они ему возмож­ность обеспечить физическое и психологическое благоденствие населения земного шара или же заведут его в тупик? Второе тоже может случиться, если повсеместные проявления агрессивности между группами людей будут не только продолжаться, но и поощряться созданием все более и более изощренных средств разрушения.

1 Переход от обезьяны к человеку представляется результатом мутаций, ведущих к продлению периода роста и развития ребенка и подростка. Эта неотения влечет за собой более длительную зависимость молодых особей от взрослых. У человека этот период вдвое больше, чем у других приматов.

2 Среди других приматов только гиббоны тоже образуют постоянные пары; однако у них нет семьи, так как лишь немногие детеныши остаются с родителями больше одного года.

44

Глава 1


Рис. 1.13. Совершенствование орудий, использование огня и социальная органи­зация дали возможность человеку достигнуть за последний миллион лет больших успехов, чем за предшествующие 6 миллионов лет.

^ Агрессивность человека

По-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов. Наблюдения, проведенные в 60-е годы Джейн Гудолл, показали, что у шимпанзе она может даже доходить до полного истребления самцов враждебной группы.

На всем протяжении развития нашего вида агрессивность играла важную роль в выживании его представителей. Первым охотникам приходилось иногда проявлять жестокость, убивая животных или других людей, которые вступали с ними в конкуренцию за пищу, брачного партнера или территорию. Но вся последующая история всех цивилиза­ций отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами или нациями, причем связи между этими конфликтами и выживанием индивидуумов как таковым обнаружить не удается.

Существуют, однако, культуры, которые сумели создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особых сигналов, угро­жающего поведения или воинственных ритуалов, подобных встречаю­щимся до сих пор у племен на берегах Амазонки или островах Океании. Этнологи обнаруживают даже общества, которым агрессивность, по-видимому, неведома (Mead, 1969).

Что можно заключить из этих фактов? Следует ли считать агрес­сивность врожденной чертой или нет? Подобные дебаты лишены смысла. Главный вопрос, который должны ставить перед собой все гуманитарные науки, состоит в том, чтобы понять, каким образом культура может обуздать жестокость в тот час, когда все более изощренные виды вооружения грозят уничтожить миллионы людей в результате простого нажатия кнопки.

Что такое поведение? 45

К 1987 г. население нашей планеты достигло 5 миллиардов человек, тогда как в 1850 г. был только 1 миллиард. В дальнейшем численность будет возрастать на 1 миллиард каждые 12 лет.

Население земли, составлявшее 10-40 тыс. лет назад всего несколько тысяч человек, в настоящее время достигло 5 млрд., а через 15 лет оно превысит 6 млрд. (рис. 1.14). Перед лицом все более смертоносных войн, вспыхивающих в разных уголках земного шара, всплеска расизма и слепого терроризма настало время использовать в индивидуальном порядке наши способности рассуждать и общаться, с тем чтобы объяснять другим людям, и прежде всего детям, что при разрешении конфликтов всегда следует отдавать предпочтение ненасильственным методам.

Все другие виды живых существ эволюционируют вслепую, по воле изменений, происходящих в окружающей среде. Человек – единственный вид, который благодаря языку и умственным способностям начал направлять собственную эволюцию. Чрезвычайно важно, не отказываясь от наследия нашего животного происхождения, использовать ресурсы, которыми мы располагаем, чтобы в будущем придавать проявлениям этого наследия надлежащие формы. В этой книге, где собраны знания, накопленные психологами, делается скромная попытка помочь прогрессу в этом направлении.

46

Глава 1


^ Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция

Принято различать пять уровней поведения – от таких врожденных стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы (а также - в некоторых отношениях – инстинктивное поведение), до приобретенных поддающихся модификации форм, связанных с мышлением.

Относительную роль каждого из этих уровней поведения у животных, находящихся на разных ступенях эволюционного развития, можно отобразить в виде диаграммы, предложенной Детье и Стелларом (Dethier, Stellar, 1961) и воспроизведенной с некоторыми упрощениями на рис. 1.15.

Из этой диаграммы видно, как по мере повышения организации животных врожденные стереотипные реакции все больше и больше вытесняются приобретенными формами поведения. Если, например у насекомых преобладает инстинктивное поведение, то у низших млекопи­тающих, таких как крыса, оно замещается способностью обучаться; что же касается способности к умозаключениям, почти отсутствующей у крыс, то она вместе с научением представляет собой главный тип поведения у человека, утратившего большую часть стереотипных реакций.


Таксисы

Рефлексы

Инстинктивное поведение

Научение

Рассудочная деятельность




Рис. 1.15. Схема, предложенная Детье и Стелларом (Dethier, Stellar, 1961).

Что такое поведение? 47

Документ 1.2. Миграция лососей - инстинктивное поведение или результат научения?

Весной в быстрых и прозрачных водах какого-нибудь ручейка на севере Канады, в Скандинавии или в Шотландии появляется молодь лосося. Икра, отложенная прошлой осенью самками на гравии, покры­вающем дно ручья, оплодотворяется самцами, и примерно через три месяца из нее вылупляются мальки.

Спустя несколько лет (от двух до семи в зависимости от широты), проводимых в пресных водах, малек, превратившийся в молодого лосося-так называемую пестрятку-спускается вниз по реке, чтобы вскоре устремиться в океан. На этой стадии лосося называют сере­брянкой, или смолт.

Самцы и самки остаются в открытом море два или три года, удаляясь иногда от берегов почти на 3000 км.

Лишь после достижения половой зрелости лососи начинают свое фантастическое путешествие на нерестилища. Рыбы проходят 50-100 км в день, чтобы прежде всего найти устье своей родной реки. Из десятков впадающих в море рек они направляются в ту, по которой спустились в море несколько лет назад, а затем без колебаний плывут по ней вверх до своего родного ручейка, где приступают к нересту.

Хотя рыбы попадают в настоящий лабиринт притоков со многими разветвлениями, на каждой развилке между двумя направлениями они неизменно делают правильный выбор. И если они все же иногда ошибаются, то тут же поворачивают назад, возвращаясь на то место, где произошла ошибка; затем они вновь пускаются в путь, преодолевая самые быстрые течения и водопады, высота которых достигает подчас нескольких метров, чтобы после многодневных изнурительных усилий добраться до своих нерестилищ, до «земли предков», где они родились и где большая их часть погибнет, осуществив репродуктивную функцию.

Эта проблема -одна из самых увлекательных. Каким образом эти рыбы после долгих лет отсутствия, преодолев огромные расстояния, находят тот ручей, где они появились на свет? Почему именно этот ручей, а не другой, столь же гостеприимный?

Ученые продолжают поиски ответов на эти вопросы. Кажется ве­роятным, что важную роль играет здесь обоняние лососей, а определя­ющими факторами у берегов служат химический состав, вкус и запах воды. Но чем руководствуются рыбы, находясь в открытом море, и какие механизмы инициируют миграцию?

^ Документ 1.3. Охрана территории у колюшки

Колюшка-маленькая пресноводная рыбка, которую один из созда­телей современной этологии, Тинберген (Tinbergen, 1953), выбрал объек­том своих исследований.

У этого вида сооружение гнезда, охрана территории, забота об икре и о молоди лежит на самце, который загоняет самку в гнездо, чтобы она отметала икру.


48 Глава 1




Рис. 1.16. Модели, использованные Тинбергеном. Чем большая часть мо­дели окрашена в красный цвет, тем агрессивнее ведет себя по отношению к ней самец колюшки. На модель, точно воспроизводящую колюшку, но без красного брюшка, самец, охраняющий свою территорию, не нападает вовсе.

Все эти фазы поведения, по-видимому, стереотипны и запрограм­мированы таким образом, чтобы реакция у животного вызывалась не общей ситуацией, а строго определенными стимулами. Рассмотрим в качестве примера поведение самца при защите территории.

Весной самец выбирает себе участок на песчаном дне реки и начинает строить гнездо в форме тоннеля. В это время его грудь и брюшко приобретают красивую красную окраску -таков его «брачный наряд». Самец при этом становится очень агрессивным и начинает нападать на всех самцов своего вида с таким же, как у него, красным брюшком, которые приближаются к его территории. Тинберген решил выяснить, что возбуждает эту агрессивность -весь облик соперника или просто красный цвет его брюшка. Для этого Тинберген отсадил самца, заняв­шего себе территорию, в отдельный аквариум и стал подносить к нему на кончике палочки различные гипсовые модели самцов колюшки - одни очень похожие, но со светлым брюшком, а другие чрезвычайно грубые, но с красным брюшком (рис. 1.16).

Оказалось, что агрессивное поведение самца вызывают только моде­ли с красным брюшком, даже если они лишь отдаленно похожи на рыбу; более того, самец систематически атаковал кусочек красной шерсти, погруженный в аквариум. Если, однако, такой эксперимент проводится на несколько недель раньше или позднее, то красный цвет не вызывает агрессивной реакции; его воздействие, таким образом, ограничено во времени.

^ Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение?

Все животные, по-видимому, обладают врожденным знанием того, как следует поступать в разных случаях жизни. Но можно ли считать,

Что такое поведение? 49

то эти инстинктивные формы поведения изначально вполне структурированы? Как обстоит дело у млекопитающих?

Наблюдать за материнским поведением крысы-самки в ее естествен­ной среде столь же увлекательно, как наблюдать за самками любых других животных. Всякая самка при приближении родов (даже если это первородящая самка) совершает те же подготовительные действия по устройству гнезда, что и ее предки на протяжении многих тысяч поколений. Она без устали притаскивает различные материалы, которые разлохмачивает зубами, чтобы сделать их более мягкими, а затем строит шаровидное гнездо, приобретающее окончательную форму в последние часы перед родами. Затем она занимается каждым из дете­нышей по мере их появления на свет: перекусывает им пуповину и перетаскивает по одному в гнездо. Записана ли вся эта наука в психике животного или же она частично зависит от предварительного обучения?

Как будет вести себя молодая крыса, выросшая в среде, где она не имела ранее доступа к материалам, необходимым для постройки гнезда, и получила их ко времени родов? Создается впечатление, что в этом случае животное обычно оказывается неспособным к устройству гнезда или проявлению необходимой заботы о детенышах.

Таким образом, крыса обладает инстинктом, который называют «материнским», но который всегда проявляется в виде очень сложной последовательности простых форм поведения, как приобретенных, так и врожденных. Все они зависят, однако, от непосредственного окруже­ния и от прошлого опыта. Поэтому, если крыса прежде не имела возможности приобрести такие простые навыки, как обращение с мате­риалами, которые понадобятся позже для постройки гнезда, для нее может оказаться затруднительным проявить свой «материнский инстинкт». Даже при наличии такой потребности для ее удовлетворения крысе необходимо предварительное обучение, которое позволит ей достигнуть цели, детерминированной генетически.

Понятно, почему можно утверждать, что у человека «материнский инстинкт» практически исчез. В самом деле, многочисленные опросы показали, что привязанность матери к своему младенцу частично зависит от опыта, приобретенного ранее, главным образом в детстве, но в рав­ной мере и от связей, которые устанавливаются после родов в результате ее забот о ребенке и его реакций на эти заботы.

Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям

Голодную собаку запирают в клетку (рис. 1.17, А). На некотором расстоянии от клетки помещают кусок мяса, обвязанный веревочкой, свободный конец которой лежит у ног собаки. Собаке достаточно было бы ухватить конец веревки зубами, чтобы притянуть к себе мясо. Однако она, по-видимому, не способна спонтанно установить связь между этими двумя элементами; она часами будет скулить, не умея решить задачу.

Но если в клетку посадить шимпанзе, а к веревочке привязать банан, то не пройдет и минуты, как она завладеет бананом, потянув за веревочку (рис. 1.17, Б). Как мы увидим в главе 7, Кёлер даже наблюдал, как шимпанзе догадался вставить одну в другую две нахо­дившиеся в клетке палочки и придвинуть банан к себе (рис. 1.17, В).

Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид

После того как в 1974 году была обнаружена «Люси» -это были самые древние на сегодня ископаемые остатки представителя семейства

Генеалогия человека

Появление Вымирание, линии, млн. млн. лет назад лет назад

30 Проплиопитек 19 Дриопитек 14 Кениапитек 7,5 Преавстралопитек 2,5 5 Australopithecus 1 africanus 2,5 A. robustus 1 4 Появление Hominidae 2,2 Homo habilis 1 1,5 H. erectus 0,2 Я. sapiens 0,065 neanderthalensis (в Европе и на Ближнем Восто­ке-100 000 лет назад) 0,1 H. sapiens sapiens (на Ближнем Востоке, в Европе, а затем 40000 лет назад -в Америке)



Рис. 1.18. Эволюционная линия человека (в соответствии с гипотезой Коппанса). * Purgatorius- самый древний из известных в настоящее время ископаемых приматов.

** Амфипитек-последний общий предок человека и обезьян Старого и Нового Света. Это «недостающее звено», обнаруженное недавно в Азии; мигра­ция потомков амфипитека в Африку положила начало эволюционной линии человека (см. Science et Vie, 1986, № 824, р. 58-61).

*** Эпоха, в которую эти виды дивергировали в генетическом плане.

Hominidae,-появилось множество гипотез, в которых пересматривается генеалогия человека (Chavaillon, 1985). Приведем три из них.

1. От общего древнего ствола возрастом 7,5 млн. лет отходят три ветви, и Люси-наша «двоюродная сестра», принадлежащая к ветви преавстралопитеков. Это гипотеза Коппанса (Coppens, см. рис. 1.18).

1. Австралопитеки и род Homo представляют собой две самостоя­тельные ветви, а Люси-прямой предок этих двух ветвей, отходящих от общего ствола. Эту гипотезу выдвинули Джохансон (Johanson), Уайт (White) и Тобиаш (Tobias).

3. Существовали две совершенно обособленные линии Hominidae, а Люси-их отдаленная родня, происходящая от ветви австралопитеков. Эта гипотеза принадлежит Лики (Leakey).
Резюме
1. При исследовании многих форм поведения человека возникают споры об относительном значении врожденного и приобретенного.

1. Эволюционная теория, рассматриваемая ныне как установленный факт, утверждает, что в данной среде наиболее приспособленные к ней особи оставят больше потомков, чем менее приспособленные, потомки которых будут таким образом мало-помалу элиминироваться. Эта теория позволяет понять, как происходила эволюция поведения со вре­мени появления жизни на Земле до наших дней.

3. Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами; это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

4. С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более специфические и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов.

5. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. То или иное инстинктивное поведение может проявиться лишь в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм решает, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.

6. Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам; в ре­зультате импринтинга у детенышей (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются.

7. С развитием способности к научению эволюционно наиболее продвинутые виды получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться таким образом к изменяющейся среде.

8. Способность к умозаключениям - уровень, достигаемый только высшими приматами, главным образом человеком. Она позволяет решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, просто путем мысленного установления связи между различными элементами данной ситуации, причем это не требует предварительного научения.

9. Род человеческий происходит от живших на деревьях приматов, от которых он отделился в результате развития прямохождения и использования руки для хватания. За этим последовало увеличение объема головного мозга и развитие языка, что позволило человеку за последний миллион лет достигнуть быстрых успехов в приобретении разного рода навыков и заселить всю планету.

10. Благодаря членораздельной речи человек может рассуждать как о событиях, происходивших в прошлом, так и о грядущих событиях, общественная структура облегчает выживание группы и воспитание детей. Таким образом, человек окончательно берет свою эволюцию в собственные руки. Однако агрессивные тенденции, составляющие, возможно, часть наследия, полученного человеком от животных пред­ков, грозят погубить его, если он не сумеет преодолеть их путем надлежащего воспитания.

Литература

Chapoutier G., Kreulzer M., Menini С., 1980. Psychophysiologie-Le systeme nerveux

et le comportment, Montreal, Etudes vivantes, Paris. Chavaillon J. (1985). Les premiers habitants d'Ethiopie, La Recherche, n° 165,

p. 449-451.

Clarke R., 1985. De 1'univers a nous, Paris, Seuil. Coppens Y., 1983. Le Singe, 1'Afrique et 1'Homme, Paris, Fayard. Dethier V.G., Stellar E., 1961. Animal Behavior, Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall. Kohler W., 1927. L'intelligence chez les singes superieurs, Paris, Alcan. Lorenz K., 1979. Evolution et modification du comportement, L'inne et 1'acquis, Paris,

Payot.

Mead M.N., 1969. Moeurs et sexualite en Oceanic, Paris, Plan. Moore R., (Dir, publ.), L'evolution, Nederland, Time-Life (B.V.). Ouvrage collectif, 1979. Le Darwinisme aujourd'hui, Paris, Seuil. Piagel J., 1979. Le comportement, moteur de 1'evolution, Paris, Gallimard. Reeves H., 1986. L'heure de s'enivrer, Paris, Seuil. Singh J.A.L, Zingg P.M., 1980. L'homme en friche-de 1'enfant-loup a K. Hauser,

Bruxelles, Ed. Complexe. Tmbergen N.. 1953 L'etude de 1'instinct, Paris, Payot.
^ Материал для самопроверки
Заполнить пробелы

1. Относительная роль ..... и окружающей среды в развитии индивидуума остается предметом дискуссии.

2. Согласно Дарвину, естественные процессы привели к ..... признаков, наиболее ..... к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.

3. Труд Дарвина, опубликованный в ..... г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался ..... .

4. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными ..... и откры­тием ..... .

5. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под назва­нием ......

6. Последовательность событий, в результате которой информация от ..... передается в нервную систему и вызывает автомати­ческую реакцию, называется ......

7. Присущие данному виду сложные ..... формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют ..... поведением.

8. Врожденный ..... механизм - это механизм, благодаря которому инди­видуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.

9. У некоторых животных наблюдается .... -создается глубокая привязан­ность к первому ..... предмету, который они увидели после появления на свет.

10. Только представители видов, обладающих способностью к .....и при­обретению ..... , могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.

11. Способность к ...... это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у ..... .

12. Вид Homo habilis, очевидно, возник ..... лет назад в ..... Африке.

13. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение ..... и развитие способности к изготовлению первых ..... .

14. Вертикальное положение тела создало также возможность для разви­тия ..... во всех направлениях, а тем самым и для увеличения ..... голов­ного мозга.

15. Первые признаки гоминизации появились у Нота ..... примерно ..... лет назад.

16. Заселение Северной Европы и обеих Америк нашим прямым предком Homo ..... , или ..... , произошло примерно ..... лет назад.

17. Развитие ..... создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.

18. Главные особенности социальной организации человека...... пищи со своими сородичами и образование постоянных ..... .

19. Наблюдения Джейн Гудолл над ..... показали, что агрессивность .....может иногда приводить к уничтожению самцов враждебной группы.

20. В некоторых обществах, обнаруженных в различных точках земного шара, ...... по-видимому, совершенно отсутствует, и в их словаре даже нет соответствующего слова.

Верно или неверно?

1. Одичавшего мальчика, найденного в Авероне, по-видимому, вырастили волки.

2. Профессор Итар, изучавший Виктора, был уверен, что мальчик был идиотом от рождения.

3. Дарвин считал, что природа действовала как фактор отбора, позволявший выживать самым слабым.

4. В настоящее время основы эволюционной теории принимают большин­ство ученых.

5. У растений уже можно обнаружить самые примитивные формы поведения.

Что такое поведение? 55

6. Врожденный пусковой механизм одинаков для всех поведенческих актов v всех видов, обладающих инстинктивным поведением.

7 Способностью к научению обладают только высшие организмы.

8 Первые признаки гоминизации появились 10 млн. лет назад.

9 Первые поселения Homo sapiens начал строить примерно 9000 лет назад.

10 Только у человека существует язык, позволяющий ему «переноситься» в прошлое или будущее.

^ Выбрать правильный ответ

1. У человека врожденными формами поведения считаются

а) агрессивные действия;

б) доминирование;

в) половое поведение.

г) Все ответы неверны.

2. Дарвин создал свою теорию эволюции

а) после прочтения работы Уоллеса на эту тему;

б) с целью подтвердить тезисы креационистов;

в) чтобы объяснить разнообразие существующих видов;

г) с целью показать причину неизменяемости видов.

3. Теория эволюции в широком смысле

а) принимается в настоящее время подавляющим большинством ученых;

б) представляет собой уже не просто гипотезу, а установленный факт;

в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности,

г) Верны все ответы.

4. Таксис -это реакция организма, которая

а) носит общий (нелокальный) характер;

б) является механической;

в) ориентирована относительно источника раздражения.

г) Верны все ответы.

5. Рефлексы

а) всегда врожденные;

б) встречаются только у низших животных;

в) имеют мало отношения к выживанию.

г) Все ответы неверны.

6. Инстинктивные формы поведения

а) запрограммированы от рождения;

б) менее сложны, чем рефлексы;

в) не могут изменяться в результате опыта;

г) у человека более многочисленны, чем у других видов.

7. Инстинктивное поведение преобладает главным образом у

а) насекомых;

б) рыб;

в) рептилий;

г) млекопитающих.

8. Импринтинг, например у гусенка,

а) может быть направлен на любой объект, подвижный или неподвижный;

б) создается в любом возрасте;

в) возникает благодаря скрещиванию.

г) Все ответы неверны.

9. Приобретенные формы поведения обеспечивают животному адаптацию

а) идеально соответствующую условиям среды;

б) к вполне определенному типу среды;

в) к различным средам.

г) Все ответы неверны.

10. Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек

а) произошел от обезьяны;

б) имеет общего предка с шимпанзе и гориллой;

в) не происходит от животных.

г) Все ответы неверны.

11. Гоминизация тесно связана

а) с вертикальным положением тела;

б) с освобождением руки;

в) с развитием головного мозга;

г) Верны все ответы.

12. Наиболее прямые предки человека появились

а) 700000 лет назад;

б) 200000 лет назад;

в) 100000 лет назад;

г) 40 000 лет назад

13. Человек – единственное существо, способное

а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях;

б) пользоваться орудиями;

в) жить в сообществах.

г) Верны все ответы.

14. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность

а) получать очень хороший уход;

б) воспринимать социальные и культурные обычаи;

в) усваивать опыт предшествующих поколений.

г) Верны все ответы.

15. Агрессивность человека

а) представляет собой врожденное свойство;

б) может быть легко преодолена;

в) отсутствует у большинства народов.

г) Все ответы неверны.

^ Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1 - наследственности; 2-отбору, приспособленных; 3-1859, «Происхождение ви­дов»; 4-генетики, законов наследственности; 5-таксисов; 6-органов чувств, рефлексом; 7-стереотипные, инстинктивным; 8-пусковой; 9 - импринтинг, дви­жущемуся; 10-научению, навыков; II-умозаключению, высших млекопитающих;

12-10 млн., восточной; 13-рук, орудий; 14-черепа, объема; 15 -Homo habilis, 2 млн.; 16 -sapiens, кроманьонцем, 40000; 17-языка (речи); 18 - разделение, групп;

19-шимпанзе, самцов; 20 - агрессивность.

^ Верно или неверно (В или Н)

1-Н; 2-Н; 3-Н; 4-В; 5-В; 6-Н; 7-Н; 8-В; 9-В; 10-В.

Выбрать правильный ответ

1-г; 2-в; 3-г; 4-г; 5-г; 6-а; 7-а; 8-г; 9-в; 10-6; 11-г; 12-в; 13-а; 14-г; 15-г.



g0perechen-zdanij-sooruzhenij-i-predpriyatij-elektroustanovki-pravila-cistemi-sertifikacii-elektroustanovok-zdanij.html
g14-otobrazhenie-informacii-operatoru-tehnologu-nergetiki-i-elektrifikacii-ees-rossii-obshie-tehnicheskie-trebovaniya.html
g24-avtomaticheskoe-logicheskoe-upravlenie-i-tehnologicheskie-blokirovki.html
g5-zhkh-analiticheskij-otchet-gruppi-mion-igu-po-setevomu-proektu-socialno-ekonomicheskoe-i-socialno-politicheskoe.html
ga-bajbaturova-ie-grachyova-an-kadikeeva-tezisi-dokladov.html
ga-tosunyan-pyataya-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-gosudarstvo-i-banki-partnerstvo-v-sfere-protivodejstviya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-tovarnoj-strategii-magazina.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-sh-thostov-s-p-elshanskij-issledovanie-intraceptivnogo-slovarya-pri-razlichnih-zabolevaniyah-sravnitelnij-analiz.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnogo-predmeta-istoriya-teatralnogo-iskusstva-dopolnitelnoj-predprofessionalnoj-obsheobrazovatelnoj-programmi-v-oblasti-teatralnogo-iskusstva-iskusstvo-teatra.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-filosofskoe-ponimanie-mira-zadachi-i-uprazhneniya-po-filosofii-moskva-2003.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-nadbavok-predlagaemij-komissiej-po-nsot-izhgtu-rabotnikam-izhgtu-dlya-rassmotreniya-analiza-i-podgotovki-predlozhenij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stradanie-svyatih-muchenikov-pavla-i-sestri-ego-iulianii-i-prochih-s-nimi-zhitiya-svyatih-tom-3-mart.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazec-zayavleniya-ob-otkaze-ot-privivok-prilozheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-9-aprelya-2011-goda-xliv-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-stomatologov-stavropolskogo-kraya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/nasir-hosrov-rodnik-zhemchuzhin-persidskotadzhikskaya-klassicheskaya-poeziya.html
  • college.bystrickaya.ru/-v-razmere-945-rublej-kazhdaya-studentam-i-uchashimsya-informacionnij-byulleten-profsoyuza-284-2008-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskaya-televizionnaya-i-radioveshatelnaya-set-stranica-28.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneshekonombank-razvitiya-vremya-novostej-16032006-44-str-7-gosduma-rf-monitoring-smi-16-marta-2006-g.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12-rassledovanie-nachato-chernobil-kak-eto-bilo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3razrabotka-marketingovoj-strategii-kursovaya-rabota-po-kursu-marketing-na-temu-razrabotka-i-obosnovanie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istoriya-i-metodi-issledovaniya-kulturi-dlya-napravleniya-033000-68-kulturologiya.html
  • college.bystrickaya.ru/20132014-ou-zhilina-arnalan.html
  • letter.bystrickaya.ru/nenormirovannij-rabochij-den-st-101-tk.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-kadrovaya-obespechennost-obrazovatelnogo-processa-otchet-o-samoobsledovanii-k-obshestvennoj-akkreditacii.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-virtualnogo-gosudarstva-psihoistoriya-sbornik-statej-za-2010-god-sostavitel.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-iyunya-1942g-partizanskaya-vojna-na-ukraine-dnevniki-komandirov-partizanskih-otryadov-i-soedinenij-19411944.html
  • exam.bystrickaya.ru/vladimir-pershanin-mi-pol-evropi-po-plastunski-propahali-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-010200-68-01-matematicheskoe-i-kompyuternoe-modelirovanie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/494-kultura-potrebitelskij-kompleks-i-predprinimatelstvo-21-byudzhet-i-finansovoe-sostoyanie-predpriyatij-29.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-mashinostroeniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-data-tema-soderzhanie-uchebnogo-materiala-zadanie-14-09-11-znakomstvo-s-uchebnikom-naizust-lyuboe-stih-nie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-detyam-s-dobrim-serdcem-agentstva-socialnoj-informacii.html
  • klass.bystrickaya.ru/59-spravka-instrukciya-o-poryadke-podgotovki-soglasovaniya-i-utverzhdeniya-organizacionno-rasporyaditelnoj-dokumentacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mihail-ageev-roman-s-kokainom.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-nikolskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-na-2008-2011-uchebnie-godi-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prirodnie-resursi-rossii.html
  • writing.bystrickaya.ru/antichnij-mir-v-tragediyah-sofokla-i-evripida.html
  • literature.bystrickaya.ru/biologicheskij-vozrast-i-pokazateli-zrelosti-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-temi-pismennih-rabot-voprosi-k-zachetu-i-ekzamenu-programma-disciplini-konstitucionnoe-pravo-zarubezhnih-stran.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-biohimii-na-ii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.