.RU

Философия (лекции) Онтология основные понятия онтологии


ФИЛОСОФИЯ (лекции)


Онтология


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОНТОЛОГИИ


Материя - это объективная реальность, данная в ощущениях. В ощущениях даны только материальные объекты, но не материя, как субстанция (первооснова вещи, ее сущность, ей противопоставляют акциденцию - это приходящие, несущественное свойство вещи. Если ученые признавали наличие только одной субстанции, то такое направление греческие ученые назвали - монизм. Если ученые признают наличие равнозначных субстанций, то такое понятие называется - дуализм. Если ученые признают наличие нескольких субстанций, то такое направление называется - плюрализмом. Основными формами бытия материи являются время и пространство. Время – характеризует последовательность смены состояний, и длительность бытия объектов и процессов. Пространство - это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, и взаимодействие элементов. К важнейшим понятиям антологии следует отнести также движение. Общее определение движению логически дать невозможно, но можно дать определение каждому из видов движения. Наиболее точно характеризует движение "изменение состояний". Многих ученых, занимавшихся проблемой бытия волновала проблема души.


Термин онтология введен в оборот греческим ученым Р. Гокленусом, первоначально этот термин означал раздел метафизики, которая занималась определением сущего, как такового. Проблемы же бытия на самом деле были поставлены значительно раньше

.

Наиболее древним вопросом бытия был вопрос о устройстве нашего мира. Впервые его постановку можно заметить в священных книгах разных народов, в частности – Ведов (Индия).

Древнегреческая философия на первом этапе своего развития была полностью онтологична. Пифагор считал, что началом мира является число. Число - определенная организация вещества (мнение Пифагора). В теоретическом плане проблема бытия впервые была поставлена Элийской школой. По мнению Элеатов бытие есть, а небытия нет. Во вторых бытие едино, и не делимо. В третьих в бытие принципиально познаваемо(разумом).

Школа атомистов (Левкип и Демокрит) считала что мир состоит из подобных себе мельчайших частиц – атомов (атомы - это субстанция всего сущего). Интересную картину мира нарисовал Платон. Он считал, что наш мир - бледная копия лучшего из миров - мира идей. Платон считал, что тела имеют геометрическую основу, а душа числовую.

Аристотель, как и Платон, считал, что начало мира - высший разум, но сущность вещи не может быть вне самой вещи. Аристотель выделял первую и вторую сущность (индивидуум и род). Аристотель считал, что в основе устройства мира лежит принцип строгого детерминизма (это направление в научном познании, согласно которому все явления имеют свою причину. (Индотерменизм - противоположное направление). Теория Именации говорит о том, что само присутствие бога рождает бытие. Материя - сама низшая форма бытия.

^ Средние века


В Европе и Азии господствовали религиозные теории. Согласно Мусульманским и Христианским воззрениям бог является творцом мира, но сам является вне этого мира. В эпоху Возрождения появились пантеистические взгляды на мир, согласно которым бог активно присутствует в нашем мире, бог есть во всем.


На рубеже эпохи возрождения и нового времени, Бобс высказывал идею, что онтология - это естествознание. В новое время Декарт выделил 2 мира - это мир действующих причин, и мир разумных субстанций. Под первым он понимал материальный мир, под вторым - "царство целей". По его мнению субстанции почти равноправны (материальная и духовная), но организующая роль принадлежит разумной субстанции. Человек - соединение двух субстанций.


Немецкий ученый нового времени Лейбниц, считал, что материя не может быть субстанцией, потому, что она протяженна, и не делима, субстанция же должна быть простой. Поэтому в качестве субстанций он выделял монады - духовную основу вещей. Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием стремлением. Физически монады друг с другом не взаимодействуют, но образуют наш мир. Кант называл носителем бытия вещь в себе. Трансцендентальный – внеопытный (внеопытная форма познания).

У Фихте бытие - условие действия, наш мир - разделяется на «Я», и «Не я». «Я» противопоставляет себе «Не я», бог - это мировой моральный порядок. «Я» обозначает познающего субъекта, а «Не я» - окружающий мир. «Я» имеет непосредственную связь с богом, с абсолютом. Вещи в себе по мнению Фихте не существует, так как человек посредством сознания может проникать в сущность вещей.

Шеленг - считал, что система природы - это вместе с тем система нашего духа. Природа - это «застывший разум в бытии». Соответственно материя – «оцепеневший дух». Объективный мир - это поэзия примитивная, и пока не осознающая свое духовное начало. У мира есть два начала - бессознательное, и сознательное. Бог - это реальная сущность не имеющая ничего до, и вне себя.


Гегель считал что реальное и действительно - это не субстанция, а субъект, мысль и дух. Дух в самопорождении создает и преодолевает собственную определенность становясь бесконечным. Дух как процесс последовательно создает нечто определенное, а значит и отрицательное. Дух воплощается в вечно меняющихся формах.


Первая форма - бытие в себе. Вторая - инобытие или бытие для другого. Третье - возвратное бытие в себе и для себя.


Шопенгауэр - это последний представитель немецкой классической философии. Он считал, что наш мир выступает в двух видах - как представление, или как независимая реальность, или воля. Воля - это то, что Кант называл вещью в себе, это всеединое, тождественное во всех явлениях первосущность. Воля - слепое бессознательное стремление. Волю нельзя рассматривать ни как божество, ни как мировую душу. Сама воля не имеет никакой причины, закон причинности на нее не действует, в то время как каждый волевой акт субъекта имеет свою причину. Материя, по мнению Шепенгауэра - это причинность, сущность материи это причина и действие. Бытие материи это и есть ее действие. Само существование материи предполагает существование пространства и времени.

Ницше - считал, что основное заблуждение человечества в том, что оно ищет сущее, а не исследует его изменение, и его причины. Кроме данных теорий в конце 19 века, под влиянием Канта, Шопенгауэра, и Ницше возникли новые школы, по иному формировавшие идею мироздания.


К таким школам следует отнести школу неокантианства. В нем принято выделять две школы - Марбургская и Баденская. Философия должна изучать условия правомерности научных положений, законы и теории нельзя вывести из фактов, всякая теория по своей сути априорна, законы теории и гипотезы формируют все науки, философия должна исследовать "чистые" т.е. априорные элементы научного познания (по мнению Когана).

Коган отказался от Кантовского понятия "вещи в себе", заменив его принципом самоограничения опыта: "мы всегда ищем целое, а находим лишь частное". Пространство и время - это форма чувственности. Пространство - это условие внешне рядоположности феноменов. Время - это условие множественности феноменов.


Паульт Наторп считал, что предметная сфера философии - это теория познаний, Философия изучает содержание субъективного мышления, и основы психологической деятельности людей. Познание синтетично. Синтез состоит в том, что наши знания постоянно перерабатываются, и совершенствуются в систему, анализ необходим, как контроля за операцией синтеза.


Эрист Касио, по его мнению, нельзя применять в гуманитарных науках математические методы, потому, что математические функции ментальны по происхождению, и с вещами на прямую не связанны. Философия - это не только критика познания, но и критика всей человеческой цивилизации. Касио называет фундаментальные формы понимания символическими формациями. К этим символическим формам он относит: язык, логику, религию, искусство и миф. Символические формы придают феноменам смысл, и организуют опыт. Человек - это символическое животное. У других животных, как и у человека, есть рецептивные и реактивные системы, а символическая присуща только человеку. Мир символов преобразовал мир человека, переместил его в иное измерение. С рождением символического языка он связывал появление культуры и цивилизаций.

^ Баденская школа


Ее основателем является Венгель Виндельбанд. Для него главное поиск априорных принципов научного познания. Он занимается рассмотрением бытия фактов, т.е. того, что есть. Философия имеет своим предметом не то, что есть, а то, что должно быть. Т.е. идеалы, ценности, долг, отсюда выражение, что философия - наука о должном. Науки также различаются по методам исследования. Большинство специальных наук пользуются объяснительным, или описательным методом. Философия - это оценочная наука, которая дает 3 категории оценок:


1.Логческие оценки.

2.Этические оценки.

3.Эстетические оценки.


Совокупность абсолютных оценок составляет нормальное, или всеобщее познание. Т.е. идеальный предел, к которому должно стремиться индивидуальное сознание. Совершенным был бы тот человек, чья деятельность соответствовала бы высшем оценкам. Этот человек был бы абсолютно свободной личностью, потому, что его поведение всегда определялось бы должным.


Свобода, согласно его воззрениям - это господство совести, и повиновение разуму. Основной принцип морали - выполняй свой долг. К высшим ценностям Виндельбанд относил истину, добро, благо, красоту, и святость. Высшие ценности имеют вне исторический характер. Ценности - это норма безусловного долженствования. В отличии от Маркса он считал, что ценности носят априорный характер. Религия возникает на почве противоречия между должным, и необходимым. Последней представитель данной школы - Генрих Риккерд.


Генрих Риккерд (теория неокантианства) был учеником Виндельбанда. Его теория - то, что происходит в сознании при переходе от чувственных знаний к понятиям, совершается в сфере знания, и осуществляется средствам самого сознания. Наука имеет дело с вторичным материалом познания, т.е. со знанием обработанным разумом. Познавать - значит судить, принимать, или отвергать, одобрять или упрекать.

Вывод: это подразумевает наличие у нас определенных ценностей, которые даны априорно (вне опыта). Науки Риккерд подразделял на науки о природе, и науки о культуре.


Основная проблема философии - отношение ценностей к действительности. Ценности не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов, они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащие по ту сторону субъекта и объекта. "Ценности трансцендентальны (не зависят от чувств)".


Блага и оценки представляют собой соединение ценностей с действительностью. Философия должна начинать свое исследование с культурных благ, характерных для общества. В конце философского исследования мы должны понять систему ценностей, лежащую в основе культуры. Таким образом, философия будет истолковывать смысл жизни. Понятие о мире складываются из трех компонентов: действительности, ценности и смысла жизни. Риккерд выделял шесть сфер ценностей:

1.Логика - сфера ценностей истины

2.Эстетика - это сфера ценностей прекрасного.

3.Этика -это сфера морали.

4.Мистика - это сфера безличностной святости.

5.Мир любви - это сфера счастья и эротики.

6.Религия - сфера личностной святости.


В современно англоязычной, и особенно американской мысли господствуют такие философские теории как прагматизм, и инструментализм.


Прагматизм


Чарльз Пирс (1839-1914) - называл себя прагматистом. По его мнению, познание не интуитивно по природе, в нем нет априорных суждений, и заимствования, и здравого смысла. Познание - всегда исследование. Поиск истины начинается с сомнения. Сомнение раздражает и подталкивает человека к борьбе. В борьбе мы стремимся приобрести определенные верования, поскольку они определяют наши действия. Существует четыре метода фиксации верований:


1. Метод слепой приверженности.

2. Метод авторитета.

3. Априорный метод.

4. Научный метод.


В науке существуют три основных способа обоснования истины: дедукция - путь от общих истин к истинам частным, индукция - обобщение единичных и частных истин, и абдукция - основывается на гипотезе, и ее обосновании, а затем экспериментальной проверке. Предназначение абдукции - соединить вместе дедукцию и индукцию. Познание объектов - это постижение возможных практических последствий, понимание эффектов феноменов. Любая мысль является знаком, мыслить без знаков не возможно. Существует три типа знаков:


1.Знак, взятый сам по себе - это знак, как качество, объект или закон.

2.Знак, взятый по отношению к предмету - это знак образ, индекс, символ.

3.Знак, взятый по отношению к интерпретатору - это любое категорическое суждение.

По мнению Пирса, существует три типа категории, которые он называет также модусы бытия:


1.Первичность - это бытие независимое ни от чего другого, царство чувств.

2.Вторичность - это царство отношений.

3.Тритичость - это интеллектуальный аспект реальности, царство законов.


В мире правит универсальная сила - любовь.


Второй представитель прагматизма - Уильям Джеймс (1842 - 1910).


«Прагматизм - это самая радикальная форма эмпиризма, наименее критичная по отношению к прошлому. Это означает преимущество эмпиризма над рационализмом свободы и возможности над логической претензией на окончательную истину».


Для Джеймса прагматизм - это, прежде всего метод исследования. Идея имеет ценность, если она полезна для людей. Если идея полезна, значит она истина. Разум - это инструмент приспособления человека к окружающей среде. Сознание - это нечто вроде потока мысли. Вопросы смысла жизни, свободы, теоретически не разрешимы, они требуют практического выбора. Добро и зло существует только в связи с потребностями индивида, и соответствует удовлетворению или разочарованию. Из ценностей предпочтительны те, которые способны подчинить себе другие, и при этом сохранить свою универсальность.


Инструментализм


Представитель - Д. Дьюи. По его мнению, философия - это натурализм, опыт - это не сознание, а история, его нельзя свести к чему либо, потому, что это, очень обширнейшее понятие. Сознание и познание - это части опыта, кроме этого в опыт входят сны, безумия, болезни, неясность, ложь, ужас. Опыт включает в себя, как трансцендентальные системы, так и эмерические науки. В опыт включаются даже склонности, которые мешают усвоению опыта.


Проблем познания заключается в том, чтобы найти надежно гарантированное достойное применение. Познание практично, оно должно решать проблемы, поставленные жизненной средой. "Благодаря науке мы обезопасили себя, добившись точности и контроля. С помощью техники мы приспособили мир к своим потребностям. Человек - это существо способное изменить окружающую действительность и предать ей смысл". Разум служит для приспособления мира к человеческим целям. Наука же систематизирует информацию о вещах, она разрабатывает повседневные операции и проблемы, и поэтому носит инструментальный характер.


Практика определяет ценность любой идеи. Истина - это постоянно растущее число гарантированных утверждений, но эти гарантии не вечны, со временем они подлежат корректировке и усовершенствованию. Особая задача философии заключается в критическом пересмотре ценностей, особенно правовых. Он был сторонником демократического правления, по его мнению верить в демократию - значит верить в человеческие силы, и личную инициативу. Демократия служит для развития жизни. Девизом современного человека должно быть: «Моя свобода в том, чтобы умножать ее для других».


^ Сознание, подсознание, бессознательное


Сознание - это способность к созерцанию субъектом содержания собственного внутреннего мира, своих целей, устремлений идеалов (Шапенгауер). Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, способ отношения к миру, и самому себе (Фролов). Вульгарный материализм считает, что сознание вырабатывается человеческим мозгом.


^ Религиозная Российская философия, как часть духовной деятельности

Маркс рассматривал сознание, как деятельность центральной нервной системы, опосредованную общественно историческим развитием.


В конце 19 века в научный обиход введено понятие бессознательного. Научно обосновал данное понятие Зигмунд Фрейд. Он опирался на труды Шапенгаура, Ницше.


Бессознательное - это совокупность психических процессов, операций и состояний, не закрепленных в понятиях мышления. Фрейд считает, что бессознательное управляет деятельностью человека. Он считал, что психически здоровых людей нет.


В середине 20 века благодаря трудам немецких ученых Юнг и Фроммен учение о сознании было дополнено понятием подсознания. Подсознание - это то, о чем человек в данный момент непосредственно не думает, но, что в принципе ему известно, и ассоциативно связанно с предметом его мыли. Подсознание может в качестве смыслового подтекста влиять на течение мысли. Карл Юнг ввел понятие архетип - это бессознательная активность людей, коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей, и составляющий нечто всеобщее, внутренне присущее человеческому роду.


^ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ


В современной науке выделяют 3 уровня познания.


1. Чувственное познание. Складывается из ощущений, восприятий и представлений. Ощущение - это отражение действительности одним из органов чувств. 5 органов чувств. Восприятие - целостное отражение объекта несколькими или всеми органами чувств. Представление - сохранение и воспроизведение памяти человека чувственного образа объекта.

2. (Э) Имперический уровень познания, он предполагает моделирование жизненных ситуаций, с целью более глубокого изучения.

3. Теоретический уровень или мышления. Мышления складывается и двух составляющих: Рассудка и Разума. Непосредственный контакт с объектов не обязателен. Рассудок - врожденная способность к непосредственному интуитивному познанию, причинной связи между явлениями. Рассудком обладают все высокоорганизованные животные и люди. Разум - это врожденная способность к абстрактному познаю посредствам общих понятий. Наличие разума способствует появлению речи. Из всех живых существ разумом обладает только человек.

Способы познания:

1. Обыденное опознание. Это познание на личном опыте в течении жизни

2. Мифологическое познание - позволяет личностно растолковать систему мироздания, такое познание обыкновенно основано на интуиции.

3. Художественный способ, он подразумевает познание мира в процессе творчества.

4. Религиозный способ познания, основан на откровении, сверхчувственном знании, медитации.

5. Философский способ, он основан на научном знании. На интерпретации фактов и знаний.


^ Методы исследования


Методы исследования бывают общенаучными и честно научными.

Общенаучным теоретическим методам относится:

- сравнение (сопоставляет образы)

- анализ

- абстрагирование (отвлечение5 от всего несущественного)

- синтез (все существенное в единое)

- обобщение (к единому классу)


К общенаучным Эмпирическим методам, относится наблюдение, эксперимент и мониторинг.


Формами развития знания являются проблемы, гипотезы и теории.


Проблема - это сложный вопрос, для решения которого в надлежащее время нет достаточных условий. Прибавление необходимого условия ведет к сужению проблемы, удаление - к расширению.


Решить проблемы можно...


Проблемы нужно ставить своевременно. Проблема должна быть принципиально разрешимой.


Гипотеза это научно обоснованное предположение, о сущности или причинах определенных явлений процессов, объектов.


Гипотезы различаются по качеству и по количеству, по качеству гипотезы подразделяются на объяснительные и описательные; по количеству на единичные, частные и общие.


Объяснительная гипотеза высказывает обоснованное предположение о причинах возникновения явлений, процессов, объектов.


^ Описательные гипотезы высказывают обоснованное предположение об неизвестных свойствах объекта, явления, процесса.


Единичные гипотезы имеют своим предметом только один объект, процесс или явление.


^ Частные гипотезы говорят об определенных классах, явлений, процессов или объектов.


Общие гипотезы это предположение об закономерных связях в природе и в обществе.


Гипотезы нуждаются в доказывании и в экспериментальном подтверждении. Теория это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе объектов о сущности законов бытия. Проблема это наиболее простейшая форма развития знаний, а теория наиболее сложная.


Знание это внутренняя дифференцированная совокупность представлений, внутредифференцированная совокупность представлений о действительности. Знание может быть персептивны, и рациональным; Перцептивы - называются знание, которое мы получаем в своей практической деятельности. Основу персептивного знания составляет чувственное познание. Рациональное изменение это знание, закрепленное в понятиях мышления, оно может быть как научным, так и не научным. В ходе развития теории познания, выявилось три подхода. Которые формируют теории познаваемости мира.


^ 1. Онтологическая эпистемология

Суть данного подхода в том, чтобы поняв устройства мира, мы могли бы его правильно познать. К онтологической эпистемологии относятся теории Платонов, Каран, Марксистская теория.


^ 2. Классический эпистемологический фундаментализм.

Переход к этой теории, заметен в трудах Декарта. Суть данного подхода в том, что знание должно стоится на твердых достоверных и безошибочных основаниях.


Воззрения Декарта свидетельствуют о его рационализме. Но существует не только рационалистический, но и эмпирический. К эмпирическому фундаментализму стоит отнести инструментализм и прагматизм.

Переход к 3 обозначился с Кантом, который считал что мысли без содержания пусты, созерцания без понятия слепы. Чувственное и рациональное знание дополняют друг друга. Перцептивное знание формирует первичное впечатление. Повседневное знание благодаря здравому смыслу позволяет нам формулировать концепции, это наивный реализм. Научные знания позволяют нам найти основу бытия. Таким образом, начиная с Канта, возник критический или научный реализм. К данному подходу из современных школ можно отнести феноменологию.


Феноменология подразделяет на 2 направления идеалистическая и реалистическая. Идеалистическое направление началось с Эндгрунда Гуссерля (1859-1938).


Гуссер считал, что при познании нужно максимум внимания уделять непосредственно данным. Познание начинается с опыта существующих вещей или фактов. Феноменология это наука о сущностях "выражение феноменология означает, прежде всего, концепцию метода, его можно сформулировать так: назад к вещам". По мнению Гуссерля индивидуальное приходит в сознание через универсальное. Чтобы сравнить факты нужно иметь представление о их сущности. Сущностью он называет типическими модусами являемости феноменов. Предзнание сущности возможно благодаря эйдетической интуиции.


Лишь универсальные сущности позволяют классифицировать, опознавать и различать единичное. Сущности многовариантны и познаются только методом критического сравнения.


Математические и логические суждения необходимы и всеобщи. Так как они фиксируют отношения между сущностями. Они не нуждаются в опытном подтверждении. Для того чтобы наше знание было истинным, мы должны сомневаться практически во всем.


По мнению Гуссерля абсолютная реальность сознания оно основа всякой другой реальности. Весь наш мир как бы сформулирован из сознания. Сознание это есть всегда знания о чем-то конкретном. Главным недостатком современного знания является слишком большой вид жизни. К современной идеологии относят Макса Шеллера (1875-1928). Он заложил основы философской интрепологии.


Личность по мнению Шелера это конкретный индивид, использует единство духовного субъекта, которые и тело для реализации ценностей .


Шеллер провел классификацию ценностей. При доминировании какой-то ценности формируется особый тип личности.


^ Первый вид ценности это чувственные ценности. Основные переживания - это удовольствие и боль. (БДСМ). Тип личности - весельчак.


Второй тип - гражданские ценности. Основные переживания - польза и вред. И такого человека называют - техником.


^ Третий тип - жизненные ценности. Переживания: благородное, вульгарное. Называл - Героем.


Четвертый тип - культурные ценности.

а) эстетические. (красиво, не красиво). - Артисты -

б) этико-юридические ценности (правильно, не правильно) - Законодатели -

в) спекулятивными ценности (истина, ложь) - Мудрец -


Если человек воплотил много ценностей то это гений.


^ Пятый тип ценностей - религиозные ценности. Понимание: священное/светское. Тип личности - святой.


Основами межличностными отношениями - симпатия.


Шеллер считал, что в каждую эпоху сосуществует три формы знания.


1) Религиозные знания. Знание о спасении души.

2) Метафизическое знание. Отношение человека с истиной и миром ценностей. Метафизическое знание это формирующее знание. Строит мировоззрение человека.

3) Техническое знание. Позволяет человеку использовать природу и господствовать над ней.


^ Критерии истины


Критерии это то, что позволяет найти истины. Еще в древнее время существовали различные точки зрения относительно критериев истинны. Сенсуалисты отдавали приоритет чувственным критериям. Это были Эпикур, Локк. Все проверяется на практике - эмпиризм. К ним можно отнести францеских просветителей, таких как Гельвеций, Вольба. Рационализм - в древней Греции это Истоии, в новое время это Деггат. Кант покритиковал эту теорию.


Можно выделить различные теории фиксации истины.


Первая теория восходит к Аристотелю. Она получила название корреспондентной теории истины, от корреспонденции с латыни - соответствие.


По мнение Аристотеля - истина это адекватное отражение действительности. Отражение действительности без существенных искажений. Если это соответствует действительности - то это истина. Вторая теория истины носит название - когерентная теория истины. Согласно данной теории знание отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знания о мире в целом. Истина одна, все частные истины - ее составные элементы. (Когерентность - согласованность).


Сторонником данной теории был: Гегель Маркс.


Прагматическая теория истины - истинным является то знание, которое имеет благие последствия, для человеческой жизни, и которая может успешно применяться на практике. Сторонниками данной теории являются прагматисты, универсалисты (Пирс, Джемс, Дьюи).


^ Российская философия


Главные особенности Российской мировоззренческой мысли было то что научное мировоззрение в России сформировалось философия, в киевской и московской Руси формируется только лишь предфилософия (зачатки).


К первым идеологическим дисскусиям в Руси можно отнести спор Осивлян и Нестяжателей.

Правитель должен отвечать за своих подданных. Церковь должна играть в государстве социальную роль. Со всеми этими юридическими учениями нужно бороться.


Большое влияние на русскую мировоззренческую мысль наложил раскол православной церкви.

В 17 веке было введено преподавание философии было введено в духовных училищах.

Постпетровскую эпоху и наука, и философия стали развиваться быстрыми темпами. Первым философом строго в смысле этого слова называют Григория Савичева Сковороду (1722-1794).


Сковороду называют «русским Сократом». В конце жизни он вел аскетический образ жизни. Занимался анализом научной работы и системным анализом. Он говорил - мир ловил меня, но не поймал. Все произведения сковороды написаны в форме диалога. Он был народником, сторонником исторического истолкования. Истину можно обрести только в боге, но нельзя отрицать и другие религии кроме христианства. Язычество является предверием истины. Познает человек мир 2мя способами. Во-первых, он познает поверхностного бытия.


Каждый человек является отражение своего сердца. В каждом человеке есть дух божий. Мир состоит из двух начал: видимого и не видимого. Видимое это материально начало. Бог есть во всем. Он является тайной пружиной всего происходящего. В нравственном плане человек должен бороться с собой, развивать духовное начало. Не мешать премудрости жившие в нас.


Сила познания едина и неразделима. Познание происходит постепенно по закону лестницы. Каждое новое поколение поднимается на каждый новый уровень познания. В тоже время познание не может проникнуть в сущность вещей. Мы не можем понять, что такое сила сама по себе, мы не знаем как действие следует из причины. Человек является родственником всего существующего, не только живой, но и не живой природы. Но человек является единственным существом на земле, которое понимает что такое добро и что такое зло.


Человек это существо сочувствующее и подражающее.


^ РОССИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕКА


Провиденциализм, представитель, Петр Яковлевич Чаадаев(1794-1856).

Сам Чаадаев считал себя крестьянским философом, но при этом указывал, что его религия не совпадает с религией священников, по его мнению, истина одна, на земле должно быть царство божие, вся история человечества, это построение царства божия на земле. Управляет всем в мире проведение, т.е. божья воля, благодаря божьей воле человечество движется к своей цели, но человек обладает свободой выбора, он может сам двигаться по дороге которую ему предначертал бог. В человеческом духе нет никакой истины, кроме той какую вложил в него бог. Если бы человек мог довести свою подчиненность божьей воле до полного упразднения своей свободы, то тогда бы человек слился с природой, в нем проснулось бы чувство мировой воли, глубокое сознание действительной причастности ко всему мирозданию.


Наша свобода, по мнению Чаадаева, заключается лишь в том, что мы не сознаем нашей зависимости (человек всегда от чего-то зависит).


В мировой истории есть только идея свободы. Если бы человек был предоставлен самому себе, то он постоянно и неуклонно деградировал бы.


Прогресс Запада обусловлен католической религией, католическая религия формирует особые социальные институты, которые помогают человеку избежать природной самообособленности. "Россия заблудилась на земле, мы ни чего не восприняли из преемственных идей человеческого рода, исторический опыт для нас как бы ни существует".


Чаадаев делает вывод, что видимо нашей стране, суждено дать какой-то важный урок миру, урок будет заключаться в том, что бы остальные так не поступали.

Пророком православной культуры Зеньковский называл В.Н.Гоголя (1809-1852). По мнению Гоголя необходимо перестроить всю культуру России в духе православия, красоту и добро может соединить только религия.


Гуманизм же получивший распространение в 19 веке, совершенно бесплоден, он призывает любить человечество, а брата отталкивает от себя брата. Современные гуманисты не видят в добре добра, примирителем всех противоречий в обществе должна стать церковь, причём, по мнению Гоголя, православная церковь объединяет людей, а католическая отталкивает их от креста. Нужно поновому воспитывать молодежь, молодежь должна больше читать, размышлять о своём долге.


По мнению Гоголя, воспитание молодежи должно происходить беспристрастном размышлении о долге, молодежи нужно больше читать, и должна знать свою религию. Человек должен любить ближних, Истина, сказанная в гневе – раздражает, а не примиряет.


^ Западники и славянофилы

Российское общество было расколото на 2 лагеря, по идеологическому принципу:


  1. Славянофилы считали, что у России должен быть свой, особый путь развития. Источник нравственного развития общества это опыт до петровской Руси.




  1. Западники считали, что Россия отстала в своем развитии от Европы, причину выдвигали: тезис о монголо-татарском иге.


Также они считали, что любое общество проходит в своем развитии 3 стадии. Россия повторит те этапы развития, которые прошел запад.


Славянофилы

Одним из старейших славянофилов считали Хомяков (1804-1860), он кончил МГУ физико-математический факультет. Он одним из первых высказал идею соборности.

По его мнению, это должно означать, что все граждане должны были объедены на одной идеологической почве. Такой почвой могла бы стать церковь. Церковь это не авторитет, церковь это истина. Истина не доступна для отдельного мышления, доступно только совокупности мышления, связанные любовь.

Несчастья людей происходят из-за потери «внутренней устроенности», когда человек не доверят своему разуму и не имеет цельности в духе. Разумом все управляется, но все в мире живет страсть.

Западное мышление чересчур рассудочно. Западные теоретики видят только одну сторону жизни. В католической церкви есть единство, но нет свободы. В протестантизме есть свобода, но нет единства.

Человек по своему духовному началу относится к одному из двух личностных типов.

  1. Первый тип личности, в котором господствует искание свободы.

  2. Второй тип личности, он называет Кушитским. В этом типе господствует подчиненность необходимости.

Россия, по мнению Хомякова, должна сделаться центром мировой цивилизации. Но как считал Хомяков, для этого в обществе должны быть установлены политические формы, и должны быть проведены некоторые политические реформы, в частности отмена крепостного права. Христианин может быть рабом, но не должен быть рабовладельцем. Хомяков был из первым критиком материализма в России. По его мнению, в понятии материи заложено в противоречии. Материя бесконечна, но в тоже время она дробима и измерима, следовательно – конечна. Она не может быть основой мира.

^ И.В. Кириевский (1806-1856)


Получил философское образование за границей. Слушал лекции Шеленга и Гейгеля.

По его мнению, человек это социальное существо, а добрые силы в одиночестве не растут. Рожь заглохнет меж сорных трав. Если человек будет предоставлен самому себе то он пойдет по духовной деградации. Индивидуализм ведет к рационализму, а затем к безбожию и материализму, а это духовная гибель человека. Нам необходима философия для развития нашего интеллекта, но при этом мышление должно быть верующим. Приобщение реальности происходит на личностном уровне в целом. Западная культура, по его мнению, предполагает просвещение, основанное на развитие распавшихся сил разума, и поэтому нравственно не воспитывает человека.

Источником нравственных начал для современного общества должна быть древняя Русь.



glava-sedmaya-per-golbah-galereya-svyatih.html
glava-sedmaya-pervaya-avgust.html
glava-sedmaya-planet-of-chaos.html
glava-sedmaya-predistoriya-razvitiya-pismennoj-rechi-vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka.html
glava-sedmaya-rasskazannaya-pavlom-belovim-v-kotoroj-chitatel-poluchaet-obshee-predstavlenie-ob-isklyuchitelnih-sposobnostyah-valentina-alekseevicha-roshina-i-uznaet-znakomie-pejzazhi-i-portreti-na-kartinah-hudozhnika-ajvazovskogo.html
glava-sedmaya-sekretno.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-po-voprosam-finansi-byudzhetnaya-sistema-rf-strahovanie-dlya-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-studentov-specialnosti-finansi-i-kredit-na-20112012-uch-god-4-ch.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1132-razmishlenie-o-redkosti-dragocennoj-chelovecheskoj-zhizni-s-ispolzovaniem-primerov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-b-straustrupa-yazik-programmirovaniya-s-stranica-27.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-brachnogo-sostoyaniya-v-respublike-kazahstan-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-yavlyaetsya-regionalnim-etapom-vserossijskogo-konkursa-liderov-i-rukovoditelej-detskih-i-molodezhnih-obshestvennih-obedinenij-lider-xxi-veka-zadachi-konkursa.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-chem-tragediya-pechorina-2.html
  • college.bystrickaya.ru/1-ya-vzyal-eti-statisticheskie-dannie-iz-nebolshoj-stati-o-myullere-frederic-g-women-y-1898.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izbiratelnaya-sistema-velikobritanii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-11-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nvesticjnij-klmat-ukrani-problemi-ta-shlyahi-h-podolannya.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-izdaetsya-v-avtorskoj-redakture-stranica-44.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-periodicheskih-izdanij-priobretaemih-po-podpiske-municipalnim-obsheobrazovatelnim-uchrezhdeniem.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/special-events-dlya-prodvizheniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-informatika-fakultet-prikladnoj-informatiki-matematiki-i-fiziki-dlya-specialnosti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasshifrovka-krivoj-cennosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehnologicheskij-paket-lingvo-kratkoe-opisanie-po-itogam-seminara-17-18-maya-2008-g-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-sk-setevaya-infrastruktura-upravleniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozheniya-dvojnogo-integrala-k-mehanike-utverzhdayu.html
  • control.bystrickaya.ru/bezopasnost-obshestvo-i-gosudarstvo-zayaviteli-dolzhni-prinimat-aktivnoe-uchastie-v-rabote-nad-proektom.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezhim-dnya-v-madou-detskij-sad-47-akvarel-obsherazvivayushego-vida-prikaz-ot-20-g-obrazovatelnaya-programma-na-2011-20-g.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vekselnaya-forma-raschyotov-v-usloviyah.html
  • education.bystrickaya.ru/-4-pravo-na-isk-i-pravo-na-predyavlenie-iska-uchebnik-pod-redakciej.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-pri-podgotovke-doklada-obratite-vnimanie-na-teorii-v-i-vernadskogo-o-noosfere-i-socialnom-noosferizme-literatura.html
  • turn.bystrickaya.ru/oushilardi-respublikali-olimpiadasina-rkteu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sushestvuyut-dve-osnovnih-gruppi-koncepcij-pribilnosti-na-osnove-teorij-stoimosti-i-na-osnove-neopredelennosti-oni-sushestvenno-razlichayutsya-v-otvete-na-vopros-stranica-14.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-itogi-deyatelnosti-oao-chepeckij-mehanicheskij-zavod.html
  • lecture.bystrickaya.ru/456-izuchenie-svojstv-nervnoj-sistemi-uchashihsya-www-koob-ru-e-i-rogov-nastolnaya-kniga-prakticheskogo-psihologa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-fakultetov-psihologii-visshih-uchebnih-zavedenij-po-napravleniyu-521000-psihologiya-stranica-20.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sidengam-1624-1689-mi-horosho-znaem-mnogih-polkovodcev-i-prezidentov-no-nam-neizvestni-imena-mnogih-vrachej.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-itogovogo-gosudarstvennogo-kompleksnogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-napravleniyu-552800-230100-62-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/politicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-iyun-2006-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoroj-tom-nashej-raboti-posvyashen-dejstviyam-flotov-na-vtorostepennih-morskih-teatrah-sredizemnom-chernom-i-baltijskom-moryah-on-nazvan-tragediya-oshibok-hot.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-obraza-ya-i-problema-socialnoj-identichnosti-v-podrostkovom-vozraste.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-kadetskaya-shkola.html
  • occupation.bystrickaya.ru/neestestvennie-usloviya-eksperimenta-gans-sele-ot-mechti-k-otkritiyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.