.RU

Форма обучения: заочная срок обучения: 4 года вопросы к экзамену по дисциплине «История языка русской письменности»


ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ (ОЗО)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050301 – «Русский язык и литература»

КВАЛИФИКАЦИЯ: учитель русского языка и литературы

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года


ВОПРОСЫ

к экзамену по дисциплине « История языка русской письменности»

5 семестр

(преподаватель – доцент О.Ю. Пищулина)


  1. История литературного языка как лингвистическая дисциплина. Цель и задачи курса.

  2. Связь истории русского литературного языка с другими науками.

  3. Литературный язык как высшая форма языка общенародного. Понятие языковой нормы; система и норма.

  4. Периодизация истории русского литературного языка.

  5. История русского литературного языка и история культуры Руси.

  6. Вопрос о происхождении русского литературного языка.

  7. Роль старославянского языка в развитии древнерусского литературного языка.

  8. Народно-литературный тип литературного языка. Язык «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха» и др.

  9. Язык «Слова и полку Игореве».

  10. Книжно-славянский тип языка. Язык «Слова о законе и благодати». Илариона, поучений Кирилла Туровского и др.

  11. Язык церковно-книжной литературы периода Киевской Руси.

  12. Деловой язык Киевской Руси.

  13. Социально-политические предпосылки возникновения языка великорусской народности.

  14. Деловой язык русского государства XIV- нач. XVII вв. Разговорный язык Москвы как его основа.

  15. Роль так называемого второго южнославянского влияния в развитии русского литературного языка.

  16. Развитие народно-литературного и книжно-славянского типов языка.

  17. Язык «Хожения за три моря» Афанасия Никитина.

  18. Роль книгопечатания в развитии литературного языка.

  19. Тенденции к проницаемости границ между литературным и «нелитературным». Пути и формы сближения книжно-славянского с народно-литературным.

  20. Развитие делового языка в XVI- нач. XVII вв.

  21. Язык «Домостроя».

  22. Состояние культуры и просвещения в России до середины XVII в. Общественно-экономические и лингвистические предпосылки образования русской нации и национального языка.

  23. Начало образования русской нации и русского национального языка.

  24. Диалектная основа русского национального языка.

  25. Роль делового письменного языка в процессе образования литературного языка русской нации.

  26. Язык литературно-художественных произведений XVI- XVII вв. («История о российском дворянине Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове» и др.).

  27. Язык сатирических произведений. («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» и др.).

  28. Государственные и общественные преобразования и их влияние на литературный язык в эпоху Петра I.

  29. Языковая политика Петра I.

  30. Реформа азбуки в период Петра I и её значение.

  31. Обогащение словарного состава языка и роль заимствований в начале 18 в.

  32. Первые русские «Ведомости» и их значение для формирования публицистического стиля.

  33. Словари и грамматики Петровской эпохи.

  34. Роль М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка. Теория трёх стилей.

  35. «Российская грамматика» Ломоносова и её значение для нормализации русского литературного языка.

  36. Язык поэзии М.В. Ломоносова.

  37. В.К. Тредиаковский и А.Н. Сумароков о путях развития русского литературного языка.

  38. Значение произведений Г.Р. Державина в истории русского литературного языка.

  39. Д.И. Фонвизин и его роль в истории русского литературного языка.

  40. Роль А.Н. Радищева в истории русского литературного языка.

  41. Спорные вопросы развития русского литературного языка в конце XVIII в. начале XIX в. Карамзинисты и шишковцы.

  42. Принципы карамзинских преобразований норм литературного языка.

  43. Значение И.А. Крылова в истории русского литературного языка.

  44. Значение А.С. Грибоедова в истории русского литературного языка.

  45. Понимание А.С. Пушкиным народности русского литературного языка.

  46. Отношение А.С. Пушкина к старославянизмам и их месту в языке художественного произведения.

  47. А.С. Пушкин и проблема заимствования в русском языке.

  48. Реформа А.С. Пушкина в области грамматического строя и стилевой системы русского прозаического языка.

  49. Значение Лермонтова в истории русского литературного языка.

  50. Роль Гоголя в развитии языка прозы.



ВОПРОСЫ

к экзамену по дисциплине «Введение в славянскую филологию»

семестр

(преподаватель – доцент О.Ю. Пищулина)


  1. Предмет, цели и задачи курса «Введение в славянскую филологию».

  2. Связь курса «Введение в славянскую филологию» с другими науками.

  3. Современные славяне и славянские языки. Классификация живых славянских языков.

  4. Современные славянские народы, их этническая близость. Основные культурные центры славян.

  5. Литературный язык и диалекты.

  6. Происхождение славян, их генетическое родство, их генетическое родство и место в кругу других индоевропейских языков.

  7. Периоды развития праславянского языка.

  8. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Теории Т.В. Галекрелидзе и В.В. Иванова.

  9. Славяне по свидетельствам древних источников.

  10. Жизнь и языковые контакты доисторических славян.

  11. Теории происхождения славян и славянского языка.

  12. История этнонима «славяне».

  13. Развитие культуры древних славян на основе письменности.

  14. Памятники письменности как источник изучения истории славянских языков.

  15. Родство славянских языков в сфере лексики.

  16. Происхождение славянской письменности.

  17. Старославянский язык. Древние славянские памятники.

  18. Глаголические и кирилловские памятники.

  19. Кирилловский алфавит и письменность в славянских странах (болгарский язык).

  20. Характеристика македонского и сербохорватского языка.

  21. Характеристика русского, украинского и белорусского языка.

  22. Латинский алфавит и письменность в славянских странах (польский, чешский, словацкий и др. яз.).

  23. Этапы развития славянской филологии.

  24. Деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности.



ВОПРОСЫ
к экзамену по дисциплине «Теория языка»

1 курс

(преподаватель – доц. Свиридова Т.М.)



  1. Предмет языкознания. Структурные компоненты системы языка. Разделы языкознания.

  2. Место языкознания в системе наук. Развитие науки о языке и её методы. Значение науки о языке.

  3. Сущность языка. Основные функции языка. Язык и другие средства общения.

  4. Язык как общественное явление. Двусторонняя связь языка и общества. Язык и речевая деятельность.

  5. Язык и мышление. Роль языка в выражении и передаче мысли. Социальная функция языка и общественная природа познавательной деятельности людей.

  6. Закономерности исторического развития языка. Связь развития языка с историей общества. Внешние факторы и внутренние противоречия как источник развития языка.

  7. Основные теории происхождения языка.

  8. Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития и формы взаимодействия языков и диалектов. Родство языков и языковые союзы.

  9. Язык народности и национальные языки. Пути образования национальных языков.

  10. Язык и культура. Литературный язык и язык художественной литературы. Устная и письменная формы языка. Литературно-языковая норма, её кодификация и распространение.

  11. Перспективы развития языков в будущем. Искусственные международные языки. Эсперанто.

  12. Звуки речи как природная материя языка. Акустическая, артикуляционная и функциональная стороны звуков речи.

  13. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков речи. Артикуляционная база языка.

  14. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные, их сравнительная характеристика.

  15. Классификация гласных и согласных звуков.

  16. Слог как артикуляционно-акустическая единица. Виды слогов.

  17. Ударение и его виды.

  18. Интонация и её элементы.

  19. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, редукция, гармония гласных.

  20. Понятие об орфоэпии. Фонетические и исторические чередования.

  21. Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и её оттенки. Сильная и слабая позиции фонемы. Перцептивная и сигнификативная функции фонемы.

  22. Понятие о системе фонем. Основные фонологические школы. Виды транскрипции.

  23. Звуковой язык и письмо. Значение письма в истории развития общества и языка. Происхождение и основные этапы развития письма. Пиктограммы, идеограммы. Возникновение фонографии; слоговое и буквенно-звуковое письмо.

  24. Алфавиты и графика. Происхождение греческого алфавита. Латиница и алфавиты на латинской основе. Кириллица и алфавит на её основе.

  25. Графика.

  26. Орфография.

  27. Предмет лексикологии. Слова знаменательные и служебные; слово и морфема. Слово и лексема. Разряды лексикологии: ономасиология, семасиология, фразеология, этимология, лексикография.

  28. Слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения. Лексическое значение слова и понятие. Слово и предмет. Мотивированность /«внутренняя форма»/ слова.

  29. Семантическая структура слова. Типы лексических значений слова.

  30. Многозначность слова и омонимы.

  31. Фразеологизмы. Типы фразеологических единиц.

  32. Понятие о лексико-семантической системе языка. Лексико-семантические, тематические группы и семантические поля.

  33. Синонимы и синонимические ряды. Антонимы. Паронимы. Стилистическое расслоение словарного состава языка.

  34. Исторические изменения словарного состава языка. Активная и пассивная лексика языка. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значений слов и заимствование.

  35. Историческая лексикология и этимология. Деэтимологизация. Явление ложной /«народной»/ этимологии.

  36. Основные типы лингвистических словарей. Строение словарной статьи толкового и двуязычного словарей. Учебные словари.

  37. Грамматический строй языка как предмет грамматики. Основные единицы грамматического строя языка: морфема и форма слова, словосочетание и предложение. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматическая форма слова.

  38. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. Типы значений морфем. Морфемы материально выраженные и нулевые. Морф. Алломорфы и варианты. Типы основ. Классификация морфем.

  39. Понятие формы слова. Синтетические и аналитические формы слова. Формы одного и того же слова и разные слова/лексемы/.

  40. Способы словообразования

  41. Средства выражения грамматических значений. Различная распространённость в разных языках средств выражения грамматических значений.

  42. Основные грамматические процессы: опрощение, переразложение и изменение по аналогии.

  43. Грамматическая категория. Морфологические и синтаксические грамматические категории. Лексико-грамматические категории. Грамматические категории разных языков.

  44. Категориальные признаки частей речи. Характеристика основных частей речи. Переходность частей речи. Своеобразие частей речи в разных языках.

  45. Предложение и словосочетание. Предложение как основная коммуникативная и структурная синтаксическая единица языка. Части речи и члены предложений.

  46. Язык как система систем. Понятие о языковом ярусе. Виды ярусов языка и их взаимодействие. Основные типы отношений единиц и ярусов.

  47. Множество и разнообразие языков мира. Лингвистическая карта мира. Ареальная и функциональная классификация языков. Морфологическая классификация языков. Русский язык как флективный язык синтетического строя.

  48. Генеалогическая классификация языков. Понятие о родстве языков. Материальная общность корней и аффиксов родственных языков, регулярные фонетические соответствия. Языковая семья, группа, подгруппа.

  49. Индоевропейская семья языков, её основные группы. Родство индоевропейских языков.

  50. Славянские языки, их возникновение и место в современном мире.



ВОПРОСЫ

к зачету (экзамену) по дисциплине «Стилистика»

6 семестр

(преподаватель – доцент В.А. Бурцев)


1. Стилистика как научная и учебная дисциплина. Предмет и задачи стилистики. Разные подходы к определению предмета и характера стилистики.

2. Основные направления стилистики: стилистика языка, стилистика речи, стилистика художественной литературы.

3. Соотношение стилистики и смежных лингвистических дисциплин: стилистика и нормативная грамматика, стилистика и риторика, стилистика и культура речи, стилистика и история русского литературного языка. Практическая стилистика русского языка как учебная дисциплина. Формирование лингвистической стилистики как научной дисциплины.

4. Стилистическая окрашенность как основа стилистики, два типа стилистической окраски. Средства выражения стилистической окраски.

5. Нулевая стилистическая окрашенность. Стилистически нейтральные средства языка. Факторы, обусловливающие стилистическую окраску. Критерии определения стилистической окраски.

6. Стилистическая характеристика языковых средств, находящихся за пределами литературной нормы (просторечие, диалектизмы, жаргонизмы, варваризмы). Отражение стилистической окрашенности в нормативных словарях и грамматических справочниках. Стилистическая окраска и текст.

7. Стилистические средства русского литературного языка. Понятие стилистической парадигмы. Явление десинонимизации.

8. Благозвучие и неблагозвучие. Звукопись. Вопрос о стилях произношения.


9. Стилистическая окраска разных типов словообразовательных моделей. Стилистическая окраска некоторых типов производных существительных, глаголов и других частей речи.

10. Книжная и разговорная лексика и фразеология. Тропы

11. Стилистические варианты форм рода, числа и падежа в области имен существительных. Стилистические варианты в области имен прилагательных и числительных. Глагольные формы и их стилистические разновидности.

12. Соотношение синтаксических конструкций с одним грамматическим значением, но с разной стилистической окраской. Книжные и разговорные синтаксические элементы.

13. Композиция речевых произведений. Конструктивные приемы.

14. Стилистическая норма как разновидность литературной нормы. Составные компоненты стилистической нормы: стилистически маркированные средства языка, количественная характеристика маркированных языковых фактов. Объективный характер нормы и субъективные стилистические оценки.

15. Стилистическая норма как исторически изменчивая категория.

16. Понятие стилистической ошибки. Отграничение речевых ошибок от неречевых (фактических и логических). Классификация речевых ошибок. Отличие стилистических ошибок от грамматических и лексических.

17. Виды стилистических ошибок. Понятие о стилистической правке текста.

18. Различные взгляды на понятие стиля. Категория стиля в литературоведении и в лингвистике. Историзм стиля. Формирование функциональных стилей в национальный период развития литературного языка. Понятие «функциональный стиль».

19. Состав стилей современного русского литературного языка. Стилеобразующие факторы. Терминологический разнобой как отражение множества концепций в решении проблемы стилей.

20. Речевая системность функциональных стилей. Функциональные стили языка и жанрово-ситуативные стили речи (ЖСС).

21. Художественная литература как основная сфера проявления индивидуально-авторских стилей. Индивидуально-авторские стили в научной и публицистической речи. ИАС и ЖСС.

22. Функции сфера употребления РС. Языковые средства РС в отличие от просторечных. Стилевые черты РС. Разговорная лексика и фразеология.

23. Морфологические и синтаксические средства РС. Различие понятий «разговорная речь» и РС. ЖСС разговорной речи. Использование средств РС за пределами разговорной речи. Элементы РС в школьных сочинениях и устных ответах учащихся.

24. Общие признаки книжных стилей. Дифференциация книжных стилей. Книжные стили, наиболее удаленные от разговорного.

25. Функции сфера употребления ОДС. Основные стилевые черты. Лексические и грамматические средства ОДС. Стандартизованный характер деловой речи. Понятие «юридического клише». ЖСС официально-делового стиля.

26. Функции и область употребления научного стиля. Стилевые черты. Лексика научного стиля: термины и их классификация.

27. Грамматические средства научного стиля. Жанрово-ситуативные стили научной речи. Жанрово-ситуативные стили студенческих работ. Язык и стиль школьных учебников. Вопрос о наличии в современном литературном языке производственно-технического стиля.

28. Функции и сфера употребления публицистического стиля. Основные стилевые черты. Место публицистического стиля среди других функциональных разновидностей. Влияние разговорного стиля на публицистический.

29. Лексика и грамматика публицистического стиля. Средства выражения оценки. 30. Публицистический стиль и язык художественной литературы. Публицистический стиль и устная речь. Употребление в публицистике внелитературной лексики, устаревших слов, окказионализмов. Жанрово-ситуативные стили публицистической речи. Ораторская речь (доклад на собрании, митинговая речь, лекция для родителей, учащихся).

31. Специфика языка художественной литературы. Проблема «ненормативности» и смешанного характера художественной речи. Вопрос о месте художественного стиля в системе функциональных разновидностей.

32. Язык художественной литературы в его отношении к литературному и национальному языку.

finansovaya-matematika.html
finansovaya-podderzhka-administraciej-municipalnogo-rajona-salavatskij-rajon-rb-prioritetnih-napravlenij-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-2011-godu.html
finansovaya-politika-kratkosrochnogo-haraktera-predpolagaet-sferu-deyatelnosti-finansovogo-menedzhera-po-upravleniyu-denezhnimi-potokami-ozhidaemimi-v-predelah-tekush.html
finansovaya-politika-rossii-na-sovremennom-etape-razvitiya-chast-4.html
finansovaya-politika.html
finansovaya-sistema-korei.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xiv-liturgiyata-v-osem-hakert-pronikna-v-centralnata-sistema-na-vatikana-edinadeset-minuti-predi-polunosh-trideset.html
  • grade.bystrickaya.ru/nasha-versiya-regions-ru-7-v-yugre-nachala-rabotu-vserossijskaya-konferenciya-po-negosudarstvennomu-pensionnomu-obespecheniyu-7-regnum-7.html
  • desk.bystrickaya.ru/pnn-ou-dstemelk-keshen-5v073200-standarttau-sertifikattau-zhne-metrologiya-salalar-bojinsha-mamandii-bojinsha-standarttau-pnnen-ou-dstemelk-materialdar.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klass-na-ekskursii-v-lesu-uuchitelya-buket-osennih-listev.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-algebra-uchebnik-dlya-7-klassa-srednej-shkoli-pod-redakciej-s-a-telyakovskogo-moskva-prosveshenie-1991-kontrolnie-i-proverochnie-raboti-po-algebre-7-klass-metodicheskoe-posobie-drofa-moskva-2005.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kitaj-i-rossiya-damanskij-dmitrij-shibanov-zhurnalist.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-19-00-04-medicinskaya-psihologiya-po-psihologicheskim-naukam.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-fiziki-ucheb-posobie-dlya-tehn-spec-vuzov-t-i-trofimova-7-e-izd-ster-m-vissh-shkola-2003-542-s-romanova-g-i.html
  • testyi.bystrickaya.ru/ai-pristavkin-nochevala-tuchka-zolotaya-i-chelovek-estestvennie-prava-cheloveka.html
  • holiday.bystrickaya.ru/morskoj-gosudarstvennij-universitet-imeni-admirala-g-i-nevelskogo-stranica-13.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-kursu-makroekonomika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-i-nit-zhizni-statyam-vplot-do-kislorodnogo-golodaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kommentarii-a-g-barabashev-gl-redaktor.html
  • college.bystrickaya.ru/313-klassifikaciya-tipov-obektov-a-v-osin-2010-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tak-budte-zhe-dostojni-etoj-naivisshej-nagradi-zhizni-gde-zimuet-kuzkina-mat-ili-kak-dostat-halyavnij-million-reshenij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-13-preduprezhdenie-14-mediko-biologicheskie-i-paraklinicheskie-disciplini-16-anatomiya-cheloveka-16-stranica-11.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rubrika-vizitnaya-kartochka-rubrika-programma-kachestvo-v-dejstvii-na-dobrovolnih-nachalah.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-literaturnoe-chtenie.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zolata-yadvgna-sh-stanalenne-belaruskaga-ramana-chast-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/323korol-mechej-s-drevnejshih-vremen-lyudi-pridavali-ogromnoe-znachenie-gadaniyam-gadali-ob-urozhae-zamuzhestve.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtomatizirovannaya-sistema-dlya-issledovaniya-kinetiki-bistrih-himicheskih-reakcij-chast-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/repodobnij-savva-storozhevskij-odin-iz-naibolee-chtimih-uchenikov-i-spodvizhnikov-prepodobnogo-sergiya-igumena-radonezhskogo-ego-strogaya-zhizn-mudrost-i-veliko.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-240100-himicheskaya-tehnologiya-i-biotehnologiya-stranica-10.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-21-slastenin-v-a-i-dr-pedagogika-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ped-ucheb-zavedenij-v-a-slastenin-i.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antiterroristicheskoj-komissii-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/312-opticheskie-kabeli-magistralnoj-svyazi-okl-spravochniki-i-grodnev-a-g-muradyan-r-m-sharafutdinov-i-dr.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogovij-etap-posobie-prednaznacheno-dlya-vospitatelej-doshkolnih-uchrezhdenij-psihologov-logopedov-udk-373-bbk-74-100-5-sh78.html
  • college.bystrickaya.ru/34-cena-kontrakta-yavlyaetsya-tverdoj-i-ne-mozhet-izmenyatsya-v-processe-ego-ispolneniya-esli-inoe-ne-ustanovleno-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/biblioteki.html
  • urok.bystrickaya.ru/programa-za-doktorantski-izpit-po-ruska-literatura-xviii-xix-vek.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematika-zadanij-po-razlichnim-formam-tekushego-kontrolya-programma-disciplini-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-dlya-napravleniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleksander-g-bejli-dzh-investicii-sh25-per-s-angl.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-struktura-pravila-oformleniya-magisterskoj-dissertacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-professionalnoj-praktiki-studentov-po-specialnosti-0309-tehnologiya-sostavlena-na-osnovanii-rekomendacij-po-professionalnoj-praktike-studentov-po-specialnostyam-srednego-pedagogicheskogo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primenenie-narodnih-primet-v-meteoprognoze-na-primere-vostochnogo-zabajkalya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.