.RU

Формирование и развитие инновационной системы управления социальной защитой в интересах роста человеческого капитала: теория, методология, практика




На правах рукописи


ЯКИМЧУК СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ

В ИНТЕРЕСАХ РОСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА:

ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями, экономика труда


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
доктора экономических наук


Воронеж – 2011


Работа выполнена на кафедре экономической теории и международного бизнеса ГОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия»

Научный консультант:

доктор экономических наук, профессор




ШУЛЬГИНА Лариса Владимировна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор,

АЖЛУНИ Аднан Марович

(ГОУ ВПО «Орловский филиал Российской академии государственной службы»)





доктор экономических наук, профессор

МОСКОВЦЕВ Валерий Витальевич

(ГОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет»)





доктор экономических наук, профессор

ФЕДЧЕНКО Анна Александровна

(ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет»)

Ведущая организация:


ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет

Защита состоится 5 июля 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.035.03 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная технологическая академия» по адресу: 394036, г. Воронеж, проспект Революции, 19.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия».

Автореферат разослан мая 2011 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета Е. Л. СМОЛЬЯНОВА

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Рост человеческого капитала тесно связан с инновационным развитием общества. Именно способности, знания и компетентность работников определяют конкурентоспособность общественных систем в области инновационного развития. Важную роль в росте человеческого капитала играет вклад государства как главного социального инвестора в национальной экономике. Одной из форм такого инвестирования является финансирование социальной защиты населения. Однако государство не остается единственным вкладчиком в развитие человеческого капитала. Социальными инвесторами являются также предприятия, общественные организации и семья. При этом социальные инвестиции направляются на развитие таких способностей и достижение таких компетентностей работников и членов их семей, которые будут способствовать инновационному развитию общества.

Социальная защита является особой сферой деятельности общества и важнейшей социально-экономической задачей государственной политики. Как организованная система она существует во многих странах мира, и на ее поддержание государства расходуют не менее 25% ВВП. В мировом сообществе идет модернизация разных экономических систем, связанная с их инновационным и социально-ориентированным развитием, но она особенно необходима в современной России, так как состояние социальной защиты россиян остается проблематичным. Несмотря на то, что большая часть общества в условиях рынка может самостоятельно обеспечить свое существование, остается другая часть насе­ления, которая не имеет собственности и не в состоянии тру­диться в силу причин, связанных с возрастом, состоянием здоровья, демографическими или политическими переменами. В условиях многолетнего реформирования России десятки миллионов людей (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, беженцы, мигранты, переселенцы-соотечественники за рубежом) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите. Поэтому особую роль приобретают инновационные подходы к управлению социальной защитой, связанные с появлением ее нового состояния, нацеленные на адресность, планомерное и качественное обслуживание, поддерживающее характеристики личности работника, формирование и использование его человеческого капитала.

Отличительной чертой индустриальной эпохи явилось создание в большинстве государств возможностей перехода от индивидуальной ответственности людей за свою жизнь, здоровье и развитие способностей к государственному социальному обеспечению минимального или общественно нормального уровня жизни своих граждан. Располагая средствами, накопленными и зарезервированными в результате развития индустрии, государства приняли на себя, кроме фискальной и оборонительной функцию социальной защиты населения, опираясь на международные регламенты прав и свобод человека. По существу, государства инвестировали средства в нормальное развитие и поддержание уровня жизни собственного населения, создавая справедливые социальные условия его жизнедеятельности, направляя социальные инвестиции в те слои населения, которые нуждались в социальной защите, способствуя росту и развитию человеческого капитала. Ведь социальная защита в мире создает не только возможности равного доступа к достижениям социума, но и использование человеческого капитала в инновационной сфере.

Сегодня современными достижениями науки и техники может пользоваться только один миллиард населения мира из шести. И, хотя в течение последнего десятилетия были сделаны выводы об улучшении тенденций в сфере здравоохранения и образования, ситуация в сфере трудоустройства, миграции и демографии остается, по-прежнему, напряженной как в России, так и в мире.

Постоянные изменения социального развития общества в виде военной агрессии, революций, технического и культурного прогресса, с одной стороны, сократили возможности для ожидаемого развития социальной защиты населения, а с другой стороны, создали новые потребности в защите жизни и способностей личности. Появилась необходимость формирования современной, новой модели управления социальной защитой населения.

Социальная защита как общественный институт является междисциплинарным явлением. Социальная составляющая этого института дополняется правовым, экономическим, социологическим, политическим содержанием. Наиболее развита методология и практика социальной защиты в юриспруденции, так как основа социальной защиты – законодательные акты. Однако актуален и экономический аспект социальной защиты, ведь в условиях нарастания материальной, моральной и демографической дифференциации в обществе рост расходов на социальную защиту неизбежен. В последнее время активизировались исследования социальной сферы, ее закономерностей и институтов с целью эффективного управления ими в обществе. Эти исследования показали, что большинство государств не гарантирует и не обеспечивает человеку необходимый прожиточный минимум, а многие правительства снижают свою долю ответственности за отрицательные для человека последствия, связанные с современным уровнем капиталистического развития.

В России в течение постсоветского развития изменилась функциональная роль государства как непосредственного и монопольного субъекта экономических отношений по социальной защите населения. Трансформации социально-экономической жизни проходят в условиях разрушения привычной патерналистской системы защиты населения, ограниченности бюджетных средств на социальную защиту населения от рыночных рисков, крушения системы жизненных ценностей у большинства зрелого населения страны.

Имеет место частичная передача частному (негосударственному) сектору функций социальной защиты путем его привлечения к системе обязательных гарантируемых форм поддержки населения и развития негосударственных форм различных видов социальной защиты. При этом действия государства бывают непоследовательны и противоречивы и часто вызывают острое неприятие населения (например, процесс демонетизации льгот), социальные конфликты. Намерения правительства относительно роста средств для социальной защиты населения не успевают за инфляцией. Вследствие этого применяемые государством меры по управлению социальной защитой нуждаются в систематизации и обосновании их целесообразности.

В то же время заметной в течение последнего пятилетия стала социальная ответственность бизнеса как способность решать проблемы социальной защиты путем корпоративного социального инвестирования. Удельный вес социальных расходов в валовых продажах компаний вырос в среднем с 1,96 до 3,76%. Вместе с тем, компании уже с 2008 года начали экономить социальные инвестиции: их доля в балансовой прибыли сократилась вдвое. Тем не менее, опыт зарубежных стран свидетельствует о необходимости государственно-частного сотрудничества в национальной системе социальной защиты, в том числе, в интересах роста человеческого капитала – главного резерва инновационного развития.

Направление ресурсов на социальную защиту населения часто рассматривается исследователями не как форма социального инвестирования, а как затратный способ достижения справедливого уровня потребностей нуждающихся, то есть как процесс, не имеющий эффективной отдачи, эффективного результата. В то же время, необходимость бюджетных затрат на социальное обеспечение и социальную защиту продиктовано не просто функциональными задачами государства, а экономической целесообразностью поддержки развития различных групп населения - как резидентов (собственное население), так и нерезидентов (мигрантов) страны, в том числе, в интересах роста человеческого капитала, способного создавать инновации и работать в инновационной сфере. Человеческий капитал у перспективных для инновационной сферы групп населения (молодежь, инвалиды) нуждается в постоянной социальной защите, так как дифференцированные условия жизни населения могут создавать проблемы на этом пути.

Многоразовое, часто противоречивое реформирование сферы социальной защиты привело к необходимости систематических изменений в области социальной защиты. Всем вышесказанным определяется актуальность темы и интерес автора к проведению ее подробного исследования.

^ Степень изученности темы

Управление социальной защитой населения тесно связано с соблюдением прав и свобод человека и традиционно направлено на поддержание достойного уровня жизни для всех категорий населения. Поэтому институт прав личности формировался и уточнялся с древних времен, соответственно этому развивалось научное мышление, связанное с формированием социальной защиты населения и вариантов его управления. Важнейшими источниками социальной защиты остаются Великая хартия вольностей, принятая в Англии в 1215 году, Декларация независимости (США, 1776 г.) и Декларация прав человека и гражданина (Франция,1789 г.).

Исследователи XVII-XVIII вв. Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Мильтон, а также Вольтер, Монтескье, Ж.Ж. Руссо в своих трудах отражали принципы свободы и естественных прав человека. Р. Оуэн выступал за введение социального страхования для рабочих. В трудах А. Смита, Дж. Кейнса, Ф. Хайека, М. Фридмена, Дж. Бьюкенена были заложены основы социальной защиты населения. К. Маркс и Ф. Энгельс дали оценку состояния рабочего класса в развитых странах Европы и требовали революционных перемен в отношениях социального состояния рабочих. Оптимизация социальных систем в условиях конкурентной экономики отражена в работах В. Парето, Дж.Ф. Нэша, А.О. Курно.

Периодом возникновения социальной защиты как института специалисты называют вторую половину ХХ века. Большой вклад в разработку проблем методологии, теории и практики социальной защиты внесли X. Сведнер, занимавшийся научными программами Института социальной работы Гетеборгского университета и немецкий исследователь Ханс-Уве Отто. В трудах экономистов институционального направления (Э. Долан, Т. Лоуви и др.) социальная защита рассматривается как попытка разрешения противоречий между возможностями рынка и потребностями населения. В работах Л.М. Артемьевой, A.M. Бабича, В.И. Басова, М.Э. Дмитриева, Л.А. Дробозиной, Е.Н. Егорова, В.М. Жеребина, Е.Н. Жильцова, СВ. Кадомцевой, A.M. Ковалевой, Колесниковой О.Н., М.С. Ланцева, Л.Ф. Лебедевой, Е.Е. Мачульской, С.Г. Мисихиной, Ю.В. Пешехонова, Г.Б. Поляка, А.В. Решетникова, Н.М. Римашевской, А.К. Соловьева, Л.И. Соловьевой, Е.В. Тишина, Г.И. Тамошиной, А.А. Федченко, И.М. Шеймана, М.Я. Шиминовой, С.В. Шишкина, Л.В. Шульгиной, Ю.В. Якушева, С.Ю. Яновой представлена проблематика современного состояния российской социальной защиты и путей ее управленческого обеспечения. Инновационные модели управления современными экономико-социальными системами в обществе представлены в работах Ажлуни А.М., Анисимова Ю.П., Воронина В.П., Журавлева Ю.В., Московцева В.В., Пахомова А.И., Подмолодиной И.М. и других авторов.

В работах исследователей, посвященных социальному развитию и управлению социальной защиты, менялись концепции - от формационных и цивилизационных подходов до современного синергетического подхода, основанного на самоорганизации социальных систем в условиях их неустойчивого развития.

Несмотря на широкий интерес исследователей к теме инновационных моделей и систем управления, социальных инвестиций, эти аспекты нечасто рассматриваются исследователями в контексте управления социальной защитой населения. Поэтому ряд вопросов остается открытым: в условиях социальных и экономических перемен в России необходимы новые принципы и новые подходы в управлении социальной защитой; недостаточно исследованы принципы взаимосвязей федеральных и региональных систем социальной защиты и возможности взаимодействия различных субъектов социальной защиты; важно и перспективно также осмысление социальной защиты с точки зрения разрешения дезорганизационных процессов в региональном социуме и эффективных затрат на социальную защиту бюджетов разных уровней и субъектов, проблемной остается поддержка и рост человеческого капитала перспективных групп населения в интересах развития инновационной сферы.

^ Целью настоящего исследования является развитие теории и методологии инновационной системы управления национальной социальной защитой в Российской Федерации с учетом эффективного социального инвестирования в нее субъектов социальной защиты в интересах роста человеческого капитала и предложение ключевых направлений ее практического становления. Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

- систематизировать теоретические подходы к исследованию управления социальной защитой с целью уточнения сущности и содержания социальной защиты как формы социального инвестирования в интересах роста человеческого капитала для инновационной деятельности; выделить приоритеты развития управления социальной защитой;

- обосновать концепцию «эффективность-оптимальность» в сфере социальной защиты населения, выявляющую институциональный, инфраструктурный факторы и методологические принципы ее развития с классификацией видов и правовых форм социальной защиты;

- разработать методологию классификации объектов социальной защиты на основе принципов половозрастного и уровня доходности;

-предложить методику оценки социальной защищенности населения на основе всеобщей социальной паспортизации, учитывающую проблемные точки семей: все виды доходности, миграционную составляющую и пр.

- разработать модель оценки состояния социальной защиты семьи на основании применения социальных стандартов (государственных социальных гарантий) и достигнутого уровня совокупных доходов семьи;

-уточнить алгоритм выявления нуждающихся семей и направления инвестиций в сферу социальной защиты с целью развития человеческого капитала;

- на основании целесообразного опыта зарубежных стран и интеграции государственного и негосударственного партнерства предложить модель совершенствования инновационной системы управления социальной защитой населения;

- провести анализ формирования человеческого капитала как объекта социальной защиты, провести его типологию и дать соответствующую оценку возможностям его роста с целью инновационного развития общества;

- методом мониторинга выявить проблемы управления системой социальной защитой на федеральном и региональном уровнях, определив направления ее развития с акцентом на интересы инновационного развития общества, базирующегося на формировании человеческого капитала;

- с использованием метода оценки потенциала системы управления социальной защитой определить эффективные формы инвестирования в эту деятельность с учетом развития человеческого капитала;

- предложить пути совершенствования разработки инновационной стратегии и модернизации механизма управления социальной защитой в интересах развития человеческого капитала на современном этапе.

^ Предметом исследования являются отношения управления системой национальной социальной защиты на основе эффективного социального инвестирования в нее экономических субъектов с учетом роста человеческого капитала в инновационной сфере.

^ Объектом исследования являются системы социальной защиты федерального и регионального уровней в контексте их становления, развития и совершенствования в современных условиях.

Область исследования: специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями - п.п. 2.5.Особенности создания и исследования национальных инновационных систем; принципы построения и развития, структуры и функции, оценка эффективности; 2.18. Разработка стратегии и концептуальных положений перспективной инновационной и инвестиционной политики экономических систем с учетом накопленного научного мирового опыта; 2.29. Совершенствование методологии управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития.

Специальность Экономика труда - 5.12. Проблемы социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения, типы и формы обеспечения; пенсионная система и перспективы ее развития.

^ Методологические и теоретические основы исследования

Методологической базой исследования стали труды классиков экономической мысли различных научных школ, а также методологические приемы отечественных и зарубежных авторов, в том числе, различных философских школ. В основе авторской концепции «эффективность – оптимальность» лежат идеи А.А. Богданова об упорядочивании социальных процессов, А.И. Пригожина – о социальной организации как целостной системе, М. Вебера о характере социального действия, В. Парето об эффективности и оптимальности, идеи синергетики и самоорганизации общественных систем.

В процессе исследовательской работы применялись диалектический метод в качестве всеобщего научного метода, а также - системный, структурно-логический, метод анализа и синтеза, научных абстракций, историко-логический, экономико-математическое моделирование.

Информационными источниками исследования послужили нормативные акты органов государственной власти, данные Госкомстата России, статистические данные регионального уровня (Воронежской, Белгородской областей), публикации СМИ, собственные расчеты и исследования автора.

Научная новизна диссертационной работы

В результате исследования был получен ряд положений, отличающихся научной новизной:

По специальности 08.00.05 управление инновациями:

1. На основе различных научных подходов разработана авторская концепция «эффективность-оптимальность» к исследованию системы социальной защиты, смысл которой состоит в том, что, исходя из принципа оптимальности Парето, автор предлагает изменить систему управления социальной защиты таким образом, чтобы субъекты социальных инвестиций получили дополнительный эффект (материального и нематериального характера) от использования растущего человеческого капитала;

2. Разработана методология сетевой дифференциации методов и форм социальной защиты (на основе поэтапного, половозрастного и социально-стандартного делений) на разных ступенях ее развития с получением синергетического эффекта от инвестирования государственных, частных и общественных средств;

3. В инновационной системе управления социальной защитой населения уточнены ее укрупненные объекты (добавлены охрана труда, социальное партнерство, благотворительность, защита мигрантов и переселенцев) и структурированы субъекты; выявлено, что отличительным признаком современной системы является нарастание доли негосударственных структур в инвестирование в социальную защиту населения и государственно-частное сотрудничество в интересах роста человеческого капитала;

4. Предложена методика социальной паспортизации населения, отличительной чертой которой является введенная балльная оценка социальной защищенности населения этих регионов, учитывающая проблемные точки семей, миграционную составляющую;

5. Предложена авторская модель оценки состояния социальной защиты семьи, отличием которой является сопоставление общественно-приемлемого уровня жизни и состояния семейных доходов;

6. Уточнен алгоритм направления инвестиций в сферу социальной защиты с целью развития человеческого капитала, отличием которого является определение целесообразности направления средств в программы поддержки нуждающихся семей, детей и молодежи, поддержка соотечественников за рубежом и обеспечение мигрантов, а также проведение постоянного контроля над использованием средств социальной защиты в интересах инновационного развития общества;

7. Сформирована модель совершенствования инновационной системы управления социальной защитой населения, учитывающая целесообразный опыт зарубежных стран и включающая оптимальную интеграцию государственного, частного и общественного партнерства на основе самоорганизации и индикативного планирования, социально-стандартного подхода и совместного контроля над эффективностью мероприятий социальной защиты.

По специальности Экономика труда:

1. Уточнено содержание социальной защиты как системы управленческих отношений, обоснованных объект-субъектными взаимосвязями и направлением социальных инвестиций в создание справедливых условий жизнедеятельности нуждающегося населения в интересах роста человеческого капитала и поддержания национальной безопасности;

2. Проведена классификация социальной защиты по видам социального инвестирования, отличием которой является ранжирование социальной защиты по приоритетности для стабилизации развития общества, роста человеческого капитала, что дает возможность использовать это в инновационных целях;

3. Проведена авторская типологизация групп населения для участия в инновационном развитии по принципу сетевого деления, отличием которого является создание социального паспорта семьи, определяющего позиции семьи, нуждающейся в социальной поддержке, и позиции, отражающие преимущества роста человеческого капитала;

4. На основании опыта зарубежных стран и национально-территориальных российских особенностей предложены направления модернизации управления национальной системой социальной защиты в современных условиях, формирующие условия роста человеческого капитала, отличием которых является разработка и обоснование стандартов качества жизни, создание единого портала социальной защиты населения, введение паспорта социальной защиты работника на предприятии, изменение статуса и общественной роли инвалидов в обществе и т.п.

^ Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью использовать теоретические и методологические выводы для работы в практике с целью совершенствования управления системы социальной защиты на уровнях всех ее субъектов, а также – для совершенствования региональных программ социальной защиты населения. Материалы работы использовались и могут быть далее использованы в процессе изучения в вузах таких дисциплин, как «Экономика», «Экономическая теория», «Управление персоналом», «Социальный менеджмент» и других.

^ Основные положения работы, выносимые на защиту

- Социальная защита как институциональная система: уточненные классификация и содержание управления.

- Типология социальной защиты на основе сетевой дифференциации.

- Социальное инвестирование как источник компенсации социальных рисков в социальной защите населения.

- Система управления социальной защитой и необходимость ее модернизации.

- Роль государства и государственно-частное партнерство в современном управлении социальной защитой.

- Концепция «эффективность-оптимальность» в управлении системой социальной защиты в интересах роста человеческого капитала.

- Методика оценки человеческого капитала для поддержания системой социального обеспечения.

- Критерии оценки эффективности социальной защиты населения в интересах роста человеческого капитала.

- Современное состояние управления системой социальной защиты и ее модернизация на основе концепции «эффективность – оптимальность».

- Направления совершенствования и модернизации управления социальной защитой.

^ Апробация работы.

Теоретические и методологические положения, а также практические результаты исследования докладывались на всероссийских и международных научно-практических конференциях 2003-2011 гг.: Белгороде, Воронеже, Ярославле, Старом Осколе, Казани, Сочи, Орле, Волгограде, Санкт-Петербурге, Чите, Красноярске, Уфе, Мурманске, Тольятти, Туле, Абакане, Калининграде, Оренбурге, Черкассах, Балашове, Йошкар-Оле, Омске, Саранске, Минске, Гомеле, Витебске, Бобруйске, Бресте, Львове, Киеве, Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Ганновере (Германия).

Рекомендации автора прошли апробацию и применяются для работы в органах социальной защиты Воронежской и Белгородской областей, что позволило получить положительный экономический эффект. Ряд разработанных методических критериев нашел отражение разработке концепции регионального развития Белгородской области и при разработке программы демографического развития Воронежской области. Разработки по совершенствованию управления пенсионной системой получили положительную оценку ПФР и Управления социальной защиты по Воронежской и Белгородской областям.

Публикации

Основные положения диссертации опубликованы в 77 научных работах общим объемом 85,6 п.л. (в т.ч. авторских – 68,9 п.л.), в том числе, 10 статей в изданиях, рекомендованных ВАК, 4 монографиях.

^ Объем и структура работы

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, включающего 335 наименований, в том числе 11 – на иностранном языке, снабжена приложениями. Основное содержание работы изложено на 350 страницах машинописного текста, содержит таблицы, рисунки и формулы.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении дается обоснование актуальности темы, определены основная цель и соответствующие ей задачи исследования, сформулирована научная новизна и практическая значимость работы.

^ В первой главе «Теория и методология исследования управления системой социальной защиты населения» раскрываются системный подход и проводится анализ базовых понятий социального инвестирования и социальной защиты населения, рассматривается эволюция управления социальной защиты в России и на основе научной интерпретации разных школ дается характеристика категории и процесса «социальная защита населения». Автором проводится типологизация и структурно-функциональный анализ социальной защиты как формы социального инвестирования. Делаются выводы о необходимости формирования нового концептуального подхода к исследованию управления социальной защиты с целью роста человеческого капитала для развития инновационной сферы.

^ Во второй главе «Концептуальный подход к формированию инновационной системы управления развитием социальной защиты» рассматривается концепция «эффективность-оптимальность» в управлении социальной защитой как формой социального инвестирования в разных экономических системах в интересах роста человеческого капитала в целях развития инновационной сферы, причем определяются приоритеты развития социальной защиты в экономической системе. Дается характеристика социальных рисков как важнейшего фактора структурирования трансформации системы социальной защиты, лежащего в основе концептуального подхода «эффективность-оптимальность». Проведен матричный анализ эффективности и оптимальности социального инвестирования и предложен авторский вариант сетевой дифференциации методов и форм социальной защиты (поэтапной, половозрастной и социально-стандартной) на разных ступенях ее развития с выделением (отслеживанием) социального эффекта от инвестирования государственных, частных и общественных средств. Дано теоретическое обоснование концепции «эффективность – оптимальность» и определены возможности и пределы импорта зарубежного опыта в области социальной защиты населения.

^ В главе третьей «Мониторинг состояния социальной защиты и методологические аспекты оценки управления социальной защитой в России» автор рассматривает на основе анализа методологий социальной защиты населения принципы оценки эффективности социальной защиты и обосновывает выбор оптимального метода социального инвестирования.

В этой же главе подробно рассматриваются проблемы социального инвестирования, современное состояние системы российской соцзащиты и управления ею, микро- и макроэкономические аспекты управления социальной защитой населения. Автор критически переосмысливает положения практики социальной работы в России с трудоспособным и нетрудоспособным населением, в том числе с детьми, инвалидами, пожилым населением, мигрантами. Рассматриваются такие виды социальной защиты как социальное страхование, социальные гарантии, охрана труда на производстве в качестве способов снижения социальных рисков для устойчивого социального развития общества.

^ Глава четвертая «Институциональный подход к управлению социальной защиой населения России» рассматривает современные компоненты механизма социальной защиты в России, а также критически осмысливает организацию и управление социальной защитой в современных российских условиях. Здесь же автор обращает внимание на институциональный подход к социальной защите населения России и выделяет изменившуюся роль государства в развитии социального обеспечения и социальной защиты населения. Предложены математические модели сочетания государственного и частного в сфере управления социальной защитой.

Глава пятая «Разработка стратегии и совершенствование управления социальным обеспечением в России» посвящена стратегическим положениям и совершенствованию управления системой национальной социальной защиты. В ней определяется необходимость, предпосылки и возможности модернизации социальной защиты в России. Автор приводит возможные сценарии развития российских социально-трудовой и общественной систем социальной защиты, а также предлагает ключевые аспекты совершенствования социальной защиты на основе методологического подхода «эффективность-оптимальность», в том числе, связанные с разработкой и обновлением социальных стандартов жизни; с пятнадцатилетней стабилизацией пенсионного возраста для российских граждан и ликвидацией возрастной дискриминации; выявлением социальных проблем граждан на основе отклонений от социальных стандартов (в виде социального паспорта каждой семьи); совершенствованием системы монетизации льгот; созданием единого портала социальной защиты населения (хотя бы на региональном уровне), в котором каждый член общества должен иметь свой код и доступ к сведениям о самом себе и мерах собственной социальной защиты; созданием индивидуальных паспортов медицинского обслуживания для каждого застрахованного лица; сокращением возраста пожилого населения для применения социального обслуживания на дому; введением паспортов социальной защиты работников на каждом предприятии; изменении статуса и общественной роли инвалидов в обществе (как в смысле трудоустройства на работу, так и в смысле поддержания здоровья).


В Заключении подводятся итоги исследования и приводятся рекомендации.

^ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ,

ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

1. Социальная защита как институциональная система: уточненная

классификация и содержание управления

Исследование управления социальной защитой как институциональной системой автор начинает с формирования методологического подхода. При этом вначале формируется комплексный методологический подход, который позволил автору обратиться к эволюционному развитию управления социальной защитой с учетом того, что в его центре стоит человек с его потребностями и ценностями.

Социальную защиту советскими исследователями (например, Е.Е. Мачульской, Ж.А. Горбачевой) было принято рассматривать в широком смысле слова как деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни. В узком смысле слова исследователи рассматривали ее как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

Система социальной защиты выступает в обществе как социальный институт, то есть имеет свои регламенты, механизм перераспределения средств, контроль. Исходя из этого и на основании проделанного анализа исследовательских мнений, автор уточнил определение системы социальной защиты: под нею понимается комплекс отношений экономических субъектов по поводу направления социальных инвестиций для эффективного сокращения социальных рисков нуждающегося населения и общества на основе адекватных форм, инструментов, социальной ответственности и контроля. На основании комплексной методологии автор, рассмотрев существующий механизм социальной защиты, пришел к выводу, что социальная защита как объект управления выражает управленческие отношения между ее субъектами по направлению социальных инвестиций в создание справедливых социальных условий жизнедеятельности населения с целью роста человеческого капитала, стабилизации развития общества и поддержания общественной и национальной безопасности. Автором проведены обобщение и классификация существующих форм социальной защиты по функциональным направлениям: социальные гарантии, социальное страхование, социальная помощь, социальная поддержка, социальные компенсации, социальное обеспечение, особенностью которых является выделение видов социальной защиты. В результате автор обозначил риски социальной защиты как отражение рисков населения страны в определенном социальном пространстве; рассмотрел в качестве субъектов социальной защиты возможных социальных инвесторов, а в качестве объектов социальной защиты – не только малообеспеченное население, но и всех нуждающихся в ней в зависимости от состояния национального экономического развития. Это дало возможность определить дополнительные инструменты управления социальной защитой, направленные на сохранение и рост человеческого капитала в интересах инновационного развития.

^ 2. Типология социальной защиты на основе сетевой дифференциации

Для исследования управления социальной защитой необходимо провести ее типологизацию. Критерием авторской типологии являются основания для применения социальной защиты, то есть социальные риски, объекты, пределы гарантий. На основании проведенного анализа автор выделил поэтапную (т.е. в зависимости от вида риска), половозрастную (по объектам) и социально-стандартную дифференциацию социальной защиты (по пределам гарантий). Эта дифференциация легла в основу авторской концепции «эффективность-оптимальность». Примерная схема сетевой дифференциации приведена в таблице 1.

Поэтапная дифференциация включает минимизацию последствий таких социальных рисков как демографического, бедности и безработицы, производственного, экологического и техногенных, а также – геополитических. Были выделены риски, наиболее значимые для жизни и здоровья граждан. Половозрастная дифференциация социальной защиты включает минимизацию последствий социальных рисков для различных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. В эти группы входят следующие объекты социальной защиты: дети и подростки, нуждающиеся в опеке; женщины детородного возраста; безработные мужчины и женщины трудоспособного возраста; нетрудоспособные граждане – пенсионеры, инвалиды; все половозрастные группы – мигранты; и, как особый объект - граждане пожилого возраста, нуждающиеся в социальной помощи. Социально-стандартная дифференциация связана с предоставлением государством социальных гарантий на уровне выработанных обществом социальных стандартов.


Таблица 1 – Сетевая дифференциация социальной защиты на основе

концепции «эффективность-оптимальность»

Вид

социального риска

Объекты социальной защиты (половозрастной состав населения в зоне риска)

Форма соцзащиты

Наличие

социальных стандартов

Субъекты социального инвестирования

(расположены по уровню убывания значения)

Ожидаемый

эффект от управления

социальным риском

Демографические

риски

Женщины детородного возраста, дети и подростки, население нетрудоспособного возраста

Социальные гарантии, социальное обеспечение

Частично разработаны, не соответствуют времени

Государство,

муниципалитет, частный сектор, общественные организации

Увеличение естественного прироста населения, стимулирование рождаемости, сокращение смертности, сохранение семейственности, сокращение сиротства, миграционный прирост

Безработица и бедность

Мужчины и женщины всех возрастов

Социальная поддержка, социальные компенсации

В пределах прожиточного минимума

Государство

Выравнивание уровня жизни, активная помощь безработным

Производственные риски

Мужчины и женщины трудоспособного возраста

Социальные компенсации, социальное обеспечение

Частично разработаны в части охраны труда

Частный бизнес, профсоюзы,

государство

Безопасность труда, сохранение здоровья трудоспособного населения

Экологические и техногенные

Все половозрастные группы

Социальные компенсации, социальное обеспечение, социальная помощь

Частично разработаны, но не соблюдаются

Государство,

муниципалитет, частный бизнес

Сохранение здоровья и жизни населения, ликвидация угрозы экологической катастрофы

Геополитические

Все половозрастные группы

Социальная поддержка, социальное страхование, социальная помощь

В пределах размеров прожиточного минимума – для гражданского населения и в пределах нормативов для военнослужащих

Государство, муниципалитет,

частный бизнес, общественные организации

Разрешение межнациональных конфликтов невоенным путем, ликвидация угрозы терактов, поддержка пострадавшего населения

funkciya-diagnostiki-peredacha-v-seti-modbus.html
funkciya-i-sostav-krovi-konspekt-lekcij-dlya-vuzov-publikuetsya-s-razresheniya-pravoobladatelya-literaturnogo-agenstva.html
funkciya-kulturi-konspekt-lekcij-po-k-ulturologii-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
funkciya-otobrazhenie-dejstvitelnie-funkcii-dejstvitelnie-peremennie-i-ih-prostejshie-svojstva.html
funkciya-snov-ob-otnoshenii-analiticheskoj-psihologii-k-poetiko-hudozhestvennomu-tvorchestvu.html
funkciya-uh-metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-s-umk.html
  • college.bystrickaya.ru/1-ponyatie-lichnih-prav-nesovershennoletnego-i-ih-socialnaya-sushnost.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vakcinaciya-pri-gramotnom-podhode-samoe-effektivnoe-sredstvo-zashiti-ot-infekcionnih-zabolevanij-i-sohraneniya-zhizni-izvestnoe-sovremennoj-medicine.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-teme-infrazvuk-i-ultrazvuk-i-ego-ispolzovanie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-glaukome-putevoditel-dlya-poliklinicheskih-vrachej.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-chteniya-a-s-pushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-semi-bogatiryah.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/523-pravila-bezopasnosti-pb-perechen-pravovih-aktov-soderzhashih-gosudarstvennie-normativnie-trebovaniya-ohrani-truda.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhurnalistika-v-trudnih-zhiznennih-situaciyah.html
  • letter.bystrickaya.ru/mnogoetazhnoe-proizvodstvennoe-zdanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-1-storoni-peredayut-na-razreshenie-suda-voprosi-soderzhashiesya-v-p-21-prilozheniya-k-soglasheniyu.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-statya-1.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/26-resursnoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • education.bystrickaya.ru/4-44-opredelenie-lakokrasochnih-materialov-osnovnie-komponenti-vhodyashie-v-ih-sostav-i-naznachenie-osnovnih-komponentov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-reshenij-suda-po-ugolovnim-delam-chast-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/52populyarnie-modeli-bankomatov-institut-kafedra-matematicheskoe-obespechenie-sistem.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-primernij-perechen-tem-kursovih-kontrolnih-rabot-po-discipline-grazhdanskoe-pravo-modul-tri-dogovor-kak-instrument-organizacii-vzaimosvyazej-uchastnikov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-44-fguz-centr-gigieni-i-epidemiologii-v-leningradskoj-oblasti-konkursnaya-dokumentaciya-po-poverke.html
  • report.bystrickaya.ru/igri-ledokoli-stranica-14.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-o-tom-kak-neprosto-postoyat-za-sebya-bernard-verber-revolyuciya-muravev.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/trankvilizatori-i-ih-rol-v-pogranichnoj-psihiatrii-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p454-emissiya-akcij-i-investicij-v-akcii-metodicheskie-rekomendacii-po-ocenke-effektivnosti-investicionnih-proektov.html
  • education.bystrickaya.ru/25-statistika-finansov-predpriyatiya-n-a-yarushkina-ekonomiko-statisticheskij-analiz-deyatelnosti-predpriyatiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukazatel-sokrashenij-stranica-36.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-sebeok-th-a-an-introduction-to-semiotics-l-1994-ch-p-3-16-eu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-predmetu-muzika-dlya-obsheobrazovatelnih-shkol-goroda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tipi-izmenenij-v-buhgalterskom-balanse-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080111-marketing-080301.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-normalnih-koordinat-simmetriya-molekul-i-kristallov.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-neprerivnogo-formirovaniya-kommunikativnoj-kompetencii-talantlivoj-molodezhi-v-sisteme-shkola-vuz.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleksandr-belousenko-belousenkoyahoo-com-1-oktyabrya-2003-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-prichinnogo-kompleksa-prestupnosti-v-soremennoj-rossii-chast-11.html
  • essay.bystrickaya.ru/bilet-17-obshestvoznanie-ekzamenacionnie-bileti-s-otvetami-dlya-9-klassa.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-po-predmetu-marketingovie-kommunikacii-tema-integrirovannie-marketingovie-kommunikacii-v-mestah-prodazh.html
  • grade.bystrickaya.ru/nastrojka-parametrov-bukleta-informacionnie-tehnologii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predislovie-k-pervomu-izdaniyu-17-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/raskolnikov-i-sonya-marmeladova.html
  • institut.bystrickaya.ru/syuzen-viggz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.