.RU

Формирование культуры здоровьесбережения в додипломной подготовке врачей 14. 02. 05 социология медицины




На правах рукописи


ЗАМЯТИНА Наталья Владимировна


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ


14.02.05 – социология медицины


Автореферат диссертации

на соискание учёной степени

кандидата социологических наук


Волгоград - 2010


Работа выполнена Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию


Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

^ МАНДРИКОВ Виктор Борисович


Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

МАЛЬЦЕВА Наталия Львовна


доктор медицинских наук, профессор

^ СЕРДЮКОВ Анатолий Гаврилович


Ведущая организация Волгоградская государственная академия

физической культуры


Защита состоится 18 июня 2010 г. в 13.30 часов на заседании диссертационного совета Д 208.008.04 при Волгоградском государственном медицинском университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1, ауд.4-06.


С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета.


Автореферат разослан «___»_____________2010 г.


Учёный секретарь диссертационного

совета, доцент Л.М.Медведева


^ Актуальность темы исследования. Происходящие в России и мире изменения в самых различных сферах требуют от специалиста высокой квалификации, конкурентоспособности на рынке труда, свободного владения своей профессией, ориентации в смежных областях деятельности, способности к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности (Белова И.Ю., 2008).

В настоящее время в нашей стране приверженность граждан к культуре здоровья чрезвычайно низка (Бароненко В.А., Рапопорт Л.А., 2003). Влияние факторов риска может быть уменьшено при помощи активных действий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний, как на федеральном, так и на региональном уровне. Важную роль в этом направлении играет просветительская работа среди населения в целях повышения его информированности о необходимости ответственного отношения к собственному здоровью, которую призваны обеспечить специалисты здравоохранения (Приоритетный национальный проект «Здоровье», 2006).

Физическое благополучие человека в значительной степени зависит от владения навыками здорового образа жизни, которые позволяют предупредить развитие многих заболеваний (Егорычев А.О., Пенцик Б.Н. и др., 2003). Здоровье студентов имеет большое социально-медицинское значение, так как им предстоит реализовывать такие важнейшие социальные функции общества, как профессионально-трудовая, репродуктивная, интеллектуальная, нравственная и др. (Mulatu M.S., Schooler С., 2002; Косолапов А.Б., 2002). И в первую очередь это относится к студентам медицинского вуза – будущим специалистам здравоохранения, одной из задач профессиональной деятельности которых является формирование нравственного и физического здоровья нашего общества. Врачу до каждого жителя нашей страны необходимо довести информацию о здоровом образе жизни, мерах профилактики, а также о правильном лечении уже выявленных заболеваний. Следует быстро и доступно разъяснить, что именно каждый может сделать для сохранения своего здоровья.

Овладение этой профессией требует не только усвоения определённого объёма знаний и навыков, оно предполагает определённый жизненный настрой, предъявляет высокие требования к личностным качествам человека и далеко не в последнюю очередь – к его физическому и психическому здоровью. В то же время, подавляющее большинство студентов страдает хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями: на студентов-медиков, с наиболее благоприятными характеристиками условий и образа жизни, приходится почти 30,0% хронических заболеваний, в то время как на студентов с наихудшими характеристиками - 49,5% (Саидюсупова И.С., 2007).

Социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья, физического состояния, необходимость ведения здорового образа жизни будущего врача в целом должна трансформироваться в культурную потребность, стремление к физическому самосовершенствованию и, как следствие, сформироваться в осознанную потребность применять эти навыки в профилактической работе с будущими пациентами. Все это определяет актуальность данной проблемы для социологии медицины.

^ Степень научной разработанности проблемы. Основы социологии медицины и здоровья были заложены классиками социологии ХIХ –ХХ вв., такими как: Э. Дюркгейм (1998), исследовавший зависимость индивидуального поведения человека от социальных процессов, М. Вебер (1922), заложивший основы для изучения образа жизни. Достойное продолжение идеи Вебера в области изучения образа жизни получили в учении о здоровье и здоровом образе жизни И.И. Брехмана (1987).

Отечественные исследователи также внесли свой вклад в анализ предметной области социологии здоровья и социологии медицины. Такой анализ был проведен А.М. Изуткиным (1967), В.М. Димовым (1998), В.В. Корченовым (2000), А.В. Сахно (1984), К.Н. Хабибуллиным (2000). Но основополагающими в этой области являются работы академика РАМН А.В.Решетникова – родоначальника российской социологии медицины.

Значимость здоровья в жизни человека предопределила и множество подходов к его осмыслению, среди которых можно выделить философско-социологическое осмысление здоровья у авторов: В.П. Казначеева, 1996; А.В. Баранова, 1997; Л.Г. Матрос, 1992; Г.И. Царегородцева и С.Я. Чикина, 1992. А также аксиологическое осмысление проблемы здоровья: у Г.Л. Апанасенко, Л.А. Поповой, 2000; В.В. Колбанова, 2000; Ю.П. Лисицына, А.В. Сахно, 1988 и др.

Анализ факторов, влияющих на здоровье, был проделан такими отечественными социологами, как Е.В. Дмитриева (2001), И.В. Журавлева (1989), З.С. Шангареева (2000), а также зарубежными авторами: М. Блакстер (1990), А. Дутардом и М. Филдом (1993).

Проблему стратегий коммуникативных кампаний по охране здоровья молодежи, направленных на изменение у нее установок в отношении к здоровью, затрагивают Е.В. Дмитриева (2003), С.А. Фролов (2006), Н.А. Фролова (2006).

Изучению привычек и отношения к здоровью среди молодежи посвящены работы Е.В. Веселовой (1992), О.С. Копиной (1990), И.В. Журавлевой (2002) и др. Все авторы пришли к выводу о сравнительно низком уровне заботы о здоровье и невысоком уровне знаний о нем у современной российской молодежи. В то же время, работы Авдеевой А.Н. с соавт. (2000) свидетельствуют, что здоровый образ жизни является значимым для большинства студентов, имеет определённую жизненную ценность и, в целом, для современной студенческой молодёжи характерны установки на профессиональную и личностную самореализацию. Однако эта ценность является недостаточно осознанной. Об этом свидетельствует тот факт, что многие студенты, считающие, что они ведут здоровый образ жизни, в реальности не придерживаются его норм; практическая реализация принципов здорового образа жизни имеет место не более чем у одной трети студентов (Квартовкина Л.К. с соавт., 2004).

Особую актуальность приобретает обсуждение таких медико-социальных проблем молодежи, как отдых, физическое воспитание, формирование здорового образа жизни. Так, в последние годы появились отдельные работы отечественных авторов, посвященные проблемам культуры здоровья студенчества, проблемам социологии физкультуры и спорта среди молодежи. Об этом, в частности, пишут Б.Г. Акчурин (2001), В.А. Вишневский, В.А. Григорьев (2002), Ю.Г. Волков (2001), А.В. Волкова (2000), Т.А. Котова (2001), Л.И. Лубышева (2001-2006), В.А. Медик, А.М. Осипов (2003), О.В. Шиняева (2002). В литературе имеются данные о том, что далеко не все студенты правильно оценивают роль физической культуры и спорта в повышении умственной и физической работоспособности человека (Пивоваров С.С. и соавт, 1997; Маглеванный А.В., 1998; Ляхович А.В. и соавт., 2002; Журбенко С.М. с соавт, 2004; Бурханов А.И. с соавт., 2006; Дробот В.И. с соавт., 2006 и др.).

Интересным в рамках нашего исследования представляются научные исследования, в которых отражена взаимосвязь здоровья человека с физической культурой и спортом. В работах В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, Е.П.Ильина, В. И. Ильинича, В.А. Колычева, Л.И. Лубышевой, В.И.Столярова, В.Н.Супикова осуществлен анализ современных социологических, психологических, медико-биологических исследований, изучен и обобщен опыт работы преподавателей и организаторов физической культуры, который подтверждает их интерес к проблеме создания современной научно и методически обоснованной концепции развития студенческого физкультурно-оздоровительного движения.

Работы по проблемам здорового образа жизни студентов-медиков –исследования мотиваций, ценностных ориентаций, состояния здоровья, его самооценки рассматривались многими авторами: Е.Г.Вершининым (2003), Лавлинской Л.И. (2007), Бобырёвой М.М. (2008), Саидюсуповой И.С. (2008), Архиповой Л.Ю. (2009). А вот динамика формирования культуры здорового образа жизни будущих врачей посредством занятий физической культурой, спортом и оздоровлением в высшем медицинском учебном заведении не эксплицировались вообще, и лишь в единичных случаях рассматривались возможные пути коррекции имеющихся диспропорций в сознании и деятельности.

Таким образом, имеется достаточно развитая теоретическая база для исследования социологического смысла проблемы повышения уровня культуры здоровьесбережения будущих врачей и, в то же время, нет работ, которые были бы специально посвящены этой теме.

^ Целью работы является социологическое обоснование системы формирования у студентов-медиков культуры здоровьесбрежения, позиции ориентированного подхода к ведению здорового образа жизни и активного его внедрения в будущую профессиональную деятельность.

Указанная цель предопределила постановку и необходимость решения следующих основных задач:

1. Определить параметры состояния здоровья и характеристики образа жизни студентов-медиков.

2. Эксплицировать роль физической культуры в формировании потребности студентов-медиков в укреплении здоровья, приобретении навыков первичной профилактики и оздоровления в профессиональной деятельности.

3. На материале конкретного социологического исследования определить содержание и основные параметры культуры здоровьесбережения будущего врача.

4. Выявить мотивации, потребности, интересы, ценностные ориентации студентов-медиков к занятиям физической культурой и спортом.

5. Определить необходимые и достаточные условия интеграции физической культуры в систему подготовки врача.

^ Объектом исследования являются студенты медицинского вуза.

Предмет исследования – социальные механизмы формирования культуры здоровьесбережения студентов-медиков.

^ Гипотеза исследования. Этические нормы специальности врача предполагают более высокую меру ответственности, как за собственное здравоохранительное поведение, так и своих пациентов. Постоянные контакты с больными и большая рабочая нагрузка требуют от специалиста-медика иметь высокий уровень физического здоровья. В национальном проекте «Здоровье» указано, что одной из задач медицинских работников по оздоровлению населения страны является «необходимость больше внимания уделять медико-санитарному просвещению и пропаганде здорового образа жизни, убеждая в этом пациентов собственным примером» (Приоритетный национальный проект «Здоровье», 2006).

Одной из главных целей профессиональной социализации в медицинском вузе является формирование культуры здоровьесбережения, под которой мы понимаем реализацию в индивидуальной и профессиональной деятельности ценностных установок на профилактику болезней и здоровый образ жизни.

Решить задачу формирования такой культуры у будущих врачей можно при взаимодействии самых различных структур и подразделений медицинского вуза, а также собственными усилиями ориентированного на оздоровление студента – укрепление его здоровья, повышение уровня физических кондиций, формирование оздоровительной направленности в будущей профессиональной деятельности.

^ Научная новизна работы состоит в разработке и обосновании модели формирования культуры здоровьесбережения будущих специалистов практического здравоохранения.

Впервые на основе комплексного социологического анализа мотиваций, ценностных ориентаций, потребностей, отношения к здоровому образу жизни в процессе становления профессионала в сфере здравоохранения дано обоснование и рекомендации по организации процесса подготовки будущих врачей к медико-профилактической оздоровительной деятельности с учётом специфических условий обучения в высшем медицинском учебном заведении.

Диссертант показал, что комплекс знаний, приобретаемых в ходе обучения в медицинском вузе, не обеспечивает в полной мере получение студентами необходимых навыков культуры здорового образа жизни. Приоритет в обучении студентов медицинского вуза отдаётся дисциплинам клинического профиля, основой которых являются медикаментозные методы лечения, а не дисциплинам профилактической направленности.

Методология формирования культуры здоровьесбережения будущего врача в диссертации представлена как функциональная система, объединяющая действия самых различных структур и подразделений вуза, организационных способов управления учебной, внеучебной, познавательной, персональной оздоровительной деятельностью студентов. Ее теоретической основой является интегративное единство естественнонаучных, медико-биологических, гигиенических, гуманитарных и клинических знаний и знаний теории и методики физической культуры. Практической основой – координированная деятельность формализованных агентов социализации медицинского вуза (подразделений и преподавателей).

^ Положения, выносимые на защиту.

1. Объём знаний по вторичной профилактике (реабилитации и восстановлению после перенесённых заболеваний) преподаётся студентам на выпускном курсе на кафедре ЛФК и физической реабилитации, а знания по первичной профилактике преподаются, в основном, только в теоретическом разделе предмета «Физическая культура», но именно он вынесен за рамки учебной «сетки» в последнем поколении ГОС ВПО.

2. Информативными критериями низкого уровня культуры здоровьесбережения у студентов-медиков являются высокий уровень заболеваемости, большое количество дней нетрудоспособности, невысокие показатели физической работоспособности, собственные взгляды студентов на здоровье и повышение его уровня, переносимость физических, учебных и эмоциональных нагрузок в ходе обучения.

3. Повышение роли приватных, личных жизненных ценностей в современной России, в отличие от других развитых стран, не сопровождается ростом показателей собственного физического благополучия. Изменение системы личностных ценностей в пользу индивидуализма, карьеры, успеха и обогащения, привело к тому, что развлекательно-рекреативная направленность жизненных интересов отодвинула значимость профилактических мероприятий по поддержанию уровня собственного здоровья на последние позиции (27,4% опрошенных отдали ей последнее место).

4. Большинство студентов-медиков (76,9%) считают, что врач должен, обладать высоким уровнем работоспособности, быть физически крепким, что хорошее физическое состояние входит в состав профессионально значимых качеств врача. Но весьма высок процент студентов, относящихся к физической культуре и оздоровлению равнодушно-отрицательно (29,8%), а также вообще не занимающихся (18,2%) физической культурой и спортом. Высокая оценка роли в своей жизни крепкого здоровья и высокой физической работоспособности как составляющих будущей профессиональной деятельности и несоответствие установок студентов на здоровый образ жизни выступает основным препятствием формирования культуры здоровьесбережения.

5. Разработанная диссертантом технология формирования культуры здоровьесбережения студентов-медиков предполагает создание условий для становления медико-профилактических компетенций у будущих врачей за счёт введения в структуру образования специальных подходов и методов, позволяющих эти компетенции сформировать. Составляющими данной технологии являются: специальные знания в области физической культуры, профессиональные медицинские знания, интеграция деятельности формализованных агентов социализации в вузе, самостоятельная работа студентов по индивидуальному оздоровлению.

^ Методологической базой исследования явились нормативные концепции личности в отечественной и зарубежной социологии и психологии (Андреева Г.М., Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Зборовский Г.Е., Клейберг Ю.А., Кон И.С., Левада Ю.А., Майерс Д., Немов Р.С., Нечипуренко В.Н., Орлов Г.П., Попов А.В., Смелзер Н., Тощенко Ж.Т.), фундаментальные исследования по социологии здоровья (Авдеева Н.Н., Веселкова И.Н, Дмитриева Е.В., Измеров Н.Ф., Лисицын Ю.П., Петров В.И., Разумов А.Н., Решетников А.В., Розин В.М., Седова Н.Н., Щепин О.П., Юдин Б.Г.), работы, посвящённые здоровому образу жизни, в том числе у студентов (Журавлёва И.В., Квартовкина Л.К., Ляхович А.В., Мандриков В.Б., Маркова А.И., Медведь Л.М., Петленко В.П., Рейзин В.М. и др.).

^ Теоретическая и практическая значимость работы состоит в интеграции и взаимосогласованности общекультурных и профессиональных принципов формирования культуры здоровья и физической культуры будущего специалиста в области здравоохранения. Результаты исследований и их обоснование дополнят теорию и методику физического воспитания студенческой молодёжи, а также теоретическую базу науки – физкультурологии. Практический эффект заключается во внедрении в практическую деятельность будущего врача личностно ориентированного содержания, способствующего формированию культуры здоровья и физической культуры специалиста с учётом особенностей мотивационной сферы, интересов, ценностных ориентаций студентов. Полученные результаты могут быть использованы в практике подготовки специалистов других специальностей с учётом адаптации предложенной технологии к условиям конкретного учебного заведения.

^ Эмпирическую базу исследования составили:

Программа исследования и табличные данные представлены в Приложении.
Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях разных уровней (Волгоград, 2006, 2007, 2008, 2009; Н.Новгород, 2009). Разработанная автором методика формирования культуры здоровьесбережения студентов-медиков закреплена авторскими свидетельствами. По результатам исследования издано методическое пособие для преподавателей медицинского вуза. По материалам диссертации опубликовано 11 работ.
^ Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (256 источников) и приложений. Основной текст диссертации изложен на 158 страницах.
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, определены цель и задачи, а также методология исследования. Путём анализа литературы выявлена степень научной разработанности проблемы, дана характеристика и классификация исследования.

В Главе 1. «Роль физической культуры в формировании потребности личности в укреплении здоровья и приобретении навыков оздоровительной деятельности в будущей профессии студентов-медиков» представлен анализ исследований, посвящённых проблеме состояния здоровья и физической культуры студенческой молодёжи. В первом параграфе «Физическая культура и её роль в формировании здорового образа жизни студентов» дается обзор литературы по проблеме. На его основе автор заключает, что значительная часть молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у неё не формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, массовым спортом. Физическая культура в вузе готовит студентов к будущей профессиональной деятельности, воздействует на социальный фактор, определяющий работоспособность и здоровье человека. Современный процесс подготовки дипломированного специалиста-медика предъявляет новые требования к организации образования в медицинском вузе, так как в обществе всё более возрастает необходимость развития творческого потенциала личности будущего специалиста-врача (Е.К.Беляева,2006). Врач в своей деятельности использует, в основном, две группы лечебных средств: во-первых, медикаментозные, во-вторых (по необходимости) режимно-средовые, в число которых обязательно входят физические упражнения. И, если врач плохо представляет влияние физических упражнений на организм человека, а также не знаком со средствами физической реабилитации и способами их реализации, то не может считать себя всесторонне подготовленным специалистом. Будущий врач на фундаменте знаний методики основ физической культуры обязан на себе апробировать способы проведения утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной тренировки и прочувствовать положительный результат занятий физической культурой и спортом для того, чтобы пропагандировать и дать совет по методике развития и контроля основных физических качеств, назначить требуемый двигательный режим пациенту, уметь правильно рекомендовать применение средств физической культуры при заболеваниях в зависимости от состояния здоровья, физической подготовленности, профессии и психоэмоционального состояния пациента. Поэтому физическая культура – важная составляющая профилактической медицины.

Во втором параграфе «Состояние здоровья и образ жизни учащейся молодёжи» проводится анализ данных состояния здоровья и обсуждение вопросов и проблем образа жизни учащейся молодёжи и студентов-медиков в российских вузах. Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. В научных работах отмечается, что количество студентов специальной медицинской группы увеличилось с 10 до 20-25%, в некоторых вузах достигает 40% и по прогнозам к 2010 году может достигнуть 50% от общего количества студентов. За время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение (Б.Г.Акчурин, В.А.Уваров, Н.К.Ковалев, Т.А.Булавкина, 2000). Ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. Четверть студентов переходит в медицинскую группу с худшими показателями здоровья (В.А.Коваленко,2002). Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень - 1,8%; средний - 7,7%; низкий - 21,5%; очень низкий – 69,0% (В.А. Коваленко, 2002). Сегодня примерно 7,2 миллиона человек в возрасте 11-24 года занимаются физической культурой и спортом регулярно, не занимаются примерно – 12,3 миллионов человек, из них не могут по состоянию здоровья – 1,5 миллиона. Хотели бы заниматься, но не имеют для этого возможности – 5,5 миллиона человек. Явно не желающих заниматься физической культурой и спортом – 21 % от общего числа подростков и молодежи в возрасте 11-24 года. Таким образом, сегодня 79 % подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет желают заниматься физической культурой и спортом, что составляет более 25 миллионов человек. В то же время к систематическим занятиям физической культурой и спортом сегодня привлечены только 13,4 миллионов человек всего населения страны. Не желают заниматься физической культурой и спортом около 7 миллионов подростков и молодежи. Данные опросов свидетельствуют о том, что ответы учащихся на поставленные вопросы по проблеме здорового образа жизни более ориентированы на дефицитарный тип валеоустановок (О.Ю.Малозёмов, 2005; О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов, 2001; Л.С.Шилова, 1999; И.В.Журавлёва, 2002; А.Г.Комков, 2004; А.И.Фёдоров, С.Б.Шарманова, 2004 и др.). Следовательно, в целом в молодежной среде наблюдается недооценка возможностей самооздоровления средствами физической культуры. По данным опросов студентов московских медицинских вузов 2007 г. выявлено, что количество «хроников» среди студентов по сравнению с 2001 годом увеличилось на 7% и составило примерно треть от общего числа респондентов (Г.А.Ивахненко, 2008). У будущих врачей имеется высокая предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, пограничным и социально-стрессовым психическим расстройствам (Сидоров П.И., 2000). Среди студентов с хронической соматической патологией, выраженные признаки психосоциальной дезадаптации имеют 77% (Сидоров П.И. с соавт., 2001). Выяснилось, что 38% студентов испытывают как минимум 10 из 63 симптомов депрессии.

Студенты-медики наиболее часто страдают от так называемых аффективных проявлений депрессии: уныния, неудовлетворенности, раздражительности, плаксивости и замкнутости. Кроме того, у них нередко встречались соматические проявления депрессии, в частности, заторможенность, бессонница, хроническая усталость, снижение веса и потеря интереса к сексу (данные с сайта Лента.ру, 2008). Таким образом, заболеваемость студентов медицинского университета неуклонно растёт. С каждым годом увеличивается количество студентов с ослабленным здоровьем. Общий рост заболеваемости старшекурсников происходит на фоне снижения показателей физического развития и физической подготовленности (В.Б.Мандриков, М.П.Мицулина, 2009).

В системе жизненных ценностей индивида здоровье как базовая ценность занимает, согласно отечественным исследованиям, 3-4-е место после семьи, работы (Лапин Н.И., 1996; Авдеева Н.Н. с соавт., 2000; Юдин Б.Г., 2000). По литературным данным, в условиях сегодняшней экономической и социальной реальности, здоровье выступает иногда как единственное средство достижения поставленных задач, что делает его в большей степени объектом эксплуатации, а ценность здоровья становится всё больше инструментальной. Это утверждение относится, прежде всего, к молодёжи, вступающей в жизнь без материальной и социальной поддержки со стороны родителей (Барсукова Н.К. с соавт., 1996; Веселкова И.Н., 1999; Журавлёва И.В., 2002). По литературным данным, у студентов медицинских вузов стимулы получить образование, профессию, хорошее материальное положение гораздо выше, нежели сохранять и повышать своё здоровье (Овнанян А.А. с соавт., 1994; Щукин Е.Г. с соавт., 1996). В то же время, у представителей медицинских специальностей относительно здорового образа жизни необходимо задействование всех диспозиционных уровней. Этот образ жизни у врачей подразумевает не только конкретное поведение в определённых условиях и обобщённую установку личности на социальные объекты, но и общую направленность поведения с концепцией своего образа жизни, как образа для окружающих, в первую очередь людей с различными заболеваниями.

В третьем параграфе «Междисциплинарная интеграция и роль физической культуры в социокультурном пространстве медицинского вуза» обсуждаются вопросы междисциплинарного взаимодействия, а также обозначении роли и места дисциплины «Физическая культура» среди социально-гуманитарных и профильных наук медицинского вуза. Интеграция междисциплинарных знаний о человеке и его организме предопределяет изменение устоявшихся подходов к получению высшего профессионального медицинского образования. Как правило, каждый преподаватель обучает своему предмету изолированно от других дисциплин. Однако такой подход в значительной степени препятствует комплексному применению приобретённых знаний при решении задач, которые встанут перед будущим специалистом в его профессиональной деятельности (Е.В.Никулина,2006). Взаимодействие клинических, теоретических, медицинских, кафедр гуманитарного блока и физического воспитания осуществляется в учебном, методическом и научном аспектах. Сегодня в медицинских вузах теоретическая подготовка студентов по оздоровительному действию физических упражнений возложена на кафедру физической культуры и здоровья, а также на кафедру лечебной физической культуры и врачебного контроля. Учебный курс этих кафедр в состоянии обеспечить должную теоретическую подготовку студентов. Однако этот курс необходимо расширить и «подключить» к нему на основе межкафедральных и межпредметных связей некоторые кафедры фундаментальных дисциплин (В.В.Пономарёва, 2006).

Диссертант определил роль и место физической культуры в социокультурном пространстве медицинского вуза. Физическая культура как дисциплина отличается от других учебных дисциплин в силу специфики, которой она наделена в структуре содержания вузовского образования. Эти особенности физической культуры отражены в функциях дисциплины. В контексте социализации студентов-медиков необходимо рассматривать физическую культуру не обособленно, а во взаимосвязи с другими метасистемами – как сбалансированную совокупность ценностей, норм, идеалов.

В этой связи диссертант обсуждает социализирующие возможности профессиональной подготовки студентов-медиков на основе учебной программы по физической культуре для вузов Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию Министерством здравоохранения Российской Федерации и ведомственной учебной программы по физическому воспитанию для высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, где учитывается профессиональная направленность данного предмета.

^ Глава 2. «Особенности установок и отношение будущих врачей к проблеме собственного оздоровления» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Особенности отношения студентов-медиков к занятиям физической культурой и оздоровлению» проводится анализ отношения студентов-медиков к занятиям физической культурой и собственному оздоровлению. По результатам социологического исследования, проведенного диссертантом, выяснилось, что чуть менее половины студентов (43,7%) желают заниматься физической культурой в среднем 2-4 часа в неделю. Это примерный показатель действующего режима занятий в ВолГМУ: по учебной программе подразумеваются одноразовые (2-х часовые) обязательные занятия по дисциплине «физическая культура». Вместе с тем, достаточно высок процент лиц, которым недостаточно минимального режима тренировок. Считающих, что заниматься необходимо 6-8 часов (или 3-4 раза) в неделю также немало. В среднем по всем опрошенным этот показатель соответствует 23,1%. Почти каждый пятый (18,8%) считает, что физической культурой необходимо заниматься менее двух часов. Фактически это соответствует позиции «не заниматься вообще». И большинство среди поддерживающих это утверждение – первокурсники – их оказалось 23,1% (против четверокурсников - 20,3%, и шестикурсников – всего лишь 13,3%, р < 0,05). Среди студентов, считающих, что они ведут здоровый образ жизни, только менее половины лиц (41,0%) занимается физической культурой, как того требует режим ведения здорового образа жизни. 28,0% учащихся занимается физкультурой примерно раз в неделю и почти пятая часть (18,2%) вообще не занимается. Очень большое количество студентов отмечают у себя наличие вредных привычек: не стремятся себя оградить от пагубного воздействия на организм курения 43,1% студентов, а алкоголя 49,0%. Рассмотренная динамика наличия или отсутствия вредных привычек у студентов даёт основание полагать, что независимо от знаний того, что лежит в основе здорового образа жизни всё же наблюдается рост распространённости вредных привычек к 6-му курсу.

Второй параграф «Субъективная оценка студентами собственного здоровья, физической работоспособности и роли профилактических мероприятий для укрепления здоровья» посвящён анализу оценок студентами собственного здоровья, физической работоспособности. А также обозначению роли в их жизни профилактических мероприятий для укрепления здоровья. Большая часть студентов (64,2%) субъективно оценили уровень собственного здоровья достаточно высоко. К этой категории отнесли себя студенты, считающие, что по сравнению с большинством, они практически здоровы или абсолютно здоровы. Студенты высоко оценивают роль профилактики для повышения уровня здоровья, однако отмечают, что на практике выполняют недостаточно мероприятий для этого: всего лишь 24,4% опрошенных удовлетворены количеством самостоятельно проводимых оздоровительных мероприятий. Достоверно от курса к курсу снижается количество положительно оценивающих свою физическую работоспособность. Причём самооценка собственной работоспособности явно завышена: выполнять серьёзные физические нагрузки большинство студентов (27,4% старшекурсников, против 35,5% первокурсников, р < 0,05) явно не способно. Тем не менее, подавляющее большинство студентов (62,5%) предпочитают заниматься физической культурой минимальное количество времени или не заниматься вообще. Всё это подчёркивает низкую потребность к поддержанию и укреплению здоровья, а также отражает недостаточную мотивацию субъективно неудовлетворённых своим физическим состоянием студентов на оздоровление. Почти пятая часть (23,6%) студентов-медиков жалуются на неустойчивость состояния здоровья, подверженность и чувствительность к неблагоприятным факторам. Среди жалоб, мешающих вести полноценный образ жизни подавляющее число опрошенных (40,0%) отметили быструю утомляемость, частые головные боли (19,2%), проблемы с пищеварением (18,1%), боли в позвоночнике (17,7%). Почти каждый восьмой студент (13,2%) отметил, что неспокойно спит. Большая часть студентов оценивает уровень своего здоровья достаточно высоко, однако большое количество отмеченных дней нетрудоспособности говорит об обратном. На основании полученных в здравпункте ВолГМУ данных можно отметить, что статистика заболеваемости студентов показывает рост заболеваемости студентов от года к году. Количество пропущенных опрошенными студентами учебных дней по причине болезни за год в среднем по всем курсам составил 2617. В среднем на одного человека по исследуемым курсам этот показатель соответствует 10,6 дней в год. Количество дней нетрудоспособности студентов по причине нахождения в стационаре также достаточно высок. В среднем он составляет 1,3 дня на одного студента на иссследуемых курсах. Поэтому уровень самооценки здоровья явно завышен.

^ Глава 3. «Мотивы формирования культуры здоровьесбережения у студентов-медиков». В первом параграфе «Оценка мотиваций к занятиям физической культурой и спортом» приводится оценка мотивов студентов-медиков к занятиям физической культурой, спортом и оздоровлением. Перечисленные показатели студенты отметили с разной степенью значимости. Основными мотивами студенты признали: считают физическую культуру необходимым элементом повседневной жизни, не могут обходиться без занятий 13,5% студентов. В среднем каждый четвёртый студент (26,1%) считает важным мотивом - повышение работоспособности. Подавляющее большинство студентов (57,7%) полагают, что занятия физической культурой и спортом полезны для здоровья. Считают мотивом к занятиям физкультурой и спортом стремление держать себя в хорошей физической форме почти половина опрошенных респондентов (45,8%). Также очень важным мотивом к занятиям студенты считают желание хорошо выглядеть (46,2%). Карьерные мотивы выражены слабо (3,8%).

Мотивов к занятиям физической культурой и спортом наблюдается меньше всего у студентов четвёртого курса. Достаточно высок процент лиц отметивших, что основным мотивом для занятий физической культурой и оздоровлением является зачёт по дисциплине. Компаративный анализ показал, что среди студентов четвёртого курса процент таковых составляет 16,5%, а среди первокурсников почти вдвое больше – 28,4%. Большинство опрошенных студентов (58,4%) отметили, что причиной, мешающей заниматься физической культурой и спортом, является отсутствие времени для таких занятий. Также среди причин респонденты отметили «усталость» (25,7%), недостаток материальных средств для оздоровительных занятий (14,5%), не испытывает интереса к занятиям каждый девятый студент (11,6%), сформировавшаяся ранее привычку не заниматься (11,2%) и др.

Параграф 2 «Оценка иерархии основных жизненных ценностей будущих врачей» посвящён детальному анализу переменной «Наивысшая ценность в жизни». Оказывается, что все предпочтения респондентов в той или иной мере связаны со здоровьем человека. При сопоставлении ценностей жизни в единой выборке, включающей данные тестирования по всем трём исследуемым группам, на первое и второе место выходит группа ценностей личностно-ориентированных (семья, работа). Причём, на ценность «семья» - приходится 83,1% отданных голосов. Другая ценность этой группы «работа» - имеет более низкий процент – 36,2%. Большинство респондентов третье место отдали «возможности реализовать себя в профессии» - 22,3%. Четвёртое и пятое места в рейтинге основных ценностей заняли позиции «зарабатывание денег» (24,3%) и «карьерный рост» (20,8%). Развлекательно-рекреативная направленность жизненных ценностей и интересов определяет их статус и занимает в рейтинге шестую-седьмую-восьмую позицию. И, наконец, ценности «повышение уровня здоровья» респонденты отдали последнее, восьмое место. Большинство опрошенных (27,4%), отодвинули эту категорию на последние позиции.

В третьем параграфе «Направления формирования культуры здоровья как основы оздоровительной деятельности в будущей профессии студентов-медиков» представлены результаты проведённого авторского исследования: обоснованы направления формирования культуры здоровья и определены пути их реализации. Содержание структуры инновационной технологии формирования культуры здоровьесбережения студентов – будущих врачей заключается в создании условий для расширения возможностей становления медико-профилактических компетенций у будущих врачей за счёт введения в структуру образования специальных подходов и методов, позволяющих эти компетенции сформировать. Разработанная технология рассматривается как способ организации образовательного процесса медицинского вуза, основанного на особом понимании студентами роли здоровья и повышении его уровня средствами физической культуры. Акценты в обучающем пространстве вуза смещаются на личность учащихся, в область формирования соответствующей среды как совокупности социализирующих влияний собственных устремлений студентов, медицинского образования, физической культуры и социокультурного окружения. При такой организации образовательного процесса включаются механизмы внутренней активности студентов во взаимодействии с обучающей средой высшего медицинского учебного заведения. В основе разработанной технологии лежит идея не только получения профильного медицинского образования, но и укрепления психофизического здоровья, привития навыков культуры здоровой жизнедеятельности, повышения эффективности социального взаимодействия, через которое происходит становление профессионала в области здравоохранения. Основными средствами предложенной технологии являются специальные знания в области физической культуры, медицинское образование как основа будущей профессиональной деятельности, работа различных структур вуза по сохранению и укреплению здоровья учащихся и самостоятельная работа студентов по собственному оздоровлению.

^ Специальные знания в области физической культуры студенты имеют возможность получить на предусмотренных учебной программой обязательных занятиях по физической культуре, а также при помощи различных внеучебных форм организации занятий: занятиях в спортивных секциях, занятия лечебной физкультурой, внутривузовские соревнования и спортивно-массовые мероприятия, вневузовские соревнования и спортивно-массовые мероприятия, оздоровительная работа в студенческих общежитиях, работа оздоровительно-спортивного лагеря, работа научного кружка.

Основным и наиболее важным средством в технологии формирования культуры здоровья студентов-медиков является получение студентами профессионального медицинского образования. Именно приобретение теоретических знаний медицинского образования подразумевает овладение студентами основами знаний фундаментальных наук по профилактике, лечению, медицинской реабилитации. Эти знания являются базой для формирования навыков ведения здорового образа жизни. Интегрированное взаимодействие в изложении медицинских, гуманитарных учебных дисциплин и физической культуры чётче ориентирует студентов на разработку собственной модели здоровья, а также создаст целостное представление об их будущей профессиональной деятельности.

Взаимосвязанная, чётко скоординированная работа всех структур и подразделений университета также является важной составляющей профессиональной всесторонней подготовки будущего врача. В качестве модели интегративного единства данных структур описана модель, реализованная в Волгоградском государственном медицинском университете.

Мощным фактором формирования культуры здорового образа жизни является и самостоятельная работа студентов по индивидуальному оздоровлению. Основой её является сочетание мероприятий: занятия утренней гимнастикой до учебных занятий, выполнение мероприятий по оздоровлению в течение учебного дня, а также после учебных занятий, рациональное сбалансированное питание, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, отдых на природе, пребывание на свежем воздухе, закаливание.

В диссертации представлены возможные пути формирования культуры здоровьесбережения студентов – будущих врачей. Основными из них, по мнению диссертанта, являются: овладение будущими врачами знаниями в области сохранения и укрепления здоровья, собственные устремления студентов-медиков к физическому самосовершенствованию, повышение уровня их мотивационно-ценностных ориентаций, овладение социально-духовными ценностями и личная готовность будущего врача к профессиональной лечебно-профилактической деятельности.

В Заключении диссертации обобщены основные результаты исследования и определены направления дальнейшей разработки темы.

^ По материалам исследования опубликованы следующие работы:

  1. Замятина Н.В., Мандриков В. Интеграция физического воспитания в систему подготовки врача / Н.В. Замятина, В.Б. Мандриков //Вестник ВолГМУ, 2007 - №2 (22) - С. 13-16.

  2. Замятина Н.В., Мандриков В.Б. Проблемы формирования физической культуры личности будущего врача /В.Б. Мандриков, Н.В. Замятина // Труды Международной науч.-практ. конференции «Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования».- Волгоград, 2006.- С. 440-442.

  3. Замятина Н.В., Мандриков В.Б. Физическое воспитание как необходимый компонент блока гуманитарных дисциплин в сфере подготовки специалиста с высшим медицинским образованием /В.Б. Мандриков, Н.В. Замятина // Сборник науч.-практ. конф. «Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях».- Волгоград, 2006.- С. 258-261.

  4. Замятина Н.В., Мандриков В.Б. Роль и место науки о физическом здоровье человека в образовательном пространстве медицинского вуза /В.Б. Мандриков, Н.В. Замятина // Матер. городской науч.-практ. конф. «Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях».- Волгоград, 2007.- С. 163-165.

  5. Замятина Н.В., Мандриков В.Б. Личность студента-медика как социокультурная составляющая здоровьесберегающей системы / В.Б. Мандриков, Н.В. Замятина//Матер. Второй Общероссийской научно-практ. конференции «Молодежь и формирование гражданского общества в России».- Волгоград, 2006.- С. 830-832.

  6. Замятина Н.В., Мандриков В.Б.Эстетика спорта в изобразительном искусстве и скульптуре /В.Б. Мандриков, Н.В. Замятина // Материалы городской науч.-практ. конф. «Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях».- Волгоград, 2008.- С. 153-156.

  1. Замятина Н.В., Мандриков В.Б.Ценности и мотивы студентов – будущих врачей по формированию собственного здоровья /В.Б. Мандриков, Н.В. Замятина // Матер. городской науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры в образовательных учреждениях», посвященной 80-летию основания вузовского физического воспитания.- Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2009.- С. 103-106.

  2. Замятина Н.В., Мандриков В.Б.Самооценка студентами-медиками собственного здоровья и мотивации по его формированию /В.Б. Мандриков, Н.В. Замятина // Матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Оптимизация учебно-тренировочного процесса».- Н.Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009.- С. 104-105.

  3. Замятина Н.В., Мандриков В.Б., Краюшкин А.И. Инновационная модель технологии формирования культуры здоровья студентов – будущих врачей /В.Б. Мандриков, Н.В. Замятина, А.И. Краюшкин //56-я региональная науч.-практ. конференция профессорско-преподавательского коллектива ВолГМУ «Инновационные достижения фундаментальных и прикладных медицинских исследований в развитии здравоохранения Волгоградской области».- Волгоград: Изд-во ВолГМУ.- 2009.- С. 127-130.

11. Замятина Н.В. Методика формирования культуры здоровьесбережения будущих врачей / Н.В.Замятина. – Волгоград: изд-во ВолГМУ. – 2010, 59 с.


Замятина Наталья Владимировна


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Подписано к печати 2010г.

Формат 60х84/16. Бумага типографская. Гарнитура Times New Roman.

Усл. печ. л. 1 Т.100 экз. Заказ

Издательство Волгоградского государственного технического университета

400, Волгоград,

_____________________________________________________________________________


g-v-osipov-otvetstvennij-redaktor-akademik-ran-doktor-filosofskih-nauk-professor-stranica-24.html
g-v-pahlova-nachala-svoyu-rabotu-v-itef-v-1982-godu-v-kachestve-studenta-diplomnika-v-1984-goda-okonchila-mifi-a-v-1994-godu-zashitila-dissertaciyu-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-fiziko-matematicheskih-nauk.html
g-v-rajnina-50-let-v-5-dnej.html
g-v-sereda-dokumenti-federalnoj-palati-advokatov-rossijskoj-federacii.html
g-v-shlyahtin-d-r-biol-nauk-prof.html
g-v-volkova-takoj-abvgdezhzijklmnoprstufhcchshshieyuya-stranica-12.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kultura-i-ekologiya-v-a-timoshuk-kompyuternij-nabor-z-v-buharina.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skolko-himikov-do-nego-pitalos-privesti-v-sistemu-vse-mnogoobrazie-elementov-kotorie-sozdali-udivitelnij-mir-vokrug-cheloveka-i-kotorie-sostavlyayut-samoe-ego.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/passivnaya-adaptivnost-i-zhivuchest-frikcionnogo-variatora.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-osnovnie-celi-zadachi-i-napravleniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otdel-obrazovaniya-lyubanskogo-rajispolkoma-dovodit-do-svedeniya-abiturientov-informaciyu-o-rezhime-raboti-punkta-203-registracii-uchastnikov-centralizovannogo-testir.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-ekonomiki-truda.html
  • education.bystrickaya.ru/2-poryadok-provedeniya-olimpiadi-polozhenie-o-provedenii-respublikanskih-sorevnovanij-po-shahmatam-na-prizi-kluba.html
  • control.bystrickaya.ru/bunt-v-srede-ariev-majdanov-a-s-velikie-tajni-rigvedi-moskva.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-23-724-27-iyunya-2011-g-stranica-10.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovatelskoe-povedenie-rebyonka.html
  • university.bystrickaya.ru/francuzskij-kartezianizm.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/evropejskaya-valyutnaya-sistema-evropejskij-valyutnij-soyuz-chast-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/generalnij-plan-pgt-alekseevskoe-ocenka-vozdejstviya-na-okruzhayushuyu-sredu-ovos-i-ohrana-okruzhayushej-sredi-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-vnutrennie-bolezni-dlya-specialnosti-lechebnoe-delo-060101.html
  • reading.bystrickaya.ru/koriguvannya-zovnshnh-disbalansv-platzhnogo-balansu-na-priklad-rozvinutih-kran.html
  • studies.bystrickaya.ru/ellinisticheskaya-filosofiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-izucheniyu-patofiziologicheskih-mehanizmov-protivoopuholevoj-aktivnosti-flaraksina.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nekotorie-obshie-no-vazhnie-soveti-uchitelyam-metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-s-vipusknikami-voronezh-2011.html
  • shpora.bystrickaya.ru/x-sredstva-kontrolya-i-izmereniya-parametrov-stvola-skvazhini-i-polozheniya-otklonyayushih-knbk.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tezisi-uchastnikov-moskovskih-mezhregionalnih-pedagogicheskih-chtenij-im-i-i-braginskogo-4-aprelya-2013-goda-g-chernogolovka-sekciya-1-nachalnaya-shkola-i-fgos.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-najti-taktiku-chtobi-borotsya-s-narkomaniej-finansovaya-nezavisimost-dlya-kazhdogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-publikacii-po-teme-dissertacii-istoriya-vtorzheniya-kochevih-plemen-dasht-i-kipchaka-v-srednyuyu-aziyu-xvi-v.html
  • education.bystrickaya.ru/10-zapadno-sibirskij-ekonomicheskij-rajon-predsedatel-nauchno-metodicheskogo-soveta-prof.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnogo-kursa-osnovi-ekonomicheskoj-teorii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sudovo-medichna-dagnostika-raptovo-kardalno-smert-za-dopomogoyu-kompleksu-laboratornih-dosldzhen.html
  • lesson.bystrickaya.ru/shpargalki-po-geografii-promishlennosti-chast-7.html
  • control.bystrickaya.ru/detskij-sad-1-otkrit-7-sentyabrya-1961-goda-v-poselke-ldk-g-onegi-v-1972-godu-detskomu-sadu-prisvoeno-nazvanie-teremok-v-1988-godu-sdana-pristrojka-na-cheti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/russkij-rechevoj-etiket.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakoni-i-kategopii-dialektiki-v-pedagogicheskoj-ppaktike.html
  • school.bystrickaya.ru/bednie-lyudi-dostoevskogo-debyut-pisatelya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dejstvuyushaya-na-predpriyatii-informacionnaya-baza-vhodnie-i-promezhutochnie-massivi-vnutri-io-harakterizuyutsya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-metodiki-za-i-protiv-1-pryazhnikov-n-s-p77-metodi-aktivizacii-professionalnogo-i-lichnostnogo-samoopredeleniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-strashnij-chelovek-o-chem-eta-kniga.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravovoj-rezhim-budushih-obektov-nedvizhimosti-po-zakonodatelstvu-rossijskoj-federacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/antichnaya-skulptura-chast-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.