.RU

Формирование социально

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ 1 ВИДА
Руднова Ирина Владимировна

Россия, г.Шадринск, Курганская область

e-mail: iren@shadrinsk.net
В статье представлены результаты работы по формированию социально-трудовой компетентности учащихся в школе 1вида.
Жизненное самоопределение учащихся с нарушениями слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных сферах трудовой и культурной жизни общества нераздельно связаны с получением образования и выбором профессиональной деятельности, что позволяет добиться определенного уровня развития личности слабослышащего или глухого и включить его в экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умения адаптироваться к условиям производства.

Социально-трудовая компетентность по определению федерального стандарта – это «способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда »[2]. Формированием социально-трудовой компетентности в коррекционной школе - интернате занимается весь коллектив: начиная от дошкольников , учителей начального звена и воспитателей, и заканчивая учителями-предметниками, классными руководителями, учителями трудового обучения и психологом.

Начнем с самых маленьких -


Реализация классными руководителями школьной «Комплексной программы по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников» способствует формированию трудовых качеств личности, положительного отношения к труду; развитию у школьников психологической, практической готовности к трудовой деятельности.

Результаты многолетних исследований показывают, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Оценка учащимися с нарушениями слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. В этой связи резко увеличивается роль школы в профессиональном самоопределении учащихся. Школьные мероприятия, праздники и коллективные дела, встречи с представителями различных профессий, а также представителями учебных средних специальных заведений, психологическое тестирование определяют профессиональную ориентацию учащихся и являются важным направлением концепции воспитательной системы школы.

« Программа профессиональной ориентации (3- 11 классы)», разработанная организатором по внеклассной работе в школе, позволяет воспитателям оказать помощь учащимся в выборе профессии, соответствующей интересам, возможностям школьников; формировать основы правовых, экономических знаний; развить активность, самостоятельность, общение в деловых играх и тренингах; профессиональное просвещение учащихся.

Из практики профориентационной работы известно, что свой окончательный профессиональный выбор человек утверждает только в зрелом возрасте. Делать новый профессиональный выбор в это время очень трудно. Для человека с ограниченной трудоспособностью исправить неверный профессиональный выбор особенно тяжело. Поэтому уже в школьном возрасте важна высококвалифицированная профориентационная работа психолога, исключающая поверхностный подход к выбору профессии.

Содержание психологической поддержки учащихся в коррекционной школе отражено в « Программе профориентационной работы» психолога школы, предусматривающей тестирование, анкетирование, собеседование, составление профессиональных планов учащихся.

Беседы с учащимися и родителями о возможной профессиональной деятельности, изучение учителями-предметниками, учителями трудового обучения профессиональных интересов, наклонностей ребенка, его возможностей, готовит ученика к выбору профессии.

Так, в рамках работы по программе областной экспериментальной площадки «Формирование социально-трудовой компетентности учащихся в школе 1 вида» учителем Технологии было проведено исследование, в котором участвовали девушки, в возрасте от 12 до 18 лет, с диагнозом – двусторонняя нейросенсорная глухота. В диагностических целях оценки личностного развития учащихся использованы методики Г.П. Кулишовой - "Карта изучения трудовой деятельности учащегося" и «Проявление личностных качеств учащихся коррекционного отделения».

На основании полученных результатов констатирующего эксперимента можно сделать выводы о завышенной самооценке неслышащих учащихся; низком в большинстве своем уровне сформированности личностных качеств. В связи с этим необходима целенаправленная работа на уроках трудового обучения по формированию личностных качеств учащихся с учетом их индивидуальных особенностей; необходима работа по профориентации неслышащих учащихся .

Анализ фактологических данных позволил нам выделить проблемы в реализации инновационных стратегий, предполагающих такие условия трудового обучения, при которых доминирует мотив творчества, повышается качество обучения по предмету "Технология". В рамках решения проблемы:

Посильная, увлекательная работа детей в кружках способствует успешному становлению и всестороннему развитию личности. Самостоятельная работа с различными материалами создаёт неисчерпаемые возможности для развития детской фантазии. Знакомство с профессиями в индивидуально-трудовой деятельности осуществляется на занятиях кружков: «Путешествие в мир природы», «Дизайн одежды», «Оч' Умелые ручки»:

После проведения мероприятий в рамках эксперимента по тем же самым методикам, с той же группой детей проведен контрольный эксперимент, который показал, что качество знаний по основным разделам трудового обучения повысилось; увеличилось количество творческих работ, выполненных учащимися, повысилось их качество; самооценка у неслышащих учащихся стала более реалистичной; повысился уровень сформированности личностных качеств учащихся. Все это является показателем процесса формирования социально-трудовой компетентности учащихся в коррекционной школе – интернате.

Большое влияние на социализацию воспитанников оказывает также профориентационная работа на уроках труда. Юноши 7-11-х классов обучаются слесарному делу, а девушки – швейному. Педагоги школы знакомят детей с профессиями, организуют участие в Днях открытых дверей в ПУ № 15 г. Шадринска. Выпускники прошлых лет успешно закончили , а некоторые и сейчас учатся в этом училище, получая профессию швеи, каменщика. также в Зауральском колледже физической культуры и здоровья города Шадринска. Проходит учеба наших выпускников в Екатеринбурге в профессиональном лицее имени М. Курочкина и в Челябинском профессиональном училище-интернате инвалидов по слуху имени И.И.Шуба. Проблема в том, что в Курганской области нет учебных заведений, кроме ПУ, для обучения глухих подростков.

Успешному поступлению в учебные заведения способствует сдача выпускных экзаменов. Государственная аттестация в школе проходит в условиях выбора учащимися не только предмета, но и формы сдачи экзамена: так в 2010-м году- 3 выпускника защищали проект, один – реферат и один ученик сдавал экзамен в традиционной форме.

Учителями трудового обучения вместе с учащимися велась большая подготовка по сбору и обработке материала, изготовлению проектов, составлению пояснительных записок, презентаций и портфолио для экзаменационной защиты. Комиссия отметила, что проекты и рефераты отличались полнотой исследования, в перспективе могут использоваться для проведения внеклассных мероприятий, связанных с краеведческим направлением, возрождением народных промыслов Зауралья и как база данных по народным промыслам города Шадринска. Учащиеся в ходе работы над проектами приобщаются к поиску нового и необычного. А это доставляет им чувство радости и удовлетворения, поскольку, как утверждал Л.С. Выготский, « стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества»[1].

Таким образом, работа школы по формированию социально-трудовой компетентности учащихся способствует успешному становлению личности, развитию эмоционально положительного отношения к продуктивному и созидательному труду, готовит к реализации своих возможностей в современном обществе.

Литература:

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6т. - М.: Педагогика,1983.-Т.2,5.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС – Глоссарий-И-Л- Компетенция , standart. edu. ru

geografiya-gazovoj-promishlennosti-rf-regiona.html
geografiya-i-globalnie-problemi.html
geografiya-malti.html
geografiya-metodika-prepodavaniya-anglijskogo-yazika-30-nems-tln-oitu-dstemes-metodika-prepodavaniya-nemeckogo-yazika-31.html
geografiya-mirohozyajstvennih-svyazej-nefti-i-gaza-chast-2.html
geografiya-mirohozyajstvennih-svyazej-nefti-i-gaza-chast-8.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-organizaciyu-edinoj-sluzhbi-podderzhki-dalee-esp-po-servisnomu-i-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-informacionno-kommunikacionnoj-sistemi-stranica-8.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-irkutskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-stranica-22.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nasha-sportivnaya-komnata-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej-nikitin-b-p-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mrachnij-zhnec-stranica-12.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predlagaemaya-chitatelyu-kniga-imeet-svoej-zadachej-osmislenie-i-sistematizaciyu-aktualnih-problem-ritoriki-i-teorii-kommunikacij-v-perspektive-razvitiya-sovremennih.html
  • college.bystrickaya.ru/13-grafik-samostoyatelnoj-raboti-studenta-s-prepodavatelem-programma-obucheniya-studentov-syllabus-po-discipline.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-predpriyatij-odnoj-otrasli-rf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/411-kotirovochnaya-zayavka-podaetsya-uchastnikom-zakupki-v-pismennoj-forme-v-srok-i-v-poryadke-ukazannom-v-izveshenii-o-zakupke-i-v-punkte-10-razdela-iii-informacionnaya-karta-zaprosa-cenovih-kotirovok.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501-yurisprudenciya-032401-reklama.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-proekt-generalnogo-plana-selskogo-poseleniya-selo-shelkanovo-yuhnovskogo-municipalnogo-rajona.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nekotorie-stati-ob-otnoshenii-okkultnoj-filosofii-k-zhizni-tajnaya-doktrina.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekonomika-torga-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/k-poeticheskim-istokam-marini-cvetaevoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/optimizaciya-processa-obrabotki-vodi-metodom-ultrafiltracii-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-zanyatij-po-pervonachalnoj-medicinskoj-podgotovke-spasatelej-mchs-rossii-v-1145-uchebno-metodicheskom-centre-po-grazhdanskoj-oborone-i-chrezvichajnim-situaciyam-tema-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/triumf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-24-chast-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xxi-veke-materiali-vserossijskoj-konf-s-mezhdunarodnim-uchastiem-posvyashennoj-100-letiyu-enisejskoj-ihtiologicheskoj-laboratorii-fgnu-niierv-2008-krasnoyarsk-ipc-sfu-s-119-121.html
  • writing.bystrickaya.ru/igra-kak-vid-deyatelnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-v-ramkah-8-mezhdunarodnoj-specializirovannoj-vistavki.html
  • education.bystrickaya.ru/22effektivnost-i-kachestvo-ekonomicheskogo-rosta-uchebno-prakticheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-studentov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii288-sanitarnaya-ochistka-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-tokarevskoe-selskoe-poselenie-gagarinskogo-rajona.html
  • bukva.bystrickaya.ru/puti-i-sposobi-povisheniya-ustojchivosti-raboti-rea.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-dlya-srs-srsp-po-discipline-mikroekonomika-specialnosti-5v05090-finansi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/simple-form-simple-pastpast-participle-eksperimentalnij-kurs-lekcij-po-prakticheskoj-grammatike-anglijskogo-yazika-10-lekcij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-i-eticheskie-aspekti-klonirovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalka-na-kazahskom-yazike-po-istorii-kazahstana-ent-pgk-100-m-ashitia-shatin-ora-trzd-ral-bumerang.html
  • college.bystrickaya.ru/32-razvedochnaya-geofizika-programm-a-vstupitelnih-ekzamenov-v-aspiranturu-po-specialnosti-25-00-16-gornopromishlennaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-k-regionalnomu-otraslevomu-soglasheniyu-po-obrazovatelnim-uchrezhdeniyam-vologodskoj-oblasti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-vse-kto-znal-o-bukovinskogo-schitayut-ego-svyatim-kak-vi-dumaete-kak-dolgo-budet-dlitsya-process-ego-beatifikacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-kak-tvorec-kulturi-chast-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-delovie-kulturi-mira-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika-podgotovki-specialista-specializaciya-mezhdunarodnij-biznes.html
  • crib.bystrickaya.ru/grigoreva-n-yu-ld-51-lyuboe-vremya-lyubaya-professiya-lyubaya-novaya-tehnologiya-vsegda-sposobstvuyut-vozniknoveniyu-novih-leksicheskih-plastov-obsheizvestno-chto-mnozhe.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-obshaya-harakteristika-uchebnogo-predmeta-uchebnie-programmi-oop-noo-maou-licej-4-programma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.