.RU

Формирование социально

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ 1 ВИДА
Руднова Ирина Владимировна

Россия, г.Шадринск, Курганская область

e-mail: iren@shadrinsk.net
В статье представлены результаты работы по формированию социально-трудовой компетентности учащихся в школе 1вида.
Жизненное самоопределение учащихся с нарушениями слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных сферах трудовой и культурной жизни общества нераздельно связаны с получением образования и выбором профессиональной деятельности, что позволяет добиться определенного уровня развития личности слабослышащего или глухого и включить его в экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умения адаптироваться к условиям производства.

Социально-трудовая компетентность по определению федерального стандарта – это «способности и умения, обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда »[2]. Формированием социально-трудовой компетентности в коррекционной школе - интернате занимается весь коллектив: начиная от дошкольников , учителей начального звена и воспитателей, и заканчивая учителями-предметниками, классными руководителями, учителями трудового обучения и психологом.

Начнем с самых маленьких -


Реализация классными руководителями школьной «Комплексной программы по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников» способствует формированию трудовых качеств личности, положительного отношения к труду; развитию у школьников психологической, практической готовности к трудовой деятельности.

Результаты многолетних исследований показывают, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Оценка учащимися с нарушениями слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. В этой связи резко увеличивается роль школы в профессиональном самоопределении учащихся. Школьные мероприятия, праздники и коллективные дела, встречи с представителями различных профессий, а также представителями учебных средних специальных заведений, психологическое тестирование определяют профессиональную ориентацию учащихся и являются важным направлением концепции воспитательной системы школы.

« Программа профессиональной ориентации (3- 11 классы)», разработанная организатором по внеклассной работе в школе, позволяет воспитателям оказать помощь учащимся в выборе профессии, соответствующей интересам, возможностям школьников; формировать основы правовых, экономических знаний; развить активность, самостоятельность, общение в деловых играх и тренингах; профессиональное просвещение учащихся.

Из практики профориентационной работы известно, что свой окончательный профессиональный выбор человек утверждает только в зрелом возрасте. Делать новый профессиональный выбор в это время очень трудно. Для человека с ограниченной трудоспособностью исправить неверный профессиональный выбор особенно тяжело. Поэтому уже в школьном возрасте важна высококвалифицированная профориентационная работа психолога, исключающая поверхностный подход к выбору профессии.

Содержание психологической поддержки учащихся в коррекционной школе отражено в « Программе профориентационной работы» психолога школы, предусматривающей тестирование, анкетирование, собеседование, составление профессиональных планов учащихся.

Беседы с учащимися и родителями о возможной профессиональной деятельности, изучение учителями-предметниками, учителями трудового обучения профессиональных интересов, наклонностей ребенка, его возможностей, готовит ученика к выбору профессии.

Так, в рамках работы по программе областной экспериментальной площадки «Формирование социально-трудовой компетентности учащихся в школе 1 вида» учителем Технологии было проведено исследование, в котором участвовали девушки, в возрасте от 12 до 18 лет, с диагнозом – двусторонняя нейросенсорная глухота. В диагностических целях оценки личностного развития учащихся использованы методики Г.П. Кулишовой - "Карта изучения трудовой деятельности учащегося" и «Проявление личностных качеств учащихся коррекционного отделения».

На основании полученных результатов констатирующего эксперимента можно сделать выводы о завышенной самооценке неслышащих учащихся; низком в большинстве своем уровне сформированности личностных качеств. В связи с этим необходима целенаправленная работа на уроках трудового обучения по формированию личностных качеств учащихся с учетом их индивидуальных особенностей; необходима работа по профориентации неслышащих учащихся .

Анализ фактологических данных позволил нам выделить проблемы в реализации инновационных стратегий, предполагающих такие условия трудового обучения, при которых доминирует мотив творчества, повышается качество обучения по предмету "Технология". В рамках решения проблемы:

Посильная, увлекательная работа детей в кружках способствует успешному становлению и всестороннему развитию личности. Самостоятельная работа с различными материалами создаёт неисчерпаемые возможности для развития детской фантазии. Знакомство с профессиями в индивидуально-трудовой деятельности осуществляется на занятиях кружков: «Путешествие в мир природы», «Дизайн одежды», «Оч' Умелые ручки»:

После проведения мероприятий в рамках эксперимента по тем же самым методикам, с той же группой детей проведен контрольный эксперимент, который показал, что качество знаний по основным разделам трудового обучения повысилось; увеличилось количество творческих работ, выполненных учащимися, повысилось их качество; самооценка у неслышащих учащихся стала более реалистичной; повысился уровень сформированности личностных качеств учащихся. Все это является показателем процесса формирования социально-трудовой компетентности учащихся в коррекционной школе – интернате.

Большое влияние на социализацию воспитанников оказывает также профориентационная работа на уроках труда. Юноши 7-11-х классов обучаются слесарному делу, а девушки – швейному. Педагоги школы знакомят детей с профессиями, организуют участие в Днях открытых дверей в ПУ № 15 г. Шадринска. Выпускники прошлых лет успешно закончили , а некоторые и сейчас учатся в этом училище, получая профессию швеи, каменщика. также в Зауральском колледже физической культуры и здоровья города Шадринска. Проходит учеба наших выпускников в Екатеринбурге в профессиональном лицее имени М. Курочкина и в Челябинском профессиональном училище-интернате инвалидов по слуху имени И.И.Шуба. Проблема в том, что в Курганской области нет учебных заведений, кроме ПУ, для обучения глухих подростков.

Успешному поступлению в учебные заведения способствует сдача выпускных экзаменов. Государственная аттестация в школе проходит в условиях выбора учащимися не только предмета, но и формы сдачи экзамена: так в 2010-м году- 3 выпускника защищали проект, один – реферат и один ученик сдавал экзамен в традиционной форме.

Учителями трудового обучения вместе с учащимися велась большая подготовка по сбору и обработке материала, изготовлению проектов, составлению пояснительных записок, презентаций и портфолио для экзаменационной защиты. Комиссия отметила, что проекты и рефераты отличались полнотой исследования, в перспективе могут использоваться для проведения внеклассных мероприятий, связанных с краеведческим направлением, возрождением народных промыслов Зауралья и как база данных по народным промыслам города Шадринска. Учащиеся в ходе работы над проектами приобщаются к поиску нового и необычного. А это доставляет им чувство радости и удовлетворения, поскольку, как утверждал Л.С. Выготский, « стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества»[1].

Таким образом, работа школы по формированию социально-трудовой компетентности учащихся способствует успешному становлению личности, развитию эмоционально положительного отношения к продуктивному и созидательному труду, готовит к реализации своих возможностей в современном обществе.

Литература:

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6т. - М.: Педагогика,1983.-Т.2,5.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС – Глоссарий-И-Л- Компетенция , standart. edu. ru

geografiya-gazovoj-promishlennosti-rf-regiona.html
geografiya-i-globalnie-problemi.html
geografiya-malti.html
geografiya-metodika-prepodavaniya-anglijskogo-yazika-30-nems-tln-oitu-dstemes-metodika-prepodavaniya-nemeckogo-yazika-31.html
geografiya-mirohozyajstvennih-svyazej-nefti-i-gaza-chast-2.html
geografiya-mirohozyajstvennih-svyazej-nefti-i-gaza-chast-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-otdelke-pomeshenij-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-menedzhment-biznes-associacij-i-torgovo-promishlennih-palat.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referatov-i-dokladov-po-discipline-passazhirskie-perevozki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bazi-dannih-specialnost.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-podhodi-koncepcii-programmi-podhodi-koncepcii-31-princip-parallelizma-formi-i-soderzhaniya-mishleniya.html
  • books.bystrickaya.ru/edinorossi-zashishayut-smi-v-zakone-gosduma-rf-monitoring-smi-6-maya-2008-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/promishlennij-i-mineralno-sirevoj-kompleks-sozdanie-novih-materialov-i-sovremennih-tehnologij-selskoe-hozyajstvo-i-prodovolstvennaya-bezopasnost-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-6-razvitie-mestnogo-samoupravleniya-trudovie-otnosheniya-ohrana-truda.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnaya-studencheskaya-konferenciya-posvyashennaya-130-letiyu-tomskogo-gosudarstvennogo-universiteta-i-60-letiyu-mehaniko-matematicheskogo-fakulteta-21-26-aprelya-2008-g-informacionnoe-soobshenie.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-2-starshij-lejtenant-mitropolit-bodajlo-priklyucheniya-shuri-holmova-i-feldshera-vacmana-klyuch-ot-chernogo-chemodanchika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ocenka-effektivnosti-kapitalnih-vlozhenij-predpriyatiya-na-predpriyatii-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-modernizacii-sistemi-professionalnogo-obrazovaniya-vladimirskoj-oblasti-v-celyah-realizacii-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/akt-vtoroj-mihail-bulgakov-bagrovij-ostrov-pesa.html
  • klass.bystrickaya.ru/agressiya-chast-3.html
  • student.bystrickaya.ru/31-rejting-shkala-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-politologiya-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-vneshnij-faktor-i-demokraticheskij-perehod-programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii-a-p-cigankov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postroenie-gipotezi-issledovaniya-novikov-a-m-n73-metodologiya-obrazovaniya-izdanie-vtoroe.html
  • credit.bystrickaya.ru/pedestal-kommersant-dengi-avtor-ne-ukazan-07072008-026-str-6.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-21-marta-2007-goda-61-ob-utverzhdenii-metodicheskih-rekomendacij-po-proektirovaniyu-razrabotki-neftyanih-i-gazoneftyanih-mestorozhdenij.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-upravleniya-personalom-v-sovremennih-organizaciyah-stranica-11.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-internet-programmirovanie.html
  • writing.bystrickaya.ru/k-nacionalnomu-dokladu.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-osnovnie-celi-i-zadachi-podprogrammi-s-ukazaniem-dolgosrochnaya-celevaya-programma-zhilishe-na-2011-2015-godi-pasport.html
  • urok.bystrickaya.ru/preemniki-putina-ivanov-i-medvedev-v-pyatnicu-gosduma-rassmotrit-vopros-uvelicheniya-detskih-posobij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-01-02-06-dinamika-prochnost-mashin-priborov-i-apparaturi-po-tehnicheskim-naukam.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-prepodavanie-algebri-v-9-klasse-vedetsya-po-umk.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-napravlenij-podgotovki-diplomirovannih-specialistov-ispecialnostej-po-kotorim-vedetsya-podgotovka-v-mgtu-im-n-e-baumana.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-vipolneno-pri-podderzhke-nauchnogo-fonda-gosudarstvennogo-universiteta-visshej-shkoli-ekonomiki-grant-07-01-79-vitalij-kiryushenko-stranica-10.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/694-razreshite-vzlet-2-borci-za-svetloe-carstvo-iii-internacionala.html
  • abstract.bystrickaya.ru/36-sostav-struktura-i-stoimost-osnovnih-sredstv-emitenta-informaciya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vskritie-trupa-kota.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-poznakomit-uchashihsya-s-istoriej-paralimpijskih-igr-pokazat-ih-znachenie-dlya-lyudej-invalidov-i-mirovoj-civilizacii.html
  • control.bystrickaya.ru/eho-saadi-kniga-feano-poetam-chast-1-2003-chast-1-iz-knigi-feano-poetam.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya-stranica-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/payanie-luzhenie-i-skleivanie-tipovaya-uchebnaya-programma-obshij-kurs-slesarnogo-dela-tipovie-uchebnie-programmi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.