.RU

G5) ЖКХ - Аналитический отчет группы мион игу по сетевому проекту «Социально-экономическое и социально-политическое...


G5) ЖКХ

В большинстве сибирских городов жилищно-коммунальное хозяйство осталось внерыночной отраслью. Формально реформа в ЖКХ идет - практически повсеместно покончили с монополизмом муниципальных жилищных трестов. Однако никаких кардинальных преобразований большинство сибиряков не почувствовали - на тех самых трестах просто сменили вывески, теперь это «управляющие компании», все прочее осталось по-прежнему.

В Иркутской области ситуация принципиально иная, хотя стартовые условия для переустройства жилищно-коммунальной сферы едва ли не худшие в Сибири. Причиной тому целый комплекс причин - исторических, географических, экономических. Например, самые высокие темпы жилищного строительства в регионе были в 1960–70−х гг., когда целые города возводили в тайге. За прошедшие десятилетия щитовые двухэтажки и хрущевки износились. Кроме того, Иркутск - старинный город, в котором еще сохранилось удивительное деревянное зодчество. Но эти здания ветшают, и даже в центре города не редкость убогие сооружения, едва ли выполняющие функции «памятников архитектуры». В глубинке же ситуация много хуже. Наряду с крупными городами, такими как Братск или Ангарск, с развитой диверсифицированной экономикой, в области немало небольших депрессивных моногородов и поселков, где инфраструктура ЖКХ находится в плачевном состоянии. Если к этому добавить суровый климат (даже в южных районах области отопительный сезон длится с сентября по май включительно), становится ясно: коренное переустройство коммунальной сферы - первостепенная и жизненно важная задача региональной власти.

В первой половине текущего десятилетия в области были приняты специальные законы и программы, обеспечившие нормативную базу региональных реформ, которые создали условия для формирования полноценного рынка жилищно-коммунальных услуг и развития в отрасли настоящей конкуренции. Но даже при наличии необходимой базы дело идет не так гладко, как хотелось бы.

Реформа отрасли держится исключительно на энтузиазме областного правительства и уже действующих управляющих компаний. Лишь несколько глав муниципальной власти понимают и претворяют в жизнь принципы реформирования ЖКХ. Остальные в лучшем случае сохраняют действующую систему в работоспособном виде, что тоже титанический труд. Например, протяженность ветхих тепловых сетей в области превышает 900 км. В 2009 году удалось переложить 60 км ветхих сетей, в прошлом - около 90 км. А надо на протяжении нескольких лет стабильно реконструировать не менее 110 км.

Первый удачный опыт был получен в Ангарске с населением в 240 тыс. человек. Летом 2002 года в городе создали Дирекцию объединенных строительных трестов (ДОСТ), которая специализировалась на управлении многоэтажными жилыми зданиями. Компании досталось вполне ожидаемое наследство — многомиллионные долги перед поставщиками энергии и прочих коммунальных услуг, планово-убыточная система хозяйствования, запущенный жилой фонд. Всего за год работы эта компания произвела ремонтов и работ по благоустройству в объемном (а не в стоимостном) выражении столько же, сколько действовавший ранее на этой же территории трест за пять с половиной лет. Эффекта удалось достичь достаточно простыми средствами. Были созданы условия, при которых потребовалось считать деньги, поэтому первый банковский кредит был потрачен на покупку счетчиков потребленной энергии. Создали институт частных предпринимателей, ответственных за содержание зданий, - управдомов, которые нанимают исполнителей конкретных работ. К этим управдомам стекается 90% квартплаты. Таким образом, у каждого здания появился свой «директор».

В самом Иркутске поступили несколько иначе. Городская дума решила организовать открытые акционерные общества со стопроцентным участием муниципального капитала для всего комплекса жилищных услуг, при этом не препятствуя вхождению в коммунальный бизнес и частников. В итоге в Иркутске действуют четыре муниципальные и десять частных компаний. И те и другие работают по подрядному принципу. Главное отличие муниципальных и частных компаний в том, что по закону частные предприниматели обязаны отчитываться перед жителями за потраченные деньги и, если появляются сэко­номленные средства, узнать мнение жителей, на что их предпочтительнее направить. Муниципальные же организации отчитываются только перед городскими властями.

Важным элементом работы иркутского ЖКХ является также схема распределения полученных с жильцов коммунальных платежей. По старой системе каждому дому на обслуживание и текущий ремонт доставалось не более 5–10% собранной суммы. Сейчас - не менее 25%. Раньше оплата труда работников коммунальной сферы съедала 43,5% общих сборов, сейчас - 28–30%. В советское время уровень материальных затрат по отношению к фонду оплаты труда составлял 11%, сейчас - 61% и более.

Финансовые показатели эффективности коммунальных служб изменились радикально. Там, где реформа ЖКХ перешла в практическую фазу, меняются и подведомственные объекты. Особого подхода требуют моногорода, чей бюджет зависит от благополучия одного предприятия, а средств недостаточно, а также Иркутск, которому нужно почти 20 млрд. рублей, чтобы сохранить архитектурное наследие, создав при этом современные условия жизни.

В ноябре 2009 года принято решение о реформировании системы ЖКХ на базе шести новых территорий. Опорные центры коммунального комплекса в городах Бодайбо, Тайшете, Тулуне, в Братском, Зиминском и Иркутском районах займутся мониторингом ситуации, модернизацией отраслевой системы и обучением специалистов. Здесь уже предприняты шаги по модернизации системы ЖКХ. Например, в Усть-Куте и Бодайбо, куда топливо завозят по железной дороге (а в Бодайбо еще и по воде!), за счет модернизации или закрытия устаревших котельных вдвое сократили расход жидкого топлива. Только Усть-Кут на реформирование систем отопления с 2000 года потратил 462 млн. рублей, 77% этих денег - средства областного бюджета. Значительная экономия денежных и материальных ресурсов получена за счет грамотно сформированной производственной базы, эффективной тарифной и технической политики, подготовки квалифицированных управленцев, инженерно-технических специалистов и рабочих кадров. В дальнейшем планируется расширить сеть центров на Усть-Кутский, Казачинско-Ленский, Черемховский, Нижнеилимский районы и на город Усть-Кут. Создание устойчивой сети опорных центров даст возможность развить рыночные отношения в жилищной сфере, повысить качество и доступность коммунальных услуг, снизить бюджетные затраты в отрасли.


glava-5-vzaimootnosheniya-zakonodatelnogo-sobraniya-avtonomnogo-okrugas-gubernatorom-avtonomnogo-okruga-i-pravitelstvom-avtonomnogo-okruga.html
glava-5-yazhizn-sravnil-bi-s-shahmatnoj-doskoj.html
glava-5-yurij-nikitin.html
glava-5-zachem-vi-devochki-alfonsov-lyubite-igor-vagin-antonina-glushaj-osnovnoj-instinkt-psihologiya-intimnih-otnoshenij.html
glava-5-zagadki-chelovecheskoj-evolyucii-zapretnaya-arheologiya.html
glava-5-zaklyuchitelnie-polozheniya-n-n-gricenko-predsedatel.html
  • student.bystrickaya.ru/-publichnoe-obsuzhdenie-gradostroitelnoj-dokumentacii-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-9-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-kostromskoj-oblasti-v-forme-zashiti-referata.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-vii-kurs-russkoj-istorii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravovoj-status-vnutrennih-morskih-vod-chast-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-v-teplyashin-istoki-i-razvitie-anglijskogo-tyurmovedeniya-stranica-14.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-vipolnite-sleduyushie-uprazhneniya-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-poslednij-rubezh-igra-v-poddavki-aleksandr-mitich.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-p-p-voprosi-vozmozhnie.html
  • grade.bystrickaya.ru/modelirovanie-sistemi-massovogo-obsluzhivaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vse-diri-v-trubah-v-gosti-k-nam-moskva-8-iyulya-ria-novosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/bezrabotica-kak-ekonomicheskaya-kategoriya-ee-teoreticheskoe-obosnovanie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanij-shkolnoj-mediateki.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-demoversiya-rabochej-programmi-po-discipline-zemlevedenie-dlya-specialnosti-012500-geografiya-kafedra-geografii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/begstvo-aleksandr-viktorovich-filatov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neizvestnaya-istoriya-chelovechestva-stranica-21.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regulyatori-business-financial-markets-avtor-ne-ukazan-01072008-118-str-12.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-omskogo-soyuza-kooperativov-izd-omsoyuza-kooperativov-omsk-1924-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/b-b-mubarakova-s-aazdarin-aza-tlnde-zhrgzu-pavlodar-ali-sz-azastan-respublikasi-prezidentn-2001-zhili-7-apanindai-550-tlderd-oldanu-men-damitudi-2001-2010-zhildara-arnalan-memlekettk-badarlamasi-turali.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-urokov-rabochaya-programma-dlya-3-klassa-po-proektu-perspektivnaya-nachalnaya-shkola-edalinoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-ocenka-vliyaniya-vstupleniya-rossii-v-vto-na-ekonomiku-subektov-federacii.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnoegosudarstvennoeobrazovatelnoe-byudzhetnoeuchrezhdenie-visshegoprofessionalnogoobrazovaniya-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogovij-ekzamen-po-discipline-provoditsya-v-dve-stupeni-rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-fizicheskie-osnovi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-19-kubatura-sferi.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-skorosti-i-sili-vetra-orientirovanie-opredelenie-koordinat-obnaruzhennih-obektov-celeukazanie-90.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-14-gosudarstvennoe-finansovoe-regulirovanie-i-makroekonomicheskoe-ravnovesie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3-organizaciya-upravlencheskogo-uchyota-programma-dlya-postupayushih-v-magistraturu-po-napravleniyu-ekonomika.html
  • report.bystrickaya.ru/izderzhki-predpriyatiya-v-kratkosrochnom-i-dolgosrochnom-periode-chast-8.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alfavitnij-ukazatel-uslovnih-oboznachenij-armatura-truboprovodnaya-termini-i-opredeleniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospaleniya-1-lekciya-etot-cikl-lekcij-budet-kasatsya-voprosov-iz-oblasti-duhovnovedeniya-imeyushih-glubokoe-znachenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-29-pravovaya-kultura-metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-kursovih-rabot-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-modelirovaniyu-informacionnih-resursov-student-5-kursa-oo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/finansirovanie-prirodoohrannoj-deyatelnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/071401-socialno-kulturnaya-deyatelnost.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogika-i-psihologiya-shomega-l-moskva-2006-stranica-12.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-razvitiya-selskogo-turizma-v-rossii-metodika-profilaktiki-narushenij-osanki-12-u-detej-mladshego-shkolnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.